О подготовке ко Крещению

К принятию таинства Крещения следует снаряжаться заранее. Прежде всего необходимо узнать, проводятся ли при храме особые беседы для » оглашенных «( готовящихся принять Крещение и изучающих базы православной веры). Если беседы проводятся, то следует их часто посещать.

В дни перед принятием Таинства нужно читать Евангелие и книжки, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Знайте, что эти дни — особенные, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже чрезвычайно важные проблемы. Посвятите это время духовно-нравственным размышлениям, сконцентрируйтесь на внутренней жизни своей души. Избегайте суеты, порожних разговоров, смотрения телевизора, не участвуйте в различных увеселениях, ибо то, что вы будете воспринимать, велико и свято, а все святое Божие принимается с величайшим трепетом и почтением.

Если есть возможность, можно соблюдать пост в движение 2-3 дней. В сам день крещения нужно с утра не есть, не глотать и не курить, живущим в браке накануне ночью воздержаться от брачного общения.

Святыня Божия требует от человека особой чистоты. Являться ко Крещению необходимо предельно чистыми и опрятными. Женщины в месячной нечистоте не приступают к купели Крещения до окончания данных дней. Кроме того, женщины приходят креститься без косметики и украшений.

К истоку таинства надо приходить вовремя. Необязательно креститься в воскресный день, ежели в храме и в будние дни совершают это великое таинство.

Восприемники

Как-то раз мне довелось помогать батюшке во время Крещения. Когда таинство кончилось и мы уже собрались уходить, в крестильный домик вошла женщина с малюсеньким мальчиком, сопровождаемая мужчиной с восточными чертами лица.

Женщина стала умолять окрестить ее сына, говоря, что сегодня они уезжают из города. Мужчина же отрекомендовался крестным папой.

» Есть ли на вас нательный крестик? » — спросил у него священник. » А для чего? » — ответил тот вопросом. » Как это — зачем? Ведь вы православный человек? » — » Нет, я магометанин «, — последовал неожиданный ответ.

Этот анекдотический эпизод убедительно показывает, как несерьезно люди подходят к избранию крестных родителей. Огромное большая часть » кумов » не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной мольбы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста на груди. Иные крестные папы считают своим долгом перед приходом в храм » взять для храбрости «; крестные матери порой бывают нескромно одеты, с обильной косметикой. И фактически никто не знает, кто-такие крестные, для чего они нужны и в чем их повинности.

По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте спрашивать от него веры и покаяния — двух главных условий соединения с Богом, невозможно. Поэтому с древних времен появились » крестные » — люди, за веру которых крестят младенцев( попутно следует увидеть, что при крещении взрослых старше 18 лет крестные не нужны).

Крестным может существовать только по-православному верующий человек, способный дать доклад в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девченке — только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и такого, и другого. Родители не могут быть крестными своего малыша; муж и жена крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры полностью годятся в крестные родители.

После погружения младенца в купель крещения крестный воспринимает его из рук священника. Отсюда славянское название — восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязательство воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание станет давать на Страшном Суде.

Крестные родители всегда, до конца собственных дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь меж восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От кропотливого исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.

Поведение в храме

Православный церковь — это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме необходимо благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя ярость Божий.

Приходить к службе надо заблаговременно, за 5-10 минут. Входя, пересечься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины вступают в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу, стерев губную помаду. Одежда обязана быть пристойной и опрятной.

В храме нельзя говорить звучным голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нищеты не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам необходимо так, чтобы не помешать другим молящимся.

Разговоры в храме необходимо ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив разговоры на потом.

Придя в храм с детьми, нельзя позволять им носиться, шалить и смеяться. Плачущего ребенка нужно постараться унять, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

Подпевать хору разрешено только очень тихо. При общенародном пении не допускать » бесчинных воплей «.

Сидеть в храме дозволяется лишь по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

Если все молящиеся встают на колени, необходимо присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя заходить в храм с животными или птицами. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения » Херувимской » и Евхаристического канона на литургии( от Символа Веры до » Отче наш «). В это время еще нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.

Сделать примечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно тихо и деликатно. Лучше вообще воздержаться от замечаний, если, естественно, не имеет места наглое, хулиганское действие.

