Как проводить церковные праздники

У Рождественских праздников больше всего традиций, так как у нас и в годы безбожия отмечался Новый год, который в советское время заменил многим церковное торжество. Осталась елочка, веселые развлечения, семейный теплый настрой праздника.


Поэтому большинство семей имеет сложившие традиции Рождества. Когда с ночной службы вся семья приходит домой к елочке, наряженной еще в сочельник, родные собираются за праздничной трапезой.
Как подарить ребенку рождественский подарок? Положить под елочку и сказать, что это от Ангела? Трехлетний малыш совершенно естественно примет, что подарок от Ангела. Он поблагодарит этого Ангела, даже в окошечко посмотрит — нет ли его там. А пяти-шестилетний ребенок тоже понимает, что дар от Ангела, только в другом смысле — потому что Ангел шепнул родителям, что именно надо ему подарить. Он ощущает, как взрослый, что все наши мысли либо от Ангела, либо -от беса…
Можно ли заказать Деду Морозу принести домой подарок?


Ничего плохого в этом нет. Если для ребенка, особенно детсадовского, это привычно, можно порадовать малыша и не отрицать всего этого со слишком жестких, «правильных» позиций, не изгонять специально из жизни детей Деда Мороза. Ребенок живет в этом обществе, и не надо его нагружать теми понятиями, которые он не способен понести. Ведь на ситуацию можно взглянуть иначе. Кто такой Дед Мороз — это дядя Коля или дядя Ваня, нарядившиеся в ватник, изображающие одного из трех волхвов, да и одет дедушка почти как звездочет. И теперь эти волхвы разносят подарки детям. Его даже назвать можно — Мельхиор, например… В западных странах Деда Мороза называют Сайта Клаус — то есть святой Николай, святитель Николай, который был очень милостив к людям и делал им подарки. Знать это малышу также очень полезно…
А как праздновать 12 дней Святок? Это святые дни, они не посвящены безудержному разгулу. Это гостевой период, когда мы все ходим друг к другу в гости, навещаем родных, близких, духовника например.


Нужно ли дарить духовнику подарок? Почему же не дарить? Мы же дарим маме, папе… Можно обсудить дома: что мы хотим подарить нашему батюшке? Можно выбрать что-то остроумное или, если мы знаем, что ему что-то необходимо, а у нас есть средства для этого, можно и такой подарок сделать.

Как-то один батюшка заикнулся, что ему нужна одна редкая книга. Духовные чада собрались, нашли эту книгу, переплели и подарили. Разве плохо? Очень хорошо! Только это не должно быть самоцелью: давайте, мол, полгода будем работать на подарок батюшке к Рождеству, а полгода — на подарок к Пасхе или к именинам. И не надо считать, что духовнику непременно надо подарить вещь очень духовную. Духовнику можно подарить чайную чашку с блюдцем. Так было принято раньше. Такой подарок всегда нужен, в нем выражается вкус человека, да и памятный это дар.
А может, батюшка подарит его кому-то еще на именины? Чашки можно дарить всю жизнь, и может даже быть такая традиция: Танечка, например, дарит батюшке на именины чашки…

Сейчас возрождается обычай творить дела милосердия, особенно в пост. И когда пост завершается и начинается праздник, мы не отрываемся сердцем от тех людей, которым требуются дела милосердия, требуется паша любовь. В праздник мы должны усугубить свою милостыню, сделать какой-то подарок нуждающимся людям, навестить их. В праздники было принято развозить по больницам, по темницам, по вдовицам всяческие угощения — пироги, калачи, еще что-то.
Одна женщина у нас перед Пасхой ходит в больницу с подругами — они моют лежачих больных, которые долго лежат без движения («Мы намоем их, и они как пасхальные яички у нас — прямо сияют!»).

