Сила
1.31
Рейтинг
2.98
голосов: 5

рассказ "Православный мужик"

Рассказ «Православный мужик» (переработанный рассказ Николая Морозова).



Пошла я как то к старцу на исповедь, а батюшка меня и спрашивает:

— Замужем?

— Нет!

— А собираешься?

— Да, только не за кого.

— А ты помолись Блаженной Ксении Петербургской — она поможет.

О митингах-протестах...

Духовник Святейшего Патриарха призвал верующих не участвовать в митингах и акциях протеста, истинной целью которых является революция в России…

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)Известный российский старец, насельник Оптиной пустыни, духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин) обратился к зрителям телеканала «Союз» со словом наставления, в котором призвал верующих не ходить на митинги и демонстрации за т.н. «честные выборы», истинной целью которой является революция в России, сообщает ИА Екатеринбургской епархии.

«В чем суть ситуации в нашей стране? Это есть ни что иное, как провокации людей, которые стремятся вызвать в России смуту, организовать беспорядки. Это на руку тем, кто ненавидит нашу страну и желает подорвать стабильность, благополучие и мирный ход жизни, который только намечается в нашей стране. Деяния недругов нашей страны привлекают из бездны темные силы, тем самым создают, провоцируют хаос, который более опасен, чем период так называемой украинской «оранжевой революции». Этот сценарий вполне вписывается в те события и выступления, которые мы наблюдали в Москве, в Санкт-Петербурге в минувшие дни. Эти вопли, которые раздавались на Болотной площади, по свидетельству очевидцев, нередко оплачиваемые организаторами этих событий, являются проявлением страсти ненависти к нашему Отечеству, которое становится на путь мирной жизни. Такая жизнь в стране возможна только на духовной основе, на фундаменте Православной Веры», – заявил отец Илий.

Нравственное возрождение и Православная Вера, по словам священника, «уже преобразили многих людей нашей страны». «Это сказывается на укреплении семьи, улучшении социальной сферы. Но у нас еще много людей, которые, не отдавая себе ясного отчета, неизбежно участвуют в подрыве мирного развития нашего Отечества. Радикальные движения левого и правого толка стремятся к захвату власти в угоду темным силам, как внутри, так и за рубежом. Вот совсем недавно, в результате таких страстей в арабских странах были убиты тысячи мирных жителей, уничтожены жилые дома».

«Так коротка наша память! Ведь что принесла на русскую землю октябрьская революция? – Россия была отброшена в своем развитии не менее чем на сто лет назад! Пролиты целые реки крови, пронесся целый ураган геноцида русского народа, уже не десятки, не тысячи, а миллионы ни в чем не повинных людей расстреляно, растерзано, замучено. В чью угоду это сделано?», – задал вопрос старец.

«Открывая ежедневно церковный календарь, за каждым числом мы видим по несколько десятков российских новомучеников, – продолжил батюшка. – И это только малая часть тех, кто составляет сонм Новомучеников и Исповедников в Земле Российской просиявших. В результате, строители так называемой «новой жизни» в эти годы советской власти, погубили весь цвет российской нации. Разруха и голод 30-х годов унесли около 7 миллионов жизней русских людей. Расстрелы тысячей заложников, разграбление храмов и монастырей, осквернение святынь. В этом ряду и подавление Кронштадтского, Тамбовского восстаний, кошмары Соловков, Бутово, гулага. Как это можно забыть? За все эти страшные грехи, наказанием явилась Великая Отечественная война. Разве не ярким выражением этих наказаний явилась голодная смерть в Петрограде: во время блокады – 700 тысяч жителей этой так называемой «колыбели революции». Многие не знают сегодня, какова была жизнь русского крестьянства после 1917 года, принужденного работать за так называемые «палочки» и «трудодни», потому влачить нищенское существование, ничего не получая за свой труд. Крестьянин был вынужден еще платить громадные налоги за свои маленькие уделы земли. Такая политика привела к полному разорению русского села и деревни. Молодежь уходила из деревни на заработки в город и жизнь нашего села к концу советского периода, таяла как весенний снег».

