В Свято-Троицкой Сергиевой лавре обсудили современные проблемы монашества

27 сентября. Опубликован итоговый документ Международной богословской научно-практической конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность». Она проходила в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры и посвящалась обсуждению актуальных вопросов современной жизни монастырей и монашествующих.

В конференции приняли участие архиереи, игумены и игумении, а также монашествующие — представители православных обителей Московского Патриархата и четырех братских Поместных Православных Церквей. Всего было зарегистрировано 143 участника.

Главной темой докладов и продолжительных дискуссий стал проект «Положения о монастырях и монашествующих», подготовленный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. В результате двухдневной работы были подтверждены основополагающие принципы документа. Участники предложили признать проект «Положения» достаточно подготовленным для прохождения дальнейших этапов общецерковного обсуждения. Они подчеркнули:

«В «Положении о монастырях и монашествующих» сформулированы основополагающие принципы монашества.

Целью монашеской жизни является наиболее полное единение с Господом через исполнение заповедей о всецелой любви к Богу и ближнему путем аскетического делания, переданного святыми отцами и осуществляемого благодатью Святого Духа в Церкви. Жизнь монаха основывается на покаянии и выражается в исполнении обетов целомудрия, послушания и нестяжания.

Давая обет целомудрия и отказываясь от земного брака, монах обретает таинственный брак души с Небесным Женихом — Христом. В обете нестяжания монах отказывается от надежды на вещественные блага и тем самым все упование целиком возлагает на Бога, в котором и обретает свое главное сокровище. Истинный монах есть тот, кто ничего в этом мире не имеет, кроме одного Иисуса Христа. В обете послушания, отрекаясь от своей воли, монах стремится подражать Христу в его послушании Богу Отцу и тем самым обретает опытное познание воли Божией.

Жизнь внутри монашеской традиции возможна только при присутствии духовного руководства. Дух Святой действует в Церкви, и в ней всегда будут святые, пророки, духовные наставники. Духовное руководство основано, прежде всего, на добродетелях послушания и веры. Оказывая послушание игумену/игумении, монашествующий оказывает его не человеку, но Богу.

Игумен/игумения монастыря в полноте обладает духовной властью в обители и должен/должна быть образом для подражания братии/сестрам своим личным примером монашеской жизни. Как Христос был для Своих учеников Учителем и Отцом, игумен/игумения обители является для братии/сестер, прежде всего, духовным отцом/духовной матерью, а не только администратором. Для монашествующего губительно не иметь духовной связи со своим игуменом /своей игуменией. Согласно древней монашеской традиции, игумен/игумения должен/должна со многой рассудительностью заботиться о гармоничном сочетании телесных трудов и келейных молитвенных занятий братии/сестер, а также обо всех их нуждах.

Традиционной обязанностью монашествующих является ежедневное участие во всем суточном круге богослужения. Однако молитвенная жизнь монаха не ограничивается временем церковного богослужения и келейного правила, но продолжается в непрестанном призывании Господа в Иисусовой молитве.

Каждый монастырь должен иметь свой внутренний устав, который утверждается правящим архиереем».

Участники конференции считают целесообразным продолжение обсуждения «Положения о монастырях и монашествующих» и обмен опытом.

По материалам Русская линия

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.