Интервью с протоиереем Димитрием Шишкиным, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Почтовое, Бахчисарайского района (Крым)

— 18 марта 2018 года в очередную годовщину присоединения Крыма к России, впервые на крымской земле прошли выборы президента РФ. Отец Димитрий, как за четыре года изменилось ваше отношение и отношение крымчан к России и референдуму 2014 года?

— В Крыму есть недовольные, но их немного. Я всегда говорю таким людям: «Чтобы не разочаровываться, нужно не очаровываться». Очарование — это неправильное понимание действительности. Моя семья живёт в Крыму на протяжении ста лет, я родился здесь, но всегда знал, что Крым – это Россия. Но я никогда не очаровывался, понимая, что Россия – большой и сложный мир и что с его приходом возникнут свои проблемы, но я всегда хотел, чтобы мы снова стали частью этого мира. Поэтому для меня, если что и поменялось, то только в лучшую сторону. И таких, как я, большинство.
К сожалению, некоторые православные издания иногда отказываются обсуждать проблемы, возникшие, в том числе, и с нашим возвращением в Россию, но проблемы не исчезнут сами по себе, их нужно решать сообща. Попытки политически решить эти вопросы ни к чему не приведут. Ну, например, некоторым подай царя или чтобы было только православно и все! Подождите, православно – это как?! Написать указ, прибить к стенке и всех под одну гребёнку?! Это бред.
Если мы будем более боголюбивы, человеколюбивы и внимательны друг к другу — это и станет залогом доброй христианской жизни. Но это будет не так быстро, как хотелось бы, хотя в этом и состоит смысл преображения нашего Отечества, а мы все к этому стремимся.

Протоиерей Димитрий Шишкин: Господь не оставляет нашу Россию

Отец Димитрий во время событий Крымской весны

— Какие были ожидания у недовольных нынче людей?

— Недовольны в основном не те, которые что-то ждали, а которые в принципе не хотели, чтобы здесь была Россия. Есть такое понятие – тенденциозность. Человек заточен под определенную точку зрения, и ему трудно увидеть реальность. Это, как говорят монахи, испорченный помысел, который сложнее всего исправить. Человек видит только плохое, хотя хорошего гораздо больше. Начиная с таких проектов, как мост, аэропорт и дороги, заканчивая социальной и медицинской сферами.
Я могу привести пример из своей жизни. Неожиданно заболел мой старший брат, у него стали разлагаться тазобедренные кости, за короткое время он превратился в инвалида. Мы были в ужасе, так как протез на одну ногу стоит примерно триста тысяч рублей, на две – около шестисот. В моей семье таких денег нет, не было и, скорее всего, не будет. Но только благодаря российской государственной программе брату бесплатно сделали операцию.

— Он ходит сейчас?

— Ходит и работает. Это реальный положительный пример, но есть и отрицательный. Мой отец страдает астматическим бронхитом, и, когда началось обострение, ему прописали лекарства и сказали прийти через три недели, хотя отцу было очень плохо. Отец держался до последнего и в назначенный день по пути в поликлинику упал в обморок, его еле-еле откачали. Но раньше прийти было никак нельзя, вы понимаете? Я был просто в шоке. Это абсурд. Две ситуации, две иллюстрации.

— Что во втором случае? Сбой системы, человеческая халатность?

— Это не сбой, а система, которая работает неправильно. Нельзя, чтобы законы в самом низу не помогали, а наоборот мешали. На это люди и жалуются. На бюрократию, которая убивает. Я говорю об этом, чтобы проиллюстрировать, почему бывает недовольство властью. Мы любим своё Отечество и хотим, чтобы наша жизнь была добрая и христианская. Поэтому давайте не будем закрывать глаза на проблемы, а говорить правду при всей нашей любви. Просто нужно иметь добрый взгляд и стараться исправлять недостатки с Божьей помощью. Где-то, если нужно, смириться, промолчать, перетерпеть, потому что проблемы будут всегда. Например, митрополит Антоний Сурожский говорил, что мы не должны молчать о несовершенствах церкви земной, иначе будем недостойны церкви, в которую верим (прим. ред.: «Мы исповедуем Церковь одну, а создаём и живём в другой. Эмпирическая церковь, церковь, в которой мы фактически живём и действуем, страшно непохожа на ту Церковь, которую мы исповедуем. Я знаю, что большая часть духовенства церковь никогда не критикует и не ставит под вопрос ничего церковного. Но я думаю, что если мы не будем ставить под вопрос то, что неминуемо должно быть исправлено, то мы окажемся недостойными Церкви, которую мы исповедуем» — митрополит Антоний Сурожский).