«Нынешнее время нельзя назвать легким для России, но мы свободно живем, спокойно дышим, не ожидая воронка НКВД, увозящего нас на Колыму, на Бутовский полигон. Вполне очевидно, что жизнь наша шаг за шагом становится стабильней, благополучней, по всей России люди доброй воли возрождают храмы и монастыри и даже строят новые храмы. Мы видим все больше молодежи в церкви, большое внимание в храмах стало уделяться воспитанию детей, множатся многодетные православные семьи. Человек, укрепленный Верой, является той благодатной почвой, основой, дающей жизнь тем росткам, которые в будущем принесут плод во сто и более крат. Сегодня мы имеем во власти многих людей верующих, и это способствует, и верим, будет способствовать полнокровной жизни нашей страны», – заключил отец Илий.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

pravoslavie.ru/smi/50575.htm

В защиту расцерковления. Петр Мещеринов, игумен

В последнее время в церковной среде достаточно активно обсуждается тема так называемого «расцерковления», которое появилось как оппозиция понятию «воцерковления» для обозначения процесса отделения православных христиан от Церкви. О причинах этих процессов, их актуальности и того, к чему они могут привести, пишет в своей первой колонке на Religo.ru настоятель подворья Даниловского монастыря в Подмосковье, известный церковный публицист, игумен Петр (Мещеринов).

Слово «расцерковление» имеет два значения. Первое — когда человек после некоторого пребывания в Церкви выясняет для себя, что он не принимает Христа и Его заповеди и отходит от христианства. Этот радикальный вариант мы сейчас рассматривать не будем. Предметом нашего разговора будет второе, образное значение этого слова — когда человек, наоборот, желает жить во Христе, но в процессе своей церковной жизни начинает чувствовать, что его отношения с Богом в Церкви превращаются в рутину. Причиной этого является неправильное воцерковление, то есть когда вместо возрастания в красоту и свободу Христовой Церкви человека «втискивают» в жёстко очерченные внешнерелигиозные схемы, в идеологию и субкультуру. Этому весьма способствует то, что из-за непроработанности у нас личностной церковной педагогики норма воцерковления, то есть начального обучения внешней церковности, предлагается всем как норма церковной жизни вообще. Но рано или поздно человек вырастает из начальной церковной школы, чтобы жить во Христе и творить Его заповеди не в рамках узкой субкультуры, а в том, что дарует человеку Бог – в живой и непосредственной повседневной жизни.

Причину расцерковления определить в общем виде непросто и зачастую она зависит от конкретных обстоятельств каждого человека, однако есть и общая закономерность.

Те, кто объективно вырастает из субкультурной церковности, расцениваются ею как гордецы, либералы, модернисты, «апостаты», разрушители церковных уставов и т.п.

Жизнь во Христе — это живой процесс: она углубляется вовнутрь, а затем и распространяется на всю широту человеческого существования. Ради сохранения и приумножения жизни в Боге христианину приходится выходить за пределы постоянно воспроизводящегося воцерковления и искать свои формы дальнейшего, более зрелого церковного существования. Но следствием этого является неизбежное «взламывание» субкультуры: богослужение, посты, святые отцы, духовничество, внутри- и внешнецерковные идеологемы и прочее становятся служебными, не довлеющими, второстепенными для личностной христианской жизни. С точки зрения субкультуры это и есть вопиющее и непростительное расцерковление. Те, кто объективно вырастает из субкультурной церковности, расцениваются ею как гордецы, либералы, модернисты, «апостаты», разрушители церковных уставов и т.п.

Но на самом деле, как я уже сказал, здесь — здравый и живой процесс возрастания верующего человека в самостоятельную и ответственную христианскую личность, который сам становится Церковью — членом Тела Христова, и для которого всё, что содержит Церковь, является подручными инструментами, средствами для жизни во Христе, которыми он полноценно распоряжается сам. Таким людям приходится ради сохранения живости и нерутинности веры идти против церковно-субкультурного течения, и, в отношении него, именно «расцерковляться»: устанавливать «под себя» свою меру постов, служб, подготовки ко Причащению, выходить за детсадовские рамки духовнических отношений, критически оценивать те или иные высказывания Отцов, отделять суть Церкви от современных церковных политически-экономически-идеологических данностей, и даже в известной степени отстраняться от груза церковной истории, воспринимая Церковь скорее личностно, чем исторически.

«расцерковление» нужно понимать… как «выздоровление» от неправильной, внешней, идеологической и псевдодуховной церковности

Явление это весьма актуально для всех искренне верующих христиан (которые всегда — малое стадо (Лк. 12, 32). Неверное воцерковление у человека, дорожащего своей верой во Христа и своей совестью, неизбежно влечёт через какой-то период пребывания в субкультуре желание подняться над нею, для того, чтобы обрести большее евангельское наполнение своей церковной жизни. Таких примеров много, и этот путь стандартен для подлинно верующей души: именно на этом пути проверяются варианты Притчи о сеятеле.