А у другой рабы Божией с ее еще малоцерковными друзьями в обычае было ездить в праздники по больницам, хотя и не везде их принимали. Но ведь это очень важно — самим подойти к болящим, сказать теплое слово, ведь людям нужно не сухое печенье, а душевное участие. И для тех, к кому вы пришли, спасительно выразить свою ответную любовь. Это очень умягчает и наше сердце, и сердца тех, кто принимает наши дары. Поэтому с ребенком хорошо навестить какую-нибудь бабушку, а для этого надо заранее узнать, кто нуждается в помощи. Хотя и здесь надо соблюдать меру, ибо мы не можем требовать сейчас, чтоб человек пригласил с улицы какого-либо странника (или, как сейчас говорят, «бомжа») и сказал ему: пойдем со мной вместе разговляться к нам в семью. Такое понести может не каждый человек, так делали подвижники. Для нас было бы самонадеянно думать, что мы можем понести такие подвиги. Хотя какому-то человеку такой подвиг может быть и по плечу…

В некоторых приходах в Святочные дни принято ходить по домам немощных, больных людей — петь рождественские песнопения, колядки, приносить небольшие посильные подарки, гостинцы. А какая радость для детей — воспитанников воскресной школы, если они примут участие в таких делах любви! Если чада пойдут поздравить больную соседку вместе с мамой, прочтут ей стихи, славящие Христа, подарят что-то вкусное из своих же Рождественских подарков, такая жертва любви научит дитя милости лучше любых наставлений.

Кстати, можно очень творчески подойти к подготовке таких подарков. Дети могут приготовить что-то своими руками — вышить, связать, сшить. Можно вместе с гостинцами предложить ребенку подарить в нуждающуюся семью его одежду, из которой он вырос — пусть сам постирает, выгладит, подготовит ее для дарения. Можно заранее предупредить: относись к своим ботинкам бережно — к осени мы подарим их Ване (Коле, Васе). Родители могут позволить детям иметь небольшие карманные деньги, специально в течение года, скажем, откладывая небольшие суммы на рождественские подарки бедным людям. Здесь все, конечно, зависит от устроения, от духа семьи и, несомненно, должно проходить под родительским контролем.

Можно ли позволять детям участвовать в праздничном застолье? Если детей мало или в доме один ребенок, когда пришли гости — его, конечно, можно посадить за стол. Но надо учесть: уместно ли будет его присутствие на беседе взрослых, потому что даже очень благочестивую беседу ребенок не всегда поймет правильно.
Если двое детей способны пребывать вместе самостоятельно, то лучше для них накрыть стол на кухоньке — отдельный. Вообще в русской традиции не было правила сажать детей за общий стол, когда присутствовали гости. Хотя, если есть человек, который может смотреть за ребенком (скажем, мама свободна) и ребенок не капризный — пусть он пребывает за столом.


Кому первый кусок за столом?
Праздничный стол — это не круглый стол, за которым все равны. Есть понятие почетного гостя. Среди своих предпочтение можно отдать хозяину дома или старшему по возрасту. Но это ни в коем случае не должен быть маленький ребенок-именинник. Ему можно первому подать что-то такое лишь с юмором.
Гости. Правильно, красиво накрыть даже скромный стол — знак благоговейного отношения хозяев к трапезе.
Приборы на столе расставляют так, чтобы гостям не было тесно. Мелкие тарелки ставят вровень с краем стола, на них — глубокие, справа от тарелки должны лежать ложка и нож острием внутрь, слева — вилка вогнутой стороной вверх. Возле каждого прибора надо положить салфетку — слева или на тарелку.
Если приглашенных много, хорошо поставить рядом с большим столом маленький столик, чтобы брать с него необходимое во время трапезы, а также ставить освободившуюся посуду -1- это облегчит заботы хозяйки и позволит ей больше времени быть с гостями, не пропадая все время на кухне.

Как подавать блюда и употреблять пищу?
Если приготовлен мясной суп, то мясо нарезается кусками, подается отдельно от супа. Каждый берет из общего блюда вилкой кусок мяса, разрезает его в тарелке на мелкие кусочки, а затем наливает суп.
Жаркое подается па стол готовыми порциями. Мясо едят вилкой и ножом, котлеты и тефтели — только вилкой. Мясо с костей срезается ножом.