Протоиерей Димитрий Шишкин: Господь не оставляет нашу Россию

Крымские просторы

О ФЕНОМЕНЕ ПУТИНА И КРЫМЧАН

— В Крыму за Путина проголосовало более девяноста двух процентов населения. Вы – второй регион по количеству голосов, отданных за Путина, после Кабардино-Балкарии. В чем, на ваш взгляд, феномен Путина?

— Здесь сразу два вопроса: феномен Путина и феномен крымчан. Путин – гений политики. Точка. Надо это просто понять. Как Моцарт — гений музыки, Пушкин — поэзии, а Юрий Гагарин первый в космос полетел. Это факт, с ним не поспоришь. Второе – он любящий сын своего Отечества. Его нам дал Бог. При этом не надо Путина обожествлять, делать из него идола, кумира. Но мы должны с благодарностью к Богу молиться о нём. Если говорить о крымчанах, это особый народ, русский, чего никак не могут или не хотят понять на Западе. Положив руку на сердце, я до двадцати семи лет ни разу не слышал чистую украинскую речь в Крыму…

— Какой-нибудь суржик?

— Суржик. И когда нам объявили, что мы живём в Украине, это было насилием: не спросив, нас поставили перед фактом, что мы живем в другой стране. В 2000-е мне стало казаться, что новое поколение крымчан утратило понимание, что мы русские. Но когда в Крыму произошли всем известные события, я возликовал. Оказывается, это понимание жило и в дедах, и в родителях, и в детях, и в подростках. Это дух, это правда. И когда спорят, чей Крым, я просто не хочу это обсуждать, потому что Крым выкуплен дорогой ценой для России.
Крымская земля усыпана костями православных христиан, пожертвовавших своей жизнью ради Христа, веры, Отечества и царя. Это не просто так! Они же предстоят перед Богом и молятся. Кто может отменить или перечеркнуть их правду?! Поэтому мне жалко тех украинцев, которые сопротивляются этой правде, их борьба обречена. И если они этого не поймут, то навлекут на себя еще большие скорби. Это как Ангел сказал пастырю Ерме: «Не оставит тебя Бог, доколе не сокрушит либо сердце твое, либо кости твои» («Пастырь Ерма». Заповеди. Пролог). Или человек смирится, осознает, что во Христе русские и украинцы – едины, или будет страдать, скорбеть и мучиться. Мне жалко таких людей.

Протоиерей Димитрий Шишкин: Господь не оставляет нашу Россию

По дороге в Севастополь

— Как будто они находятся в духовном помрачении.

— Да, но я верю, что всё вернется на круги своя, хотя будет непросто, потому что на Украине хватает и прозападно настроенных людей, и ультранационалистов. Но всё равно большинство – адекватных, которые хотят жить простой, доброй жизнью, согласной и с Россией, и с украинским менталитетом. Человеку невозможное, возможно Богу, поэтому я верю, что с Божьей помощью мы возвратимся к единой жизни с сохранением разнообразия традиций, культуры и языка.

О ПРАВДЕ БОЖИЕЙ И ПОКАЯНИИ

Может, на Западе тоже духовное помрачение? Ведь то, что они позволяют себе в отношении России — за гранью разумного.

— В Писании существует понятие – «люди превратного ума», которое во многом можно отнести к людям на Западе (О «Превратном уме» Рим. 1:28). Я не говорю ко всем, потому что многие, наоборот, видят в России надежду и правду, может, не до конца осознавая, в чем она состоит. Люди превратного ума – элиты, которые сознательно насаждают либеральную модель. В Писании апостол Павел четко говорит, почему человек или сообщества становятся причастниками превратного ума – за то, что не потрудились в уме своем обрести Бога. У святителя Андрея Критского есть замечательное слово, объясняющее это состояние – самоистуканство.

— Творение из себя кумира? Гордыня?

— Абсолютно точно. Из себя, ветхого человека со страстьми и похотьми. Вот в чем основа либеральной современной идеологии, которая повсеместно насаждается. Они не принимают духа Христова, он их пугает и абсолютно им чужд. По большому счёту, в этом заключается вся борьба. Но кто искренне начинает искать Бога — смотрит на Россию с надеждой, понимая, что здесь, благодаря Святой Церкви, все ещё сохраняется Правда Божия.

— Отец Димитрий, что ждет Россию впереди? Ведь судя по ситуации, все очень сложно и мир на грани войны. К чему готовится?

— Старец Паисий Святогорец сказал изумительные слова: «Покаянием человек может изменить решение Бога». Не существует фатального порядка, по которому развиваются события. Многое зависит от нас. Господь смотрит на сердце и на жизнь каждого человека, прихода, церкви, общества. И если люди будут стараться жить по-божески, неужели Господь оставит и не оградит их от бед и напастей?! Оградит, и в нашем Отечестве будет добрая жизнь. Я верю в это.

— А вас не расстраивает, когда те же либералы говорят: «Зачем нам Крым, главное, чтобы в России всё было хорошо, здесь и сейчас». Как будто Крым виноват во всех их бедах. Как к этому относится?

— Слушайте, давайте погладим их по головке и скажем: «Дорогие наши, будьте здоровы и счастливы. Возьмите цветочек, конфетку, только не пеньтесь своими срамотами, не лезьте, куда не надо, нас не трогайте».

— Так ведь лезут из всех щелей…

— Лучший способ борьбы с тьмой – зажечь свечу. Нам нужно самим делать больше добрых дел. Когда начинаешь воевать, то думаешь, что восстанавливаешь справедливость, но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива (Иак. 3:17). Это очень глубокие вещи. Надо быть причастниками небесной Правды — бороться, но духовно, с рассуждением, не размахивая кулаками, ведь рассудительность, по единодушному мнению святых отцов, выше всех добродетелей (прим. ред. «Выше всякой добродетели рассудительность», – прп. Исаак Сирин, Слова подвижнические. Слово 9).

Протоиерей Димитрий Шишкин: Господь не оставляет нашу Россию

Литургия в храме Феодоровской иконы Божией Матери. Бахчисарай, 28 августа 2015 года

— Это самое главное. А вообще, с каким чувством вы смотрите в будущее?

— С духовной радостью. И даже не в будущее, а в вечность. Когда смотришь в божественную вечность, ничего кроме радости не испытываешь. Но это иная радость, она не отменяет скорбей, трудностей на пути к Богу. И даже моментов богооставленности. Это относится и к каждому человеку, и к Отечеству в целом. Главное – не терять сердечного устремления к Богу, а Господь и так не оставляет нас и нашу Россию. Но нужно иметь и страх Божий, стараться быть честными и последовательными. Как Апостол призывает: хранить постоянство в добродетели (Рим. 2:7). К сожалению, часто наше христианство заменяется лозунгами и транспарантами, а ведь православной должна стать вся жизнь, и тогда наш свет будет сиять миру, и другие потянутся к истине. А если этого сияния не будет, то хоть засыпь цитатами из Священного Писания, никого не убедишь. Знание Библии необходимо, но оно должно быть созвучно нашей жизни и духовному опыту, иначе все превратится в букву, которая мертвит, а Дух животворит.

— Значит, не надо впадать в уныние?

— Конечно! Хотя иногда и теснота душевная, и туга, и скорбь необходимы. И не надо этого бояться. Человеку нужно пройти и через периоды обуяния духами неверия и сомнения, чтобы сознательно противопоставить этим искушениям веру. А что такое вера? Это свобода. Человека никто не может заставить верить или не верить. И когда его обуревает дух неверия, это лишний повод вопреки всему явить верность Христу. Это прекрасно!

Беседовала Елена Юферева

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.