Как подготовиться к исповеди

Все мы рано или поздно ощущаем потребность в том, чтобы приблизиться к Отцу нашему, ощутить его прощение и благодать. Путь к этому может быть долгим и трудным, мы грешим каждый день, наши души покрываются пылью и грязью от деяний наших. Но приходит день и час, когда душа сама просит уединения с Господом, желает очищения, чтобы начать все с чистого листа. Милосерден Отец наш, никому не закрыта дорога для света и восстановления чистоты духовной, всех примет Господь Иисус Христос в Своем сердце и для каждого найдет утешение, ибо все мы Его дети, а разве может родитель сердиться на свое дитя? Только одно нужно для примирения с Богом — искреннее раскаяние в своих грехах, подлинное желание очищения. Но как, с чего начать новый путь?

Путь к очищению начинается с того, что человек должен осознать всю греховность тех деяний, которые он сотворил. Тогда сердце и душа сами подскажут путь к Таинству Причащения и Исповеди, потому что в нас это заложено от Отца нашего, просто не все сразу видят этот путь. Если вы желаете причаститься, то должны, лучше всего, до или после вечерней службы, исповедаться. Исповедь- очень важное Таинство, следует быть откровенным, исповедуясь батюшке. Вспомните всю свою жизнь, даже самые постыдные моменты и поступки, в которых вы сами себе боялись признаться, отгоняли прочь мысли о них. О таких поступках должно быть поведано священнику в первый черед. Перед исповедью нужно обязательно помириться с обидчиками и с теми, кого обидели, пусть даже нечаянно. Прощение нужно просить в такой форме: " Прости меня, грешного( ую), что согрешил(а) пред тобою". За несколько дней до исповеди нужно попоститься, дабы очистить свои мысли и тело, проводить эти дни надлежит в молитве Господу нашему, больше посвящать времени чтению Библии. Также нужно укреплять свою веру в молитвах пред святыми иконами. Во время самой Исповеди не нужно ждать, когда батюшка задаст вопросы. Нужно говорить самому, выкладывая свою душу до донышка, не искажая истины, не перекладывая вину на других, каким бы грехом не отягощена была ваша душа. Помните, Господь наш Иисус Христос и так все видит и знает, позвольте Ему разделить вашу боль от осознания грешности и ваше искреннее раскаяние.

Лучше исповедаться вечером, после вечерни, тогда у вас будет целое утро для того, чтобы помолиться перед таинством Св. Причащения. Если уж не получается, то можно прийти на исповедь и утром, только делать это нужно до начала литургии. Приходить во время службы значит показать пренебрежение к самому Таинству.

Также после наступления полуночи и вплоть до Св. Причащения нельзя есть, пить и курить.
И самое важное, после Исповеди вы должны дать себе и Господу Иисусу Христу обещание постараться содержать отныне свое тело и душу в чистоте и не повторять своих прежних грехов. Отец наш Всемилостлив и Всепрощающ, он ежесекундно рядом с нами, не забывайте об этом никогда.

8 комментариев

avatar
Лучше исповедаться вечером, после вечерни, тогда у вас будет целое утро для того, чтобы помолиться перед таинством Св. Причащения. Если уж не получается, то можно прийти на исповедь и утром, только делать это нужно до начала литургии. Приходить во время службы значит показать пренебрежение к самому Таинству.

Не вижу в этом пренебрежения к Таинству Исповеди. А вот полноценное участие в Литургии от этого, безусловно, страдает. Ведь вместо того, чтобы внимательно участвовать в величайшей из служб, приходится думать совсем о другом.