Ещё раз подчеркну, что «расцерковление» нужно понимать здесь не в собственном смысле слова, а как «выздоровление» от неправильной, внешней, идеологической и псевдодуховной церковности. По моим наблюдениям, для многих людей, которые считают, что в наших условиях, когда Церковь тесно связана с социумом и когда отрицательные качества этого социума — «стихии мира сего» — проникают и в церковную жизнь, мешая проявлять Церкви свой внутренний потенциал, — расцерковление становится некоей «внутренней эмиграцией», подобно советской. В советское время «внутренняя эмиграция» была ненасильственной реакцией на ложь коммунизма. Такая же реакция возникает у многих совестливых и верующих людей сейчас: уход в частную жизнь от зазора между теми или иными сторонами современной церковности и подлинностью Христовой Церкви.

Это не осуждение и не эскапизм, а трезвость: христиане стараются честно делать, что могут — в себе, в своей семье, в своём кругу, без лозунгов и призывов, без хождения по кругу в субкультуре постов, правил, батюшек и лексики, без опасного следствия всей этой субкультуры — нивелирования нравственности и человечности. То есть тут и происходит созидание христианской повседневности. Позитивное здесь то, что такое «расцерковление» нередко, на мой взгляд, способствует некоей «возгонке» личностного начала и становится вовсе не поводом к грехам и вседозволенности, но путём к тому христианскому становлению личности, которое и должно быть целью настоящего воцерковления и церковной педагогики.

Источник dubus.by/modules/myarticles/article_storyid_2136.html

Не все молитвы одинаково душеполезны

Как определить каноничность текста? Какой акафист можно использовать в молитвенной практике, а какой — нет? Об этом интернет-журналу «Нескучный сад» рассказал секретарь комиссии по канонизации Саратовской епархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви священник Максим Плякин.

Это страшное слово «цензура»

Чтобы регулировать поток богослужебных текстов, в Церкви существуют цензурные органы. В части служб цензурой ведает Синодальная богослужебная комиссия, акафистами занимается особое структурное подразделение Издательского совета Русской Православной Церкви.

В дореволюционной России у вновь написанного текста был только один путь — в комитет духовной цензуры. Там его правили и давали отзыв Синоду. В случае положительного решения Святейшего Синода текст мог увидеть свет, то есть быть напечатан типографским способом. Сегодня, в эпоху развитых телекоммуникационных средств, любая рукопись может мгновенно оказаться в публичном доступе. Автор написал канон, акафист, выложил его в Интернет — и вот вам уже публикация.

Понятно, что долгое хождение по инстанциям в дореволюционной России крайне усложняло путь текста к потенциальным читателям. Почти за 200 лет существования Святейшего Синода было одобрено к употреблению меньше 150 акафистов! Но и у современной ситуации есть оборотная сторона. Внутри текста, проскочившего многочисленные цензурные ступеньки, могут быть самые разные огрехи. И наиболее безобидные из них — грамматические. Гораздо серьезнее, если текст помимо грамматического несовершенства несет на себе несовершенство содержательное. Искажение исторических фактов, несоблюдение достоверности фактов жития святого, тенденциозная интерпретация исторических событий — все это вполне может обретаться, например, внутри одного акафиста.

Приведу пример. Все мы почитаем святого Андрея Боголюбского. Однако из жития святого князя мы знаем, что методы, которые он использовал в политической борьбе, не всегда были благонравными. Князь Андрей Боголюбский был причислен к лику святых не за кровопролитие, учинявшееся его войском, а за свою страдальческую кончину. Но есть определенный круг людей, почитающих князя именно за его жесткость, если не сказать жестокость. И в акафистах, выходящих из-под пера представителей этой группы, святой, чтимый Церковью, предстает предтечей Ивана Грозного.

Что уж говорить о ситуациях, когда сам адресат оказывается личностью сомнительной. Тут, помимо Ивана Грозного, есть и менее известные герои. Например, существуют акафисты, обращенные к Сергею Есенину. Или к певцу Игорю Талькову. Впрочем, их почитатели — это все-таки маргинальное меньшинство. Более серьезной мне представляется проблема качества молитв, адресованных прославленным святым. Ошибки в них — чаще всего следствие банальной безграмотности. Например, эпитеты, которые Священное Писание относит только к Богу, автор по незнанию или с умыслом переносит на святого.

