Мирная, или Великая ектения находится в начале всех богослужений дневного круга. Это значит, что она содержит прошения о самом нужном, о том, что нужно нам в первую очередь.

» Миром Господу помолимся «

Мир – чрезвычайно важное качество человека, верному Божьему плану о нем. » Мир! » — это древнее библейское приветствие органично вошло в жизнь Христианской Церкви с первых дней ее существования. Спаситель произнес ученикам: » Мир мой оставляю вам, мир Мой даю вам «( Ин 14, 27) – именно этот мир Христов преподает епископ или поп во время церковного богослужения, возглашая » Мир всем! «. В западной латинской богослужебной традиции возглас » Мир всем » был передан как » Господь с вами «, что выделяет библейское понимание слова » Мир «, как одного из качеств Бога.

Мир и мирное расположение и устроение духа есть одно из главных оснований всей христианской жизни, и, естественно же, первейшее условие молитвы. – В мире помолимся Господу! – призывает диакон.

Если попробовать описать это понятие » от противного «, то » немир » — это гнев, злоба, обида, раздражительность, осуждение, страстное желание чего-либо, больное возбуждение и другие разрушительные состояния души. Все это – барьер для общения с Богом, для молитвы. Не потому, что так нельзя, а поэтому что так невозможно. Душа в таком случае уже занята чем-то иным, и значит, для Бога, для общения с Ним, сейчас он не готова, она элементарно занята другим. Если у нас есть серьезный беседа к одному человеку, мы стараемся поговорить с ним наедине. Если таковых вопросов несколько, то мы решаем их по очереди – вместе суровый вопрос не решишь. Разговор с Богом – дело, которое просит исключительного внимания. Поэтому главный результат подготовки к мольбе – умиротворение, освобождение от всего, внимание и мир.

» О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся «

» Без Меня не сможете сделать ничего » — это вечный ответ на все наше уныние от собственной беспомощности. Действительно трудно в наш век придти не элементарно в храм для молитвы, но придти в мирное состояние души, готовой для общения с Богом. Пусть Господь отправит нам свыше Свой мир и спасет наши души – таково оглавление этого прошения.

» О мире всего мира, о благостоянии непорочных Божиих церквей и о соединении всех Господу помолимся «

Только когда мы сами пришли в мирное положение, мы можем молиться о мире всего мира – космоса, всей Вселенной, о том, чтоб все люди исполнились миром Христовым. Молитва о мире приносит еще больше результатов, чем » борьба за мир «.

Что такое » благостояние «? Это, выражаясь современным языком, когда » все в распорядке «. Молясь о » благостоянии святых Божиих церквей » мы милости просим у Господа, чтобы жизнь Церкви была избавлена от нестроений, расколов, разномыслий. Как мы удостоверились совсем недавно, все это – не удел прошлого, истории Церкви, а действительность, с которой приходится сталкиваться каждый день. В Церкви люди различные. Не для всех мир и созидательная атмосфера являются целью. Личные амбиции, заблуждения и, часто, греховная, а не святая простота приводят к тому, что люди, именующие себя верующими, нарушают » благостояние » Церкви, смущают умы остальных и этим совершают большой грех. Мы желаем, чтоб в Церкви » все было в порядке «, чтобы Церковь могла исполнять свою цель – свидетельствовать всему миру о Боге.

» О соединении всех «. С момента грехопадения и до нынешнего дня наше человеческое общество – это общество разделения. Все делятся и по разным причинам. Разделяются государства, прежде существовавшие одним целым, разделяются семьи, разделяются товарищи, коллеги, родственники, соседи. Главная цель Диавола – бросать разделение среди людей. Разделение – грех, погибель, безбожие. Господь заповедует Своим ученикам целостность, молится перед крестными страданиями об их единстве. Апостолы призывают 1-ые христианские общины хранить единство как большую важность. Наконец, своим единством Церковь свидетельствует миру о том, что Господь дает исцеления от греха деления и только во Христе можно принять исцеление греха и выучится жить соединением, а не разделением, научиться строить, а не рушить свою жизнь и жизнь ближних. Этим прошением мы молимся, во-1-х, о преодолении разделений в самой Церкви, среди нашей общины, и естественно, подобно прошению о » мире всего мира «, так мы милости просим и соединения всех людей в мире, кто страдает от деления и вражды.