Но, как говорится, порою не до выбора. В некоторых храмах Исповедь бывает только утром и начинается она уже после начала Литургии. Не стоит этим смущаться, ведь от нас здесь ничего не зависит. Наша цель — принести покаяние Богу во грехах. Так что коль скоро Исповедь идёт в процессе Литургии, не смущаясь подходим к батюшке и в его присутствии каемся Богу в своих грехах. Надо помнить, что священник — только свидетель нашей Исповеди, а в тот же момент её незримо принимает Сам Бог. Посему каясь, надо помнить, что обращаемся мы при этом к Самому нашему Небесному Отцу. Но, конечно, надо всё произносить вслух, чтобы священник слышал, ведь именно ему Бог доверил великую власть прощать и разрешать грехи. Так уж устроил Бог, чтобы люди получали помощь посредством людей же.
avatar
Я это не придумала, это слова батюшки. Вы хотите оспорить слова митрополита в части невозмозможности исповеди на литургии? Кроме того, это действительно неуважение, вообще во время любой службы, отвлекать батюшку. Видится так: батюшка, брось все и мной займись, я соизволил покаяться. Прости меня, Господи, это невежество просто. Мне в голову не прийдет, не то что обратится к нему, да просто привлечь шумом или неосторожностью его внимание. Святая служба идет, как можно его отвлечь, лучше помолиться со всеми. Что до формулировки, то в приходской школе учат именно так и не нам с ними спорить, хотя, справедливости ради, нужно отметить, что разговор с Господом или перед ликами икон может быть в произвольной форме.
avatar
Я это не придумала, это слова батюшки. Вы хотите оспорить слова митрополита в части невозмозможности исповеди на литургии? Кроме того, это действительно неуважение, вообще во время любой службы, отвлекать батюшку. Видится так: батюшка, брось все и мной займись, я соизволил покаяться. Прости меня, Господи, это невежество просто. Мне в голову не прийдет, не то что обратится к нему, да просто привлечь шумом или неосторожностью его внимание. Святая служба идет, как можно его отвлечь, лучше помолиться со всеми.
Видимо мы с Вами, Екатерина, не совсем поняли друг-друга. Я вёл речь о ситуации, когда во время Литургии которую служит один священник, исповедует второй. Такая практика повсеместна в нашем городе. Собственно в крупных приходах с большим числом прихожан и с малым клиром такое неизбежно, сколь не прискорбно.
А отвлекаться от своершения Божественной Литургии служащему священнику для совершения исповеди прихожан, безусловно, не подобает. И уж конечно не уместно прихожанам требовать этого. Тут я с Вами нисколько не спорю. Правда есть одно каноническое предписание. Если где-то умирает человек и его нужно срочно исповедовать, то в определённый момент Литургии священник просто обязан прервать службу и поспешить напутствовать умирающего. Но если начался Евхаристический канон, то он уже не вправе остановить службу и должен, оставив больного на волю Божию довести канон до конца и уж тогда поспешить к умирающему. Это правила изложенные в служебнике.
Есть ещё одно исключение. После причащения священника в Алтаре, и до причащения прихожан священник может поисповедовать будущих причастников. Так это и делается на приходах с большим числом прихожан если священник один, или если исповедающий не успевает всех исповедовать до причастия. Тогда служащий помогает исповедающему.

Конечно, лучше всего совершать Исповедь во внебогослужебное время, но жизнь порою вносит свои коррективы. Если исповедников много, приходится исповедовать во время службы.

Когда я писал:
В некоторых храмах Исповедь бывает только утром и начинается она уже после начала Литургии. Не стоит этим смущаться, ведь от нас здесь ничего не зависит. Наша цель — принести покаяние Богу во грехах. Так что коль скоро Исповедь идёт в процессе Литургии, не смущаясь подходим к батюшке и в его присутствии каемся Богу в своих грехах.
я ни в коем случае не имел ввиду, чтобы прихожанин отвлекал служащего священника от Литургии. Я имел ввиду именно ту ситуацию, когда исповедь в храме официально начинается во время Литургии вторым священником. Во многих храмах это именно так и происходит. И смущаться здесь не надо. Если священноначалие благословляет такой подход, значит в этом есть нужда. А нужда в том, что из-за большого числа исповедников во внебогослужебное время всем исповедаться не удастся. Да и батюшки не резиновые. У них тоже есть семьи и тоже нужно время для отдыха.
Да и у прихожан тоже время не безразмерное.

Лучший выход из этой ситуации — строительство большего числа храмов и рукоположение большего числа пастырей. Впрочем, по нашим молитвам, даст Бог так со временем и будет.

Что до формулировки, то в приходской школе учат именно так и не нам с ними спорить, хотя, справедливости ради, нужно отметить, что разговор с Господом или перед ликами икон может быть в произвольной форме.