В этом смысле показательно творчество, связанное с именами государя страстотерпца Николая и членов его семьи. Несмотря на то, что в нашей Церкви есть официально одобренная служба и официально одобренный акафист в их честь, люди продолжают писать богослужебные тексты, адресованные царской фамилии. Сейчас это самая популярная тема. Более того, по оценкам литургистов, ни один святой за всю историю Церкви не вызывал такого всплеска богослужебного творчества. В одном из таких новонаписанных акафистов государю-страстотерпцу есть слова «Радуйся альфа и омега всея твари». Но мы знаем, что альфа и омега — это эпитет самого Христа. Он — Слово Божие, Которым создан мир, и Он же придет судить этот мир в конце времен.

Таким образом, на святого переносятся эпитеты Творца мира и Судии мироздания. Если такие тексты пойдут в народ широко, мы получим искушение, перед которым можем оказаться бессильны, особенно учитывая слепое народное доверие всему, что облечено в литургическую форму. Это доверие, увы, становится питательной средой для распространения еретических идей. Цензура, которая осуществляется Церковью, позволяет поставить заслон распространению текстов такого типа.

Еще не разрешено или уже запрещено?

На сегодня самый интенсивно развивающийся жанр богослужебного текста — акафист. Число акафистов, написанных только за прошедшие одиннадцать лет XXI века, уже превысило число акафистов, когда-либо одобренных церковной властью за все предыдущие века. Какие же из них можно использовать, а какие нет? Вопрос этот намного сложнее, чем кажется.

Не все акафисты подаются на цензуру и не все поданные доживают до конца процедуры утверждения. Цензура — вещь длительная. В богослужебной комиссии сегодня состоит всего восемь человек. В комиссии по акафистам — шесть. А ведь помимо оценки содержания текста в задачу этих людей входит еще и редактура — в случае, если комиссия сочтет возможным допустить акафист к употреблению. При таком ограниченном штате работа с текстом затягивается надолго, и некоторые акафисты входят в обиход, не дожидаясь разрешительного грифа издательского отдела.

Например, в Новоспасском монастыре перед чтимым списком иконы «Всецарица» традиционно читается акафист об исцелении от онкологических заболеваний. Этот акафист еще не одобрен Церковью. Такая же ситуация сложилась с иконой «Неупиваемая Чаша». Акафист этому образу Божией Матери читают далеко не только в Высоцком монастыре Серпухова. По благословению Патриарха Алексия II он неоднократно издавался. Конечно, Патриаршее благословение сообщает тексту некоторую легитимность. Но все-таки акта о его церковном одобрении до сих пор нет.

Есть надежда, что в ближайшие месяцы эта ситуация будет исправлена. Те тексты, которые уже «обкатаны» в церковной практике, необходимо как можно скорее провести через цензуру и дать им официальное церковное одобрение.

Что касается Ивана Грозного или Григория Распутина — существует соборный запрет Церкви на почитание этих людей в лике святых. Служение молебнов и акафистов им есть неповиновение Церкви. Я бы вообще предостерег от использования акафистов людям, не причисленным к лику святых. Насчет многих очень чтимых в народе подвижников у Церкви существуют серьезные сомнения. До сих пор не закончен канонизационный процесс в отношении великого князя Сергея Александровича, супруга преподобномученицы Елизаветы Феодоровны. В народе его почитают, в некоторых храмах уже висят иконы, написан акафист, но вердикта церковной власти нет до сих пор. Поэтому люди, молящиеся Сергею Александровичу, должны понимать: они просто высказывают свое личное мнение в ситуации, когда общего церковного решения еще нет.

Однако бывают ситуации, когда святой не вызывает никаких сомнений, но в его честь нет ничего, кроме рукописных служб. Например, замечательный подвижник преподобный Григорий Синаит, которого очень почитают в Оптиной пустыни. Единственная служба ему, которая дошла до России, это греческая рукопись, не рассматривавшаяся церковными инстанциями даже в Греции. Поэтому те монастыри, которые захотят почтить память святого Григория, должны помнить: это текст еще не утвержденный. Некоторым компромиссом в таком случае может быть благословение правящего архиерея. Бывает, что архиерей своей властью благословляет употребление того или иного акафиста в пределах своей епархии до прохода официальной цензуры.