» О святем храме сем и с верою, благоговением и ужасом Божиим входящих в онь, Господу помолимся «

Молитва о храме еще наиболее естественна, как молитва о жилом доме, производственном или другом здании, которые освящаются Церковью посредством особого чина. Содержание молитвы о храме лучшего только смогут изложить те, кто потратили несколько лет или десятилетий собственной жизни на то, чтобы создать храм. Как усердно молятся те из нас, кто еще не владеет храма – в спальном районе современного мегаполиса, или на руинах поруганного в грешное время древнего храма. А какой радостью заполнена наша молитва в долгожданный день освящения храма! Вспоминается отживший царь Соломон, который произнес вдохновенную мольбу по окончании строительства Иерусалимского храма: » Да будут очи Твои отверсты на церковь сей день и ночь…Услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем «.( 3 Царств, 8, 29). В Новом Завете христианский церковь – это место совершения таинства Евхаристии. Если имеется храм – есть Евхаристия. Наша молитва » о святем храме сем » — это просьбица Господу не лишить нас и в будущем живительно таинства Евхаристии и способности общения с нашим Небесным Отцом.

С верой, почтением и страхом Божиим входящие в храм.

Храм – это пространство собрания общины христиан – людей, чья жизнь подчинена Богу, Его заповедям, заполнена общением с ним. В храм нельзя зайти просто так, как в хоть какое здание. Храм – это особое место общения с Богом. И забегать сюда надо с особым настроением.

Вера – в Бога – ограничение и содержание христианской жизни.

Благоговение – осторожность и бдительность к себе, своим поступкам, к их соответствию Божиим заповедям, искание воли Божией о собственной жизни, действиях, поступках.

Страх Божий. » Начало мудрости – ужас Господень «( Притчи 9, 10). Совершенство духовной жизни – жгучая совершенная любовь к Богу, которая как пишет вестник Иоанн Богослов, » изгоняет страх «( 1 Ин. 4, 18). Но входить в церковь, надо, конечно, со страхом Божиим.

Только те, кто с таковыми чувствованиями души входит в храм в действительности являются членами христианского собрания, общины. Тот, кто войдя в церковь, разговаривает( в том числе, по мобильному телефону), неуважительно ведет себя по отношению к иным, и к идущему в храме богослужению, о таких Церковь не молится, они, в переносном значении, в храм и не пришли, присутствуют здесь лишь телом, и естественно, согрешают таким поведением.

» О Великом Господине и папе нашем Святейшем Патриархе Алексии, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся «

Епископ – предстоятель христианской общины, архипастырь, преемник апостолов. Молитва за епископа – свидетельство о принадлежности Церкви всей общины в целом и всякого из нас в отдельности. В первохристианской Церкви епископ был в каждой общине. Именно епископ был совершителем таинства Евхаристии. С умножением Церкви епископ делается управителем обширных епархий, он рукополагает и назначает священников на доход и преподает им право совершать Евхаристию. Без епископа нет Церкви и нет Евхаристии. Вознося имя епископа за богослужением, мы свидетельствуем, что наша община проживает по благословению епископа, и что Евхаристия в нашем храме совершается по его благословению.

Помощники епископа – пресвитеры – священники, диаконы, целый причт, который в древней Церкви имели немало ступеней и наименований, наконец – все люди – все члены общины. Таким образом, в этом прошении мы молимся о всех нас – членах христианской Церкви и свидетельствуем о составе Церкви.

» О богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся «

В том, что мы родились и живем в нашей стране для всякого из нас – несомненно – воля Божия. » Вы – соль земли » — произносит Спаситель нам, христианам. Можно сказать, что христиане – » суть страны «. Задача каждой Поместной Церкви, всякой общины христианской – быть солью для окружающих. Свидетельствовать об правде словом и жизнью, и конечно, молиться за свою страну – принципиальное призвание христианина.

Еще апостол Павел призывал христиан молиться » за королей( т. е. языческих императоров Римской империи) и за всех управляющих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную «( 1 Тим. 2, 2).

Молитва » о властех » в ранге богослужения Русской Православной Церкви появилась в 20-х гг. ХХ в., когда новейшие реалии жизни породили и изменения в литургическом поминовении власти. До февраля 1917 г. диакон призывал молиться » о благочестивейшем… «. Молиться о тех, кто владеет гражданской властью над нами, не значит признавать, что эти люди – христиане, какие заботятся о благе Церкви. Какими бы они не были, мы все одинаково молимся и будем молиться о том, чтобы их деятельность принесла выгоду Церкви, даже в том случае, если сейчас они приносят Церкви только вред.