Сомневаюсь, что Ваш преподаватель стал бы возражать и настаивать на том, что просить прощения у обиженного человека надо только такой формулировкой и никакой другой и уж ни в коем случае не своими словами.
avatar
Речь, скорее, о том, что статья ориентирована на людей, которые совсем не знают ничего о таинствах и молитвах. Часто слышу такой вопрос: как просить прощения, но ответа, как правило, два. Если по писаниям, то так, как написано, но часто молятся и просят прощения просто так, тут вы правы. Дело в том, что образование дается по писаниям, а не по жизни и тому, как можно молиться. Бывает так, что сам выразить не можешь, в чем проблема, просто нет таких слов, но нам- то понятно, что Отец и сам увидит. Но обучение этого не приемлит, также как и митрополит. Он вроде бы и согласен, что можно говорить с Господом просто как с отцом, а с другой настаивает на молитвенном обращении. Именно такие моменты некоторым сложно понять.Я, например, просто разговариваю, как с Господом, так и со своей святой Екатериной. Понимаю, что слышит меня, коли взываю к нему с просьбой. Но сейчас приходится бороться еще и с тем, что люди неадекватны. Хотят покаяться, а в иконы не верят и считают их «поклонением идолу». Как достучаться и ум пробудить? Потом проблема с прощением, прощают через себя, а не от души и идут к Причащению с уверенностью, что очистятся. Раз мне удалось достучаться до девушки, которая хотела приворожить парня, с помощью именно писаных слов. Она, пока фразу произносила, как- будто прозрела. Поэтому тут нельзя сказать, в принципе, как надо.
avatar
Спаси Господи, Екатерина, за ответ.
Мои правки как раз и учитывали что информация в топике для тех, кто ещё ничего не знает о Таинствах. Теперь информация расширена и у читателей будет более полный взгляд.

А насчёт формулировки, я не настаиваю на том, что ей нельзя пользоваться. Если кому-то так понятнее то и слава Богу.

Главное чтобы примирение было искренним, чтобы не было такого фарисейского подхода — произнёс «положенную» фразу — и чист. Важна суть — осознание своей неравоты и искренняя просьба о прощении.

Тут ведь ещё важно как наши слова будут восприняты самим человеком у которого просишь прощения. Чтобы он не увидел в этом фальш или издёвку.

Что понятнее будет услышать невоцерковлённому человеку: «прости меня, грешного, я согрешил», или просто человеческое: «прости, друг, я был не прав!»?

А потом как часто наблюдал я вот такое фарисейство среди воцерковлённых — подходит потому что надо (а не потому что действительно понимает низость своего поведения и свою неправоту), произносит заученную формулировку, а в голосе — лёд.
Всё, магический ритуал выполнен, повинность исполнена, можно к аналою за «отпущением».

В поэме одного священника есть такой пример неправильного подхода к Исповеди одного барина:

«Вот образец его суждений
Плод дум его и размышлений-
Святую Тайну Покаянья
Он трактовал нам как „линянье“:
Как зверь иль птица несомненно
Должны шерсть старую спущать,
Так всякий верный неизменно
Обязан душу очищать.
На этом твёрдом основаньи
Постом он церковь посещал
И рубль целковый на „линянье“
Отцу духовному вручал»

Так порою некоторые люди неправильно воспринимают Исповедь: «Не согрешишь, не покаешься». При таком подходе Исповедь воспринимается не как новая точка отсчёта в жизни, с которой должно начаться ИСПРАВЛЕНИЕ, а как некая техническая «чистка», чтобы грехи не копились.
В то время как Исповедь должна сопровождаться желанием именно исправить ситуацию. А это не возможно без осознания неправоты своих поступков.

Вот почему важно искреннее примирение, а не формализм.
Не даром слово «покаяние» на греческом языке звучит как «метанойя», то есть перемена сознания.

Понятно, что быть может сразу и не удастся после первой же исповеди измениться, но доброе желание этого присутствовать должно.

Насчёт объяснения иконопочитания и защиты от нападок в идолопоклонничестве, позже напишу в своём блоге отдельную статью на эту тему.
avatar
как и обещал, выложил в своём блоге статью об иконах: suzhdeno.ru/blog/117.html
avatar
Прощение нужно просить в такой форме: " Прости меня, грешного( ую), что согрешил(а) пред тобою".
Думается, прощение надо просить в той форме, в которой это уместно в данный момент. Никаких специальных формулировок не существует. Главное, чтобы это было искренне.
avatar
За несколько дней до исповеди нужно попоститься, дабы очистить свои мысли и тело
Это обязательно лишь в том случае, если Вы собираетесь причаститься. Если же Вам просто необходимо поисповедоваться, то сделать это можно и без поста. Главное — вспомнить все свои грехи, раскаяться в них и примириться с людьми. После этого можно сразу приступать к Исповеди. А вот если Вы готовитесь к Причастию, то тогда действительно, до Исповеди надо поговеть — попоститься и вычитать положенные молитвы из молитвослова. Меру поста и молитвы можно заранее обсудить со священником.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.