Несколько советов начинающему гимнографу

Если вы решили почтить святого новым текстом, то, прежде чем выкладывать его в Интернет, нести в редакцию епархиального журнала или подавать на рассмотрение церковной цензуры, покажите его специалистам. Во многих епархиях нашей Церкви сегодня есть семинарии, можно найти экспертов по языку, по грамматике, по богословию. По опыту знаю: как бы вдохновенно слова ни ложились на бумагу, текст не бывает свободен от ошибок и неточностей. Поэтому ему необходим отстраненный взгляд.

Не стремитесь во что бы то ни стало подражать древним конструкциям. Гимнографов, реально пишущих на церковнославянском, крайне мало. Многие бессознательно русифицируют то, что пишут. Чем коверкать церковнославянский язык, лучше пишите по-русски. У нас есть прекрасные примеры молитв на русском: акафист митрополита Трифона (Туркестанова) «Слава Богу за все», молитва оптинских старцев.

И, наконец, последнее. Если вы размещаете свой текст в Интернете, не забудьте сопроводить его такой надписью: «Данный текст воспроизводится по рукописи и не рассматривался церковной цензурой». Дабы никого не смущать и не вводить в заблуждение.

www.patriarchia.ru/db/text/1677513.html

о жизни современного человека "СЪЕЗД БЕСОВ"

Современная притча

ОДНАЖДЫ САТАНА СОЗВАЛ ВСЕМИРНЫЙ СЪЕЗД БЕСОВ. В своей вступительной речи он сказал: «Мы не можем запретить христианам ходить в церковь. Мы не можем запретить им читать Библию. Мы не можем запретить им общаться в молитве с Богом. Как только они устанавливают связь со Христом — мы тут же лишаемся власти над ними. Так пусть они ходят в свои церкви, но мы украдем у них — их время, так что они, будучи всегда занятыми, не смогут молиться и каяться в грехах и развивать свои отношения со Христом».

«Вот что вы должны делать, — сказал дьявол. — Вы должны помешать им войти в общение с Богом и поддерживать эту связь в течение дня». — «Как нам это сделать?» — закричали демоны.

«Займите их пустяками и придумайте много способов, чтобы занять их умы всякими ненужными делами. А главное, внушите им стремление к материальным благам и обогащению — к маммоне. Пусть они проникнутся желанием зарабатывания как можно большего количества денег и покупают себе машины, квартиры, дачи. Пусть зарабатывают все больше и больше денег, чтобы ходить в рестораны и кафе, чтобы покупать дорогую, модную одежду, делать дорогой ремонт в квартирах и обставлять их модной мебелью. Искушайте их тратить, тратить и брать, брать в долг, брать многолетние кредиты и таким образом попадать в кабалу к банкам. А когда они загорятся желанием личного обогащения, погоней за маммоной — им уже будет не нужен Христос…

Убедите их жен задерживаться на работе, а мужей — работать 6-7 дней в неделю, 10-12 часов в день, чтобы им некогда было заниматься своими семьями и воспитанием своих детей. Не давайте им проводить время с детьми, чтобы дети их шлялись с утра и до ночи на улице и дружили с дурными компаниями, тогда они перестанут учиться и из них ничего доброго не получится. Тогда их семьи развалятся и они станут одинокими, а мы им от горя поможем спиться.

Стимулируйте сверх меры их умы так, чтобы телевизоры и компьютеры в их домах работали постоянно, и они как можно больше времени проводили у телевизора и компьютера, и им некогда будет молиться. Следите, чтобы в каждом магазине и ресторане мира постоянно звучала нехристианская музыка. Это заблокирует их разум и разрушит их единство со Христом…

Разложите на столах в кафе множество журналов и газет. Бомбардируйте их разум новостями и рекламой 24 часа в сутки. Пусть по пути им бросается в глаза море рекламных щитов. Наполните их почтовые ящики рекламой, каталогами для заказа товаров по почте, информационными бюллетенями и предложениями бесплатных товаров, услуг и ложных надежд.

Показывайте в журналах и по телевизору тощих, хорошеньких моделей, так чтобы их мужья поверили, что внешняя красота — это самое главное, и стали бы недовольны своими женами.