О воинстве молись всегда – и сейчас мы не желаем, чтобы нами управляли иностранцы. В годы Великой Отечественной борьбы, митрополит, а затем Святейший Патриарх Сергий( Страгородский), благословляя бойцов Красной Армии на брань с фашистской Германией знал, что Армия оберегала не только советскую власть, но и Церковь, храмы, какие в долгосрочной идеологической программе нацистов предполагалось убить к 1960 г.

» О граде сем( веси сей), всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся «

Город, село – это не просто населенный пункт, но совокупность живущих в нем людей, праведных и богопротивных. Вспоминая события библейской истории, мы видим, что судьбы городов зависят полностью от людей. Ради десяти праведников Господь мог сберечь Содом( Быт. 18, 32). Господь осуждает иудейские города: » Горе тебе Хоразин, несчастье тебе, Вифсаида… И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо ежели бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до этого дня… «( Мф. 11, 21-23). Люди, которые живут в городке, делают его судьбу. Казалось бы, случайно объединенные в одну общность – » москвичи «, » киевляне «, » минчане » — зависят друг от друга средством нравственных поступков. И благо для города – праведник. Поэтому, молясь о городке, не увеличения квадратных метров жилья и развития инфраструктуры мы милости просим у Бога, но чтобы Он, Своей милостью, умножил праведников в нашем городке, чтобы он еще постоял на лице земли, чтобы длилась Божия служба в городских храмах. Те же самые рассуждения относятся и к стране. Мы молимся о всех городах, странах, и верующих, живущих в них.

» О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и времених мирных Господу помолимся «.

Сегодня, в эру экологического кризиса, это прошение все больше становится понятным нам. Именно » благорастворение( т. е. когда все отлично перемешивается) воздухов » нарушается бурной деятельностью человека и приводит к тайфунам, ураганам, цунами, землетрясениям и иным » недовольствам » природы. Молитва » о изобилии плодов земных » — это мольба на благо всех тружеников аграрно-промышленного комплекса, всех производителей сельскохозяйственной продукции. Все, что дает земля – это наша еда. Хлеб – это еще и хлеб для таинства Евхаристии. Без этого не может существовать человек. » Мирные времена » — это противоположность » военному времени «. Вот тут мы уже молимся о том, чтобы не было войны.

» О плавающих, странствующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся «

В древности плавание еще более чем сегодня было весьма рискованным предприятием, в которое пускались только из-за отсутствия альтернативного способа передвижения. Опасность мореходный стихии, опасность морских разбойников, болезни и т. д. – все это ставило странствующих морем в отдельный чин для беспокойства и для молитвы о них. » Путешествующие » — это странствующие по суше, где опасностей было меньше, но они были – разбой на дорогах был обыденным делом. Кроме того, путешествия занимали существенное время: бедные люди путешествовали пешком, побогаче – на лошадях. Сегодня мы бы добавили отдельное упоминание о тех, кто странствует по воздуху – этот основной современный способ передвижения на огромные расстояния тоже является предметом беспокойства и для самих путников, и для тех, кто ждет их дома.

» Недугующие » — больные, одержимые любым недугом.

» Страждущие » — греческий оригинал этого слова означает 1) » уставших от жизни «; 2) смертельно больных.

Находившиеся во вражеском плену в эру постоянных войн древности были почти в всякой семье. К сожалению, в наше время, некоторые российские семьи вновь испытали, что это такое.

» О избавитися нам от всякия скорби, бешенства и нужды Господу помолимся «

Что мешает нам совершать дело нашего спасения?

Скорбь – наружное обстоятельство, неприятное для нас. Несмотря на то, что нередко скорби подсобляют человеку обратить свое лицо к Богу, опосля того как он забывал это делать, для нормального течения жизни мы милости просим Бога избавить нас от скорбей.

Гнев – всякое зло, исходящее от нас, в силу нашей слабенькой человеческой натуры, пораженной грехом. Мы только постараемся научиться управлять собой, но зачастую, душа значит из под управления и мы извергаем свой гнев на окружающих.

Нужда – недостаток материальных средств для существования. Нужда заставляет идти на грех, обман, разрушает семьи, предприятия. Господи, избави нас от нищеты!

» Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию «

Заступи – защити в тяжелых обстоятельствах жизни и духовного возрастания

Спаси – избавь от греха, крепкие выражения и смерти

Помилуй – уврачуй наши греховные царапины

Сохрани в Церкви и в молитве к Тебе Твоей благодатью. Даже в данный момент мы видим людей, усердно ходивших в храм и без каждых внешних гонений покинувших Церковь. Господи, сбереги нас в Церкви Твоей!

» Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, известную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми непорочными помянувшее, сами себе и друг друга и целый живот наш Христу Богу предадим «.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.