ЧТО ТАКОЕ ПРАВЕДНОСТЬ В МИРУ? КО ДНЮ ВСЕХ РУССКИХ СВЯТЫХ Протоиерей Андрей Ткачев 04.07.2013

Было время, когда живописцы интересовались только возвышенными сюжетами. Например батальными сценами. Дым, жеребцы, люди, трупы, искаженные гримасы, массовый героизм и массовая смерть. Или портреты важных особ, лучше всего – венценосных. Гордые выправки. Носик ввверх, плечики расправлены. На лицах зачастую – смесь вырождения с остаточным величием. Или аллегорические изображения грехов и добродетелей. Например, как нарядная кривда спихивает с дороги скромную правду. Или античные зарисовки, добро мифология так богата, что тему для творчества даст и морализаторам, и приверженцам голой натуры, и эрудитам в области античности. Еще были натиюрморты, кой-какие виды( не всеми любимые, как жанр), да что-то еще. Но вот случился сдвиг в сознании. Живописцам внезапно стал интересен маленький человек. Вот продавщица фиалок, или женщина, собирающая виноград. Сколько в ней свежести и наивности! А вот веселый ботвинник( да хоть бы и молочник) на узкой улице старого городка. Вот кулак звенит монетой, на которой в свете свечи как будто угадываются капли крови. И так дальше. Сюжетов бездна. И нельзя сказать, что раньше не было картежников, молочников, прачек, ростовщиков, старух, ругающихся с молодухами. Были они, просто искусству не было до них дела. Искусство занималось предметами возвышенными. И академики позже поднимали вой и гвалт, вполне законный и неизбежный, кстати. Они орали, что пошло рисовать балерин, завязывающих пуанты, и рабочих, купающихся за городом. Мелко это – направлять внимание на едоков картофеля и любительниц абсента. Но дело было изготовлено. Не художниками, а всей эпохой. Эпоха повернулась лицом к сюжетам, до тех пор ненавидимым и оттого незаметным. Маленький человек в сознании эпохи стал огромным, а большие умалились, окарикатурились.

Я говорю об этом потому, что мы традиционно видим не то, что есть, а то, что готовы увидеть. Сказали деточке: » Смотри, малышка, это птичка «, и деточка одну птичку только и видит. А там еще и облака имеется, и ветер ветви раскачивает. Но ветер и облака будут замечены только когда на них укажут. Таковы законы мышления. И вот в преддверии праздничка всех Святых в земле Русской просиявших я хочу заявить, что нам необходимо кое на что обратить внимание. Важное место во святых у нас занимают благоверные князья. Но их уже издавна нет и скорее всего не будет. Это область истории и предания. Точно так же нет благоверных королей и благочестивых цариц. Вот нет и все. Не повод для преждевременной смерти, хотя жалко несказанно. Еще у нас есть много юродивых. В этих живых обличителях неправильной религиозности Русь, видимо, нуждалась постоянно. Отсюда и очень много. Самый яркий идеал Руси – иночество. Свет мирянам – инок, свет инокам – архангел. Аминь! Иноки и сегодня есть, хотя из-за всеобщего плотоугодия, расслабления, отсутствия духовного руководства им нынче труднее всех. И подлинное монашество, как всегда – редкость. А вот мирской идеал святости у нас не выработан. Словно в миру и избавиться нельзя, а только в черных одеждах, да за каменными стенами в три м етра шириной. А ведь миряне в школах преподают, пожары тушат, нездоровых лечат, книжки пишут и печатают, дома строят, церковными хорами правят, храмы расписывают. Продолжать можно долго. Таким образом на повестку дня значит любопытная задача. Нужно сформулировать для христианского общества, что такое законность в миру, каковы обязанности мирянина в повседневной жизни, без порыва с миром и ухода в монастырь. Нам будет трудно жить, если мы этого не сделаем.

Например, необходимо сформулировать идеал мужа и отца. Не только ведь мужчина-монах или мужчина-полководец святы и воспроизведения достойны. А смиренный и двужильный работяга, не пропивающий зарплату, воспитывающий деток да еще и молящийся Богу перед сном разве не свят? А далековато ли многодетная мать ушла от мученицы? Ну ладно, не от мученицы, так хоть от игумении маленький обители? Как по мне, то еще вопрос – кому тяжелее? Учитель – чем не святая специальность? А доктор в идеале разве не ангел? Умен, добр и впору приходит на помощь. Знаю, слишком хорошо знаю, что разрешено заурчать, заныть, зашипеть в ответ про власти, да про законы, да про нехватку средств. Но власть, законы и деньги именно таковы и не инаковы, что мы все на средства научились сводить, а смысловые стержни из жизни вынули. Вот у нас при таковой дьявольской калькуляции вселенная и рассыпается на составные. Нужно заявить человеку. где он Богу служит, а где он – бытовой сатанист. Нужно разъяснить человеку, как к святости стремиться, не меняя прописки, и не меняя пиджак на рясу. Нужно отыскать и показать человеку живые примеры подлинного и современного христианства. А то мы все вычитываем из старенькых книг на трудном языке ну очень далекие примеры. А он, человек-современник, никоим образом в толк не возьмет, как эти примеры к себе самому приложить, и как на них жизнь выстроить.

Гораздо больше на Руси было незнаемых святых, ежели узнанных и канонизированных. Это тоже нужно помнить И когда мы сейчас видим, что повседневность с лубочной картинкой не совпадает, нужно поменять фокус зрения – замечать невинность, жертвенность, бескорыстие и мужество в обыденности. Ведь не в одежках же, в конце концов, и не в длине бороды скрылось Православие. Оно в выполнении заповедей, в памяти Божией. Оно в молитве, котрую не задуть, в Литургии, которая служиться не закончит. Одним словом, с праздником вас, возлюбленные. Вы же, святые Божии люди, на наших землях для Рая воспитавшиеся, помолитесь Христу о даровании нам интеллекта отличать главное от второстепенного, и умения извлекать великое из жалкого. Тогда по слову Иеремии, будем, как Господни уста.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.