Сделайте так, чтобы их жены были слишком усталыми, чтобы любить своих мужей ночью. Если они не дадут своим мужьям любовь, в которой они нуждаются, мужья начнут искать ее в других местах. Это быстро разрушит их семьи!

В Рождество и Пасху отвлеките их праздничной суетой, концертами по телевидению и пьяными застольями, чтобы они не учили своих детей истинному значению Рождества и Пасхи.

Пусть даже с отпуска они вернутся уставшими. Сделайте так, чтобы им было некогда поехать на природу и полюбоваться Божьим творением. Вместо этого отправьте их в парки развлечений, на спортивные мероприятия, игры, концерты и в кино.

И пусть все христиане будут вечно заняты, заняты, заняты!

Наводните их жизни таким количеством хороших дел, чтобы у них не было времени искать силы у Иисуса.

Скоро они будут жить и работать, полагаясь только на себя, жертвуя своим здоровьем и семьями ради своих дел и денег.
Это сработает! Это отличный план!»

Бесы с радостью отправились на задание, заставляя христиан повсюду быть все более занятыми и спешить туда и сюда, оставляя все меньше времени для Бога, для молитвы и своих семей.

Притча очень близкая к правде…

— Взято из блога Салари www.liveinternet.ru/users/4275298/post191252745/

Теолог: Православие в Интернете дискредитируют "тролли" и неофиты

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 2 ноября. В сети Интернет ведется активная дискредитация православия – как псевдоверующими, так и неофитами (новообращенными). Как сообщил корреспондент «Росбалта», об этом на круглом столе «Церковь и СМИ», состоявшемся в рамках XVI Димитриевских образовательных чтений, рассказал сотрудник информационного отдела Ростовской епархии, теолог Дмитрий Беляев.

«Зачастую в социальных сетях специально создаются различные аккаунты, ресурсы, где пытаются карикатурно изобразить православное христианство в напомаженном, гламурном виде. Там в описании православия основной упор делается не на духовное состояние человека, не на его саморазвитие, а на внешние моменты и на обличение всех инакомыслящих», — разъяснил теолог.

Второй опасностью, по мнению Дмитрия Беляева, являются неофиты – те, кто недавно пришел в церковь. Зачастую, человек, даже если воцерковился, на первых порах живет еще желанием «хлеба и зрелищ».

«Человек только пришел в церковь и первая его мысль: почему я верю, а остальные не верят? Возникает желание этих людей „научить“ вере. Пытаясь довести свою веру до другого человека, неофит руководствуется римскими принципами „хлеба и зрелищ“: он хочет подействовать на собеседника зрелищами и заявить, что все проблемы человека от того, что он неверующий», — отметил теолог.

Как подчеркнул Дмитрий Беляев, в социальных сетях у неофитов стало модным ставить рядом с аватарами фразы на церковную тему. Однако эти фразы часто вырваны из контекста и неверно истолкованы.

Как заметил теолог, многие неверующие люди, сталкиваясь с такими собеседниками в Интернете, часто думают, что псевдоверующие и неофиты – это и есть лицо церкви. Это отталкивает их от православия.
Подробнее: www.rosbalt.ru/federal/2011/11/02/908149.html

— От себя добавлю, что я согласен с теологом Дмитрием. Однако остается неясным, кто стоит за этой кампанией по дискредитации Православия в Интернете и с какой целью…

Евангельское учение о любви

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Ин, 15, 13)

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «любовь есть источник Божественного огня в сердце». Любовь — это дар Божий. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем». (1 Ин. 4, 16) Жизнь в любви — это великая радость, это высшее блаженство. Бог, всегда живя в любви, захотел, чтобы и другие существа получили эту радость. Для этого Он создал мир. Людям Господь дал разум и бессмертную душу, и дал назначение — познавать Бога и становиться все лучше, все добрее, то есть совершенствоваться в любви к Богу и друг ко другу, получать от этого все большую радость в жизни.

Любовь — это жертвование собой во имя Бога, ради ближнего. Но, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов: «Естественная любовь наша повреждена падением: ее нужно умертвить — повелевает Христос — и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе». Любовь к Богу и любовь к ближнему неразрывно связаны между собою. Авва Дорофей учил: «Таково свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом. То есть: 1) чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу и чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей.» Искренне любя ближних, мы любим Бога, выполняем Его Заповеди, несем в мир добро.