Если на стол подается картофель «в мундире», то его очищают ножом, взяв клубень на вилку.
Яблоки и груши принято разрезать на тарелке, беря дольки вилкой. Виноград едят по одной ягоде, отрывая их с кисти. Апельсины принято чистить ножом, мандарины — рукой. Но если в гости собрался узкий круг близких друзей, фрукты можно употреблять, не стесняя себя особыми правилами.

Если праздник пришелся на будни. Не всегда есть возможность работающим людям побывать в храме даже в большие, двунадесятые или престольные праздники, если они выпадают на будние дни.
Как же в таком случае отметить праздник, создать в семье праздничную атмосферу? Если есть возможность, постараться быть хотя бы на части всенощной службы или утром перед работой зайти в храм — поставить свечки, подать записки, помолиться хотя бы несколько минут. Но если и это не удастся, то ничто не мешает создать в доме праздничную атмосферу — поставить перед лампадой икону праздника, нарядить ее, затеплить лампаду, принести в дом букет цветов, испечь пирогов, тепло поздравить родных…

Понятно, что только служебные или учебные дела могут оправдать отсутствие в храме в этот день. Прежде, в годы гонений, некоторые благочестивые христиане заработок за эти дни использовали для милостыни — и это, несомненно, дело богоугодное. Если же мы пропускаем праздничную службу из-за дачных или домашних дел, то мы грешим против четвертой заповеди и вряд ли такая работа не ко времени принесет нам пользу…


Невозможно заранее предугадать и описать все случаи и ситуации, которые могут произойти в жизни. Но нам важно понимать и помнить главное: в основе поведения православного христианина лежат не сухие и формальные нормы светского этикета, а законы христианской этики, зиждущиеся на главных заповедях, данных нам нашим Спасителем. Заповедях о любви к Богу и любви к ближнему.

И в исполнении этих благих Божиих законов да поможет нам Господь!




Помолитесь о упокоении новопреставленного Архимандрита Гавриила


Просим всех — пожалуйста, помяните батюшку Гавриила об упокоении, в своей домашней молитве и на проскомидии, неусыпаемой псалтыри и на полуношнице.

10 января 2013 года в 8 часов утра на 63 году жизни после тяжелой и продолжительной болезни Господь призвал своего послушника архимандрита Гавриила (Зеленкина).
Он родился 30 апреля 1950 года в благочестивой христианской семье. Его мать, которая пела в церковном хоре, очень рано заметила в маленьком сыне сильное устремление к Богу. Батюшка нередко вспоминал свое детство. Они часто ездили в Лавру к Преподобному Сергию. Церковные службы, на которых так любил бывать совсем маленький мальчик, навсегда определили его дальнейший путь.

По окончании школы и службы в армии он уже больше не возвращался в мир. Его устремление к Богу было настолько сильным и глубоким, что, пройдя трудную школу послушания, он был пострижен в монашество с именем Гавриил ( день Ангела – 8 апреля), а позднее в 1976 году рукоположен в иеродиакона Архиепископом Омским и Тюменским Максимом, который стал его духовным отцом. С Владыкой у них сложились крайне доверительные отношения. Батюшка неоднократно говорил, что духовный отец у него был только один и после его кончины он почувствовал, как осиротел. Заочно окончил Московскую Духовную семинарию. В 1980 году рукоположен в иеромонаха, а позднее, в 1986 году возведен в сан игумена и зачислен в число братии Свято-Данилова монастыря. В 1989 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским назначен настоятелем Покровского Собора г. Новгорода. Батюшка очень любил вспоминать про этот период своего служения. Он жил недалеко от Храма в доме священника за высоким деревянным забором, где калитка была всегда и для всех открыта. В любое время к нему приходили люди и с вопросами, и с печалями, и с радостью. Он так глубоко любил людей, что никогда и никому не отказывал ни в духовной беседе, ни в утешении. И они к нему шли и шли. С 1990 по 1993 год отец архимандрит был зачислен в число братии Николо-Угрешского монастыря, а с 1994 года откомандирован на служение в Храм вмц.Параскевы Пятницы в Качалове, где и служил до самого конца. Долгое время и до самой своей болезни батюшка Гавриил нес тяжелое послушание — он окормлял Хоспис в Северном Бутово.