Наконец, необходимо оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить ранее времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

Свеча

Что делает поначалу человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из 10 — подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки наступает наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно доставить себе православный храм, в котором не зажигают свечей…

Толкователь литургии счастливый Симеон Солунский( xv век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в символ нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска произносит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи значит обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме такого, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя становить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие обязано быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возжженная свечка присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди большого колличества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечи от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и насколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая крупная свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают церковь, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое среди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих недалёких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник( канун) — о упокоении усопших. Если хочет сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда приключается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты пылающими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи тушить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не нужно смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — потерпевшая сторона уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует становить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нательный конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т. д. Околоцерковных суеверий немало, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он оценивает больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не высвободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического смысла, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Церковная записка

Если вы желаете, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана пристально и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не наиболее 10 имен.

2. Озаглавьте ее — » о здравии » или » о упокоении «.

3. Имена пишите в родительном падеже( вопросец » кого «?).

4. Ставьте полную форму имени, даже ежели поминаете детей( например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное начертание светских имен( например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, вполне или в понятном сокращении( например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет именуется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком( отроковицей).

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их ступени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов » бойца «, » монаха «, » монахини «, » болящего «, » путешествующего «, » заключенного «.

10. Наоборот, не нужно писать » заблудшего «, » страждущего «, » озлобленного «, » учащегося «, » скорбящего «, » девицы «, » вдовицы «, » беременной «.

11. В заупокойных записках отметьте » новопреставленного «( усопшего в движение 40 дней по кончине), » приснопамятных «( усопших, имеющих в этот день памятные даты), » убиенных «.

12. За тех, кого Церковь прославила в лике непорочных( например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — лишь крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую дробь литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частички, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о помиловании грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообщем, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его традиционно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются повторно, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Как правильно креститься

» Перекрестись, сынок «, — негромко сказала женщина средних лет стоявшему вблизи с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот совместно с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. » Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа «, — еле слышно шептали губки, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение.

Как радостна такая картина! Но как же часто, к сожалению, приходится видеть другое — верующие люди, по многу лет посещающие богослужения, крестятся совсем неправильно…

Один машет рукой вокруг себя, как будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не креститься, а осыпает себя солью; 3-ий — со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж произносить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то около шеи.

Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случае. Еще святитель Василий Великий писал: » В Церкви все благовидно и по чину да бывает «. Крестное знамение — видимое свидетельство нашей веры. Чтобы выяснить, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его пересечься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: » Верный в маленьком и во многом верен «( Лк. 16, 10).

Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались опосля однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, беспокойно и невнимательно крестится, попросту радуют бесов.

Какое же крестное знамение станет правильным? Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы. Два остальных пальца — плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым сошествие Сына Божия с Неба на землю( два пальца — образ 2-ух природ Иисуса Христа).

Вначале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; потом на чрево, в область солнечного сплетения — для освящения чувств; опосля этого — на правое, а затем левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем поясной книксен. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему. Кстати, еще одна известная ошибка — поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.

Во почти всех старых учебниках Закона Божия при описании крестного знамения нательный конец Креста предлагается делать на груди. В таком случае Крест выходит перевернутым и невольно превращается в символ сатанистов.

Крестное знамение сопровождает верующего всюду. Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в церковь; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением еду. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

Колокольный трезвон

Церковный звон в колокола бывает двух видов: благовест( им прихожане созываются на службу) и фактически звон.

Благовест — это мерные удары в один большой колокол. Он совершается так: поначалу производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередность, делится на два вида: обыкновенный( частный), производимый самым огромным колоколом; постный( редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого Поста.

Собственно звоном именуется такой звон, когда звонят сразу во все колокола. Он разделяется на последующие виды:

Трезвон — звон во все колокола, повторяющийся трижды опосля небольшого перерыва( звон в три приема). Он звучит на всенощном бдении, литургии;

Двузвон — трезвон во все колокола дважды( в два приема). Совершается на всенощном бдении;

Перезвон — трезвон поочередно в каждый колокол( по одному или несколько ударов), начиная с огромного и до самого малого, повторяющийся несколько раз. Совершается на литургии и в особенных случаях: в Неделю Крестопоклонную, на вечерне Великой Пятницы перед выносом Плащаницы, на утрени Великий Субботы и в день Воздвижения Креста. Перезвон случается и во время таинства Рукоположения;

Перебор — медленный звон в любой колокол поочередно, от малого до самого большого; после удара в большущий колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор по другому называется похоронным( погребальным) звоном, он выражает грусть и печаль об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как символом христианской удовлетворенной вести о воскресении мертвых.

Также существует всполошный( тревожный) звон очень частый, который бывает во время волнения.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.