Много раз люди спрашивали Иисуса Христа о том, что самое главное з Его учении, чтобы получить вечную жизнь в Царстве Божием. Он отвечал: "«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь, вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на этих двух заповедях утверждаются весь мир и пророки." (Мф. 22., 40) «Другой большей заповеди, чем эти две, нет.» (Мк. 12, 31) Это означает, что все, чему учит нас Священное Писание, о чем говорили пророки, — все это целиком содержат в себе эти две главные заповеди, то есть все заповеди закона и учение его говорят нам о любви.

В Нагорной проповеди Иисус Христос дает наставление о том, как выполнить заповедь любви, возвещая общее правило обращения с людьми: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте сними». (Лк. 6, 31) Все мы хотим, чтобы нас любили, делали нам добро, не обижали нас, так и мы не должны делать другим того, что не желаем себе.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Но когда дело идет о любви к ближнему, как к самому себе, то тут лукавая плоть наша, в которой не живет доброе, произвольно хочет ограничить круг ближних своих и любовь к ближнему, именно: хочет любить только любящих нас, только своих, только друзей и знакомых, благоприятствующих нам.»

Господь же учит нас, чтобы любили мы не только тех, кто любит нас, но и врагов наших. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф. 5, 44) Святитель Димитрий Ростовский в „Уроках благочестия“ пишет: „Едва не у каждого из нас есть враг — из друзей, из соседей, из равных, из больших нас, из дальних, из ближних всегда найдется недоброжелатель, враждующий против нас, поноситель, клеветник. Вот всех таких Господь повелевает нам любить… Прежде всего любящий врага, благотворящий ему исцеляет слепого, просвещает не телесно слепого, а ослепшего умом. Слепота ума — безумие, как слепота тела есть помрачение очей. Ничто не помрочает очи ума нашего, как гнев и ярость.“
Продолжая учить о любви, Господь говорит о прощении ближнего: „Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения из, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.“ (Мф. 6, 14 — 15) Святой Праведный Иоанн Кронштадтский поясняет: „Братия и сестры! Памятозлобие есть порок ужаснейший, и сколько мерзок перед Богом, столько пагубен и в обществе. Мы созданы по образу и подобию Божию: кротость и незлобие должны быть нашими свойствами неизменными; ибо и Бог всегда с нами поступает по своей кротости, долго терпит и прощает нам без числа. И мы должны прощать. — А памятозлобивый не имеет в себе образа и подобия Божия: он более зверь нежели человек.“

Снова и снова Господь возвращается в своем учении к теме любви и рассказывает притчу о милосердном самарянине. В этой притче говорится о человеке из народа, которого евреи не любили и общения с которым избегали. Этот самарянин, увидев на дороге раненого ограбленного иудея, мимо которого прошли священник и левит, перевязал ему раны, отвез его в гостиницу, оставил хозяину гостиницы деньги на содержание пострадавшего. Кроме главной мысли о том, что следует ближним считать каждого человека, из этой притчи можно извлечь наставления о том, что не надо дожидаться того, когда нуждающийся попросит помощи, а помогать нужде как только увидишь ее; что помогать страждущему ближнему следует с самоотвержением, невзирая на собственную опасность; что дело благотворения нельзя прекращать вначале или делать наполовину, но необходимо доводить его до конца.

И на Тайной Вечери, до ее окончания, как только вышел Куда, Господь говорит опять говорит о любви, возвещая апостолам: „Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою.“ (Ин. 13, 34-35) Говоря эти слова, Господь знал, что Ему уже не долго осталось пребывать на земле, и в Своих последних наставлениях Он снова напоминает о любви.
Любовь — это подвиг, подвиг самоотречения, самопожертвования, подвиг духовного совершенствования. Обратимся к трудам святых отцев, чтобы понять как можно обрести это прекрасное чувство — истинную, духовную любовь к ближнему.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: „Делай, что можешь полезнаго и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало по малу в духовную, разумную, святую… Святая любовь — чиста, свободна, вся в Боге. Она действие Святаго Духа, действующего в сердце по мере его очищения. В христианине воздай почтение Христу, Который сказал в наставление нам и еще скажет при решении нашей участи вечной: “Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне.» ( Мф. 25, 40) В обращении твоем с ближними содержи в памяти это изречение Евангелия, и соделаешься наперсником любви к ближнему… Совершенство христианина в совершенной любви к ближнему. Совершенная любовь к ближнему — в любви к Богу, для которой нет совершенства, для которой нет окончания в преуспеянии."

Преподобный Иоанн Лествичник в «Лествице» говорит нам: «По моему разумению, вера подобно лучу, надежда — свету, а любовь — кругу солнца. Все они составляют одно сияние и одну светлость.» (слово 30, глава 3)
Преподобный Ефрем Сирин говорит о том, как мы можем исполнить закон Христов: «Когда соединяемся друг с другом независтливостью, простотою, любовью, миром и радостью, преуспеяние ближнего почитая собственным своим приобретением, а равно немощи, и недостатки, и скорби познавая собственным ущербом, тогда в состоянии будем исполнить закон Христов. Вот подлинно ангельская жизнь!»
Преподобный Максим Исповедник указывает на то, как рождается любовь: «Любовь рождается от бесстрастия, бесстрастие от упования на Бога, упование от терпения и великодушия, сии последние от воздержания во всем, воздержание — от страха Божия, а страх — от веры в Бога.»

Апостол Павел возвещает нам: «Весь закон в одном слове заключается; „люби ближнего твоего, как самого себя.“ Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.» (Гал. 5, 14-15)
Как прост и одновременно сложен этот главный закон Господа нашего Иисуса Христа! Как часто раздражение, нетерпимость и агрессия побеждают в душе человека любовь, сострадание и милосердие.

В завершении этой маленькой работы хочется привести слова нашего современного священника Артемия Владимирова: «Хотим мы этого или нет, дни земной жизни очень скоро иссякнут, словно вода, пробежавшая меж пальцев. Как исчезает воспоминание о стаявшем снеге и как не задерживается, в ушах шум опавших листьев, унесенных осенним ветром, так душа, приближающаяся к исходу, не найдет ни опоры, ни утешенья в том, что было и прошло. Страшно, други мои, предстать пред лицем Вечности с пустотой в сердце, когда все земные приманки и удовольствия окажутся зияющей темной ямой, влекущей в свои бездонные недра душу… Дела любви, совершаемые во имя Господа Иисуса Христа, и составляют подлинную пишу души, уже здесь, прежде кончины, даруя ей благодать Божию. Когда мы будем умирать, единственно о чем пожалеем, так это о том, что мало любили, не были столь щедры на милость, как подсказывала нам совесть… Не будем мечтать о том, чего нет, но возблагодарим Господа за то, что есть у нас. А имеется не мало: нам даровано Богом умножать в этом мире любовь, черпая силы у Источника любви — Христа Спасителя.»
1

Устами младенца

Недавно детская воскресная школа нашего прихода посетила музей иконы, что на Спиридоновке. Моя супруга со старшей дочкой (4,5 года) тоже участвовала в этом мероприятии.

Среди прочих экспонатов находился монитор, по которому беспрерывно показывали ролик о разрушении храма свт. Спиридона, который когда-то находился на этой же улице, где сейчас располагается музей.Под монитором стоял макет этого храма. Дочка заинтересовалась этим фильмом, долго разглядывала макет.

— Мам, а вот этот храм сломали?
— Да, дочка, сломали.
— И вот больше нет этого самого храма?
— Больше нет.
— А зачем тогда его сломали?

Исповедь

Пред образом горит лампада,
И я шепчу: «О, Господи, прости,
Что не любил я тех, кто рядом,
Что не хотел свой крест нести,

Что наслаждался суетою,
А о тебе я забывал,
Таланты, данные Тобою,
Я понапрасну расточал.

За то, что слабым был я в вере,
Гонения не мог терпеть,
Все заповеди в разной мере
Нарушил, позабыв про смерть.

Не избегал я искушений,
На страсти расточая пыл,
В житейском море треволнений
Спокойно по теченью плыл.

Что жизнь казалась мне игрою,
И я проигрывал ее…
О, Господи, я пред Тобою,
На милосердие надеяся Твое».

22 января 2007 года

Отдание рождества

Вот и спели в последний раз «Христос раждается...», «Дева днесь пресущественного раждает...» и другие праздничные песнопения. Праздник завершился. В конце литургии занесли в алтарь икону Рождества Христова, после службы убрали елки, и храм сразу как-то опустел. Немного грустно, что все закончилось, ведь еще свежа в памяти торжественное праздничное ночное богослужение.

Все проходит… Прошел и этот праздник, чтобы уступить место другим, грядущим уже в ближайшее время.