Просим всех — пожалуйста, помяните батюшку Гавриила об упокоении, в своей домашней молитве и на проскомидии, неусыпаемой псалтыри и на полуношнице.
Похороны батюшки состоятся в 11-00 12 января 2013 года в храме св.вмч.Параскевы Пятницы в Северном Бутово (м. Бульвар Дмитрия Донского).
Батюшка будет похоронен у алтарной обсиды правого предела храма.

«Не ищи правды на земле… ищи ее в себе…»

«Сказочка о Правде», иеросхимонах Михаил (Питкевич)

«Не ищи правды на земле… ищи ее в себе… Я расскажу тебе сказочку… Жила Правда на земле. Плохо ей было: где ни появится, куда ни придет — везде ее гонят, везде ей нет места, всем она мешает…

“Пойду, — думает Правда, — поближе к храму Божию, пойду в храм”. Пришла, встала, но и в самом храме ее стали толкать: “Тут не стой, это мое место”; “Туда не иди — там для почетных, богатых”…

Придвинулась Правда к амвону, но и здесь ей не нашлось места… Поднялась она — вошла в самый алтарь, стала у Престола… Один говорит: “Я — старше”, другой говорит: “Я — саном выше, я — заслуженный; я ученый — здесь я должен стоять, а тут — я…”

И вот даже там Правда не нашла для себя места…

Не ищи Правды…




Царица Небесная, Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим, разве не видела кругом Своего Божественного Сына неправду, клевету, ложь, несправедливость, которыми платили Спасителю за Его бесчисленные благодеяния и чудеса, — но Она молчала!

Она никого не упрекнула, никого не осудила. Вот как Она отнеслась к Неправде этого мира!..»

Крепись всегда, всякий день и час, будь очень внимательна к себе во всех мелочах, читай, рассуждай, веруй, что Господь поможет тебе и подкрепит, пошлет благодать восходить от силы в силу.

Пётр и Феврония.



В православном календаре есть свой День влюбленных, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских.

Петр и Феврония – покровители семьи и брака. Их брак является образцом христианского супружества.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого кн. Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестива и добра девушка. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Св. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.

Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 25 июня (по новому стилю — 8 июля) 1228 года.

Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были св. супруги в соборной церкви г. Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 г., ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Святые Пётр и Феврония молите Бога о нас!




Патриарх Грузии Илия II посетит Москву


Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II 23-30 июля посетит Москву, Киев и Минск по случаю празднования Дня Крещения Руси, сообщает Интерфакс-Религия. В честь 1025-летия со дня этого исторического события в столицах России, Украины и Белоруссии пройдут праздничные мероприятия, на которых будет присутствовать Илия II вместе с делегацией патриархии Грузии, сообщил журналистам митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим Шарашенидзе. Ожидается, что Грузинский Патриарх встретится с Патриархом Кириллом…

В Интернете появился интерактивный календарь торжеств, посвященных 1025-летию Крещения Руси

Православный портал «Приходы» запустил интерактивный календарь епархиальных торжеств, посвященных 1025-летию Крещения Руси, включающий в себя более ста мероприятий, проходящих на всей канонической территории Русской Православной Церкви.

В Швеции прошлa анитиисламская демонстрация

В Гётеборге 14 июля прошла демонстрация против исламизации Швеции. Акция протеста была организована Шведской лигой обороны (SDL) — национальным движением, основанным по примеру Английской лиги обороны.

В Москве восстановят взорванный большевиками храм на Ходынском поле

В четверг утром на Ходынском поле будет совершена литургия под открытым небом на месте взорванного храма Сергия Радонежского. По мнению ряда историков, именно этот центральный воинский храм стал первым в череде московских святынь, поверженных большевиками в начале XX века.

Состоялось заключительное заседание весенне-летней сессии Священного Синода

16 июля 2013 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заключительное заседание весенне-летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви.