Содержание раздела
+2.62
3 читателя, 19 топиков

Молитва к святой Матроне

О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи,
О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

23 февраля день воинства россиийского и памяти павших

23 февраля для нашей многостродальной страны святой праздник-день Нашего воинства и его славы.

Примите, дорогие братья, Наши самые искренние поздравления по случаю Дня защитника Отечетсва.
Молитвенно желаю Вам всем здоровья и долгих лет жизни.
Пусть неизменная помощь Божия сопутствует Вам в Вашем служении во славу Святого Православия и для блага Отечества.

Да сохранит Вас Господь на многая и благая лета.

С братской о Господе любовью, администрация православного портала suzhdeno.ru

По традиции мы вспоминаем павших и чтим их память.
Он выбирает крест
Сегодня мы расскажем о русском солдате Евгении Родионове.
23 мая 1996 г. (в период Чеченских событий) от рук чеченских экстремистов и нелюдей он принял мученическую кончину. День мученической смерти воина выпал на день его рождения — Евгению Родионову исполнилось всего лишь 19 лет.
День жестокой казни совпал в тот год ещё и со светлым праздником Вознесения Господня.
Он выбирает крест
Беседа корреспондента радиостанции «Радонеж» Тамары Москвичевой
со священником Владимиром Переслегиным, настоятелем храма Спаса Нерукотворного
села Прохорово Московской области

О.Владимир: О мученическом подвиге 19-летнего воина-пограничника Евгения Родионова из Подмосковья уже сообщал журнал «Русский дом» (№ 1, 1999 г.) и многие православные откликнулись на это исключительной важности сообщение. Были на его могиле, встретились с его матерью.

Напомним факты. В ночь с 13 на 14 февраля 1996 года тогда еще 18-летний рядовой Евгений Родионов вместе с тремя своими однополчанами, такими же необстрелянными ребятами, нес караульную службу на незащищенном открытом посту на чечено-ингушской границе. Их подразделение было переброшено сюда из Калининградской области всего за месяц до того. Применять оружие первыми было запрещено приказом, стрелять на поражение — только после предупредительного выстрела вверх. Все это в условиях чеченского беспредела.

Ребята были взяты бандитами, проезжавшими на санитарке, вооруженными до зубов чеченцами. Боевики проехали беспрепятственно еще три наших блокпоста. Начался трехмесячный плен, в течение которого им предлагали принять магометанскую веру. На Евгении, единственном из всех, был нательный крест, с которым он не расставался никогда. Это вызывало особую ярость, от него требовали снять крест, то есть сознательно отречься от Христа. За окончательный и бесповоротный отказ снять с себя крест он был подвергнут мучительной казни. 23 мая 1996 года, в самый день своего рождения, в день православного праздника Вознесения Господня, Евгений был обезглавлен.

Независимой группой чеченских журналистов был снят фильм о войне. В этом фильме использованы съемки казни наших пленных боевиками. Снимали сами чеченцы. Частично эти кадры были показаны в «Русском доме», но не все. На этих сатанинских кадрах видно, как расстреливают двух связанных ребят, а потом у третьего заживо пилой отпиливают голову. Скорее всего, такой казни подвергся Евгений. Вместе с ним за отказ принять магометанство были замучены еще трое: воины Игорь, Андрей и Александр. Евгений, за отказ снять крестильный крестик, принял особую муку.

Две недели в майскую жару тела их оставались непогребенными. Потом мать Евгения, пройдя все круги ада, заплатив огромные деньги чеченским полевым командирам, нашла могилу, и 23 октября 1996 года тела всех четверых были эксгумированы. Голову Евгения за особую плату вернули матери 6 ноября, на праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Надо сказать, что вера Евгения была сознательной. Перед армией он по собственной инициативе, по свидетельству матери, исповедовался и причастился. Будучи подростком, имел благоговение к Церкви. Любил посещать храм, всегда сам приносил в дом крещенскую воду. Не будучи до конца воцерковленным, сделал свой выбор — смерть за Христа, проявив тем самым глубокую личную веру в Воскресшего из мертвых. Да и как иначе юный человек, которому предложена жизнь или смерть, может выбрать смерть, и притом мученическую, мучительную и безвестную — ведь боевики специально говорили, что они числятся в дезертирах, что от них все отреклись, и никто их не найдет. Он выбрал крест и смерть. И только заключенная в кресте победа над смертью могла подвигнуть на это. Ангел-хранитель приставленный в крещении к Евгению укрепил его.

Т.М.: Отец Владимир, на каком основании мы можем говорить о мученичестве в данном случае, не дожидаясь самого момента канонизации?

О.Владимир: Три месяца пыток, побоев, издевательств, а впереди мучительная казнь за отказ переступить через себя, стать предателем, прислужником врагов — отказ снять крест в этих условиях не может быть истолкован только как проявление просто несгибаемости воли, верности отвлеченным принципам.

Евгений выбирает крест. Он выбирает крест как символ верности. Господь открыл ему силу, заключенную в этом знаке, силу Пасхи, силу победы над адом и диаволом. Он причащался, он исповедовался перед крестом и Евангелием. И Бог открывает тому, кто так, ценою жизни и смерти, держится за Его святыню, крест, силу, сокрытую в нем, силу любви Христовой к роду человеческому. По свидетельству убийцы Евгения, полевого командира чеченца Хойхороева (продавшего матери Евгения тело мученика), он сам сделал свой выбор, у него было время подумать. Крестик Евгения был найден в могиле на его обезглавленном теле.

Страдания и смерть за Христа Евгения Родионова и пострадавших с ним поразительно напоминают страдания новомучеников, особенно — греческих и балканских, пострадавших от магометан и огнепоклонников. Так, мы можем вспомнить Иоанна Нового из Янины, Иоанна Кулика из Эпира, пострадавших в XVI веке, великомученика Иоанна Нового Сочавского, который отказался похулить веру во Христа и после страшных мук был обезглавлен, и тысячи греческих, сербских и других балканских страдальцев за веру, которых убивали только за то, что они исповедовали себя христианами. Их тоже принуждали сменить веру, их тоже убивали за одно имя «христианин» или «православный». Им тоже, как и Евгению, после пыток отрубали голову.

Само название «новомученики» пришло к нам от этих страдальцев XVI, XVII, XVIII, XIX веков и XX века. Такие страдальцы немедленно причисляются Церковью к лику святых мучеников. От них не требуется благочестивой жизни до страданий. Страдание за Христа, за имя Христово, вменяется им в праведность, так как они умерли со Христом и царствуют с Ним. Достаточно вспомнить последнего из сорока мучеников Севастийских, ничего не знавшего о Христе, но принятого вместе с остальными мучениками за решимость умереть вместе с ними.

Значение этого подвига и молитвенного почитания, которое уже открывается в нашем народе, невозможно переоценить. Мученики были и будут главной любовью Церкви, ее славой и торжеством. По отношению к нашей молодежи в прославлении мученика воина Евгения видится особая милость Божия к нашему времени. Ведь большинство новомучеников XX века умирало за дело Христово, за заповедь, за верность Его служению — например, священнослужители которые отказывались сложить с себя сан, или Царь, который не отрекся от своего царского служения и был за это расстрелян.

Богоборцы не решались в большинстве случаев требовать от священнослужителей отречения от Христа. Достаточно было не пойти на компромисс с совестью, и это воспринималось нашим воцерковленным народом как верность Христу. А теперь, когда народ расцерковлен, многие этого не понимают. Поэтому камни вопиют. Мальчик, который только начал ходить в церковь, становится учителем благочестия для очень многих теряющих мужество, теряющих подлинное христианское благородство, измалодушествовавшихся православных людей.

Видя крайнюю степень окаменения и бесчувствия большинства нашего народа, Господь, несомненно, дает людям прикоснуться к мученичеству за имя Его, как это было у древних мучеников. Это самое откровенное знамение, рассчитанное на ничего не знающих или все забывших людей. То есть страдание — подвиг не за заповедь, не за верность порученному тебе служению, а за имя Христово, чего почти не было в XX столетии.

Мы, по милости Божией, узнали об одном таком подвиге, причем тоже чудесным стечением обстоятельств — через крест (могила мученика воина Евгения находится рядом с церковью в селе Курилово, и Церковь узнала о нем, когда на этом храме ставили крест).

А таких подвигов, я уверен, было много. Троих наших ребят чеченцы распяли на телеграфных столбах перед Пасхой 1996 года. Об этом сообщали газеты. Другое дело, что эти факты не получили адекватного восприятия прежде всего среди народа Божия, в Церкви. Но сейчас, когда Господь так поворачивает историю, мы понимаем, что, возможно, придется кровь свою проливать за Православие. И эти факты получают особое звучание и особое осмысление в Церкви.

Мы прежде всего поражаемся этой верности. Мальчик, которого нельзя купить, потому что на нем крест. Он действительно тезоименит этому кресту, он действительно христианин. Такие факты составляют жизнь Церкви. Если мы на них откликнемся, то есть надежда, что предательство, охватившее нас — безразличие, материализм, потребительское отношение к жизни — исчезнет.

Мне запомнились слова одной верующей женщины, когда она узнала о мученическом подвиге воина Евгения. Она сказала, что это событие красноречивее всех других фактов говорит о том, что не все потеряно в России, есть надежда. Все десять лет, так называемой, перестройки, «реформ», растления, уничтожения всего святого в России не достигли своей цели. Потому, что этот мальчик проявил такую стойкость перед этими силами ада, что на нем это зло затупилось и оборвалось, и Христос победил.

подвиг солдата

Из моих дискуссий на форуме православной молодёжи strastoterptsy.ru

Пользователь Ариан:

Друзья, может кто-нибудь объяснит, по какому принципу канонизировали новомучеников. Знаю пример. При жизни молодой человек пил, курил, прелюбодействовал, злостно матерился. Попав в Чечню был пленён, но даже перед страхом быть расстреляным отказался снять с себя нательный крест. В итоге его обезглавили. Как только об этом узнали в Патриархии, его тут же канонизировали, как новомученика. А разве это не долг каждого православного христианина до последнего вздоха нести на себе нательный крест? Разве это святость, сохранить его на себе до самой смерти? Дабы ни у кого не возникало вопросов на тему, а видел ли я, насколько там страшно, сразу отвечу: «Видел!».

Пользователь Антоний:

Это не просто «не снять Крест», это отказ от отречения от Христа! А еще можно вспомнить пример мученика Вонифатия.

Ваш покорный слуга (пользователь Сергий):

А что за история-то, Ариан?

Ты это случайно не о св. мученике воине Евгении Родионове?
Если да, то история неверна. На самом деле было так. св. мч. Евгений принял мученическую смерть за Христа в 1996 году. Впервые мысль о его канонизации была высказана только в 2003 году. И лишь в 2008-м его наконец-то канонизировали в нашей Церкви. И то, не для общецерковного почитания, а как местночтимого святого Астраханско-Енотаевской епархии. Также он почитается как местночтимый святой в Сербской Православной Церкви.

Так что, как видим, никакой поспешности с канонизацией не было. По молитвам к этому святому происходят чудеса. Его иконы мироточат. В церковном народе его почитание очень широко и выходит далеко за пределы Астраханско-Енотаевской епархии.

Так, например, в Хабаровске в нескольких храмах есть его большие храмовые иконы и фреска. В одном из храмов (св. благ. Вел. Кн. Даниила Московского) его икона есть даже в иконостасе.

По каким критериям его прославили? По тем же, что и всех мучеников Христовых. По словам убийцы Евгения — Руслана Хорхороева, сказанным им при иностранных наблюдателях, Евгению было предложено отречься от христианства и принять ислам. В знак этого, ему надо было снять Крест с шеи.
Евгений предпочёл чтобы ему отрезали живому голову, нежели предать свою веру и принять веру иную. То есть совершил то же, что и десятки тысяч мучеников Христовых всех времён и народов.

Отличие мучеников от, скажем, преподобных или святителей в том, что им не обязательно быть при жизни воцерковлёнными. Многие из древних мучеников вообще не были церковными людьми. Многие принимали Христа лишь перед смертью. Да, были и такие, кто сочетал высокодуховную жизнь и мученическую смерть (как, например, св. влкмч. Иоанн Сочавский). Но были и такие как св. муч. Вонифатий — при жизни, хоть и был крещёным, Вонифатий был блудником и пьяницей. Однако, в душе его жило сокрушение о такой жизни. По Божией милости, он принял жестокую смерть от язычников за исповедание Христа. В этой своей крови он омыл все свои грехи и взошёл на Небеса ко Господу. Вот уже многие века св. мч. Вонифатий почитается как святой во всём мире и молитва к нему помогает многим страждущим от недуга пьянства.

Может, заодно, и св. Фомаину, св. Марию Египетскую, и пр. многих обвиним за изъяны их прошлого?! Скажите — но они же раскаялись и исправились? Их путь исправления был путём преподобных. А есть и иной путь — мученический. Им прошёл св. Вонифатий. Да, во времени путь мученический короче, чем преподобнический, но вот легче ли он? Ой, вряд ли! Недаром мученики почитаются выше чем преподобные! Не стоит думать, что нет ничего особенного в мученичестве, если ты не исповедник сам. Напомню — исповедники — это такой чин святости, когда люди претерпели мучения за Христа от иноверцев, но не отреклись и достойно прошли путь мучений. Разница с мучениками в том, что мучеников убили, а исповедники остались живы. В древние времена факт исповедничества вменялся вместо пресвитерской хиротонии. Вот как высоко ценила Церковь тех, кто претерпел мучения за Христа. Если тебя самого пытали в застенке, требуя отречься от Христа и принять неспасительную веру, то только тогда ты можешь судить о том, что такого уж особенного в мученичестве. В противном случае, не стоит брать на себя роль судьи. Мало видеть войну. Надо ещё познать силу своей веры, перед лицом смерти. Ведь так легко остаться в живых — просто отрекись от Христа и всё закончится. Но воин мученик Евгений явил великий в наше малодушное время подвиг верности Христу даже до смерти и смерти лютой — ему живому отрезали голову.

А насчёт того, что де Евгений курил… Точно это и не известно. Но даже если и так, то ведь он не преподобный. Это ддля прославления в лике преподобных курение является препятствием. А вот, скажем, для прославления в лике равноапостольных — нет. Св. равноапостольный Николай Японский курил. Так ведь его не за великие подвиги поста и аскетики прославили, а за проосветительство Христовой верой японского народа. Наш сугубый небесный покровитель — св. страстотерпец Царь Николай Второй всю жизнь курил. Так ведь и он не в преподобных. Его прославили как страстотерпца — за пример кроткого христианского отношения к мучителям и смерти. За урок прощения и смирения.

Так что — курение, хоть это безусловно и изъян, само по себе не является препятствием к канонизации, если иные достоинства перекрывают этот недостаток.

Насчёт пьянства Евгения ничего не слышал. Впрочем, что называть пьянством! Евгений мой ровестник. Когда я был в его годах, все мои знакомые студенты зачастую любили погулять. И сколько из них спилось? Единицы. Прошло беззаботное студенчество, началась работа, карьера, семьи — и вот уж многие вчерашние любители посидеть под водочку с гитарой на кухне или с отцовской грушёвой наливкой во дворе (под всё ту же гитару) теперь уж выпивают лишь по праздникам. Так что грань того, что есть пьянство в 90-х, ИМХО, не слишком очевидно, если ты молод. Кто знает, быть может для кого-то и нечастые посиделки с друзьями с бутылочкой и гитарой — уже пьянство. Особенно, если этот кто-то сам вообще не выпивает. А то знаю я таких — сами ни капли в рот, а всех, кто хоть немного иногда употребляет что-то покрепче кефира горазды считать алкоголиками. Это тоже перегиб. Что есть пьянство? Это когда страсть к алкоголю обладает тобою. Если человек не влечётся к бутылке, а просто иногда может выпить в компании, то пьянство ли это?

Впрочем, как мы знаем из жития муч. Вонифатия, и самое настоящее пьянство может быть исцелено потоком мученической крови за Христа.

Ну а говорить всерьёз о том, что молодой холостой человек занимался прелюбодеянием — так это вообще что-то! Как может прелюбодействовать (изменять жене) не женатый? Максимум — он может блудить.

О том, что Евгений блудил — ничего не слыхал. Сильно сомневаюсь. Да, возможно Евгений не был полностью воцерковлённым. Но вот вам факты: 1. Крестился он самостоятельно по своему решению. 2. В церковь ходил. Это при том, что большинство крещёных вообще после крещения не переступают церковный порог. А ведь путь воцерковления, как правило, постепенный. Далеко не все сразу после начала этого пути еженедельно без пропусков посещают по субботам Всенощные бдения, а по воскресениям Литургию, еженедельно исповедуются и несколько раз в месяц (вариант — раз в месяц — тут уж как благословит духовник) приступают к Чаше. Обычно после начала воцерковления до такого режима жизни проходит какое-то время. Времени жизнь отпустила Евгению не много. Его призыв в армию совпал с войной…

Инициатором прославления Евгения стал знаменитый проповедник протоиерей Александр Шаргунов — преподаватель Московской Духовной Академии. Один из наиболее горячих сторонников общецерковной канонизации мученика Христова Евгения — знаменитый протоиерей Димитрий Смирнов.

А вот что писал о подвиге Евгения чудесный проповедник и духовник священник Димитрий Дудко: «Евгений Родионов принял мученическую смерть за Христа, за Веру Православную. Это подвиг редчайший. С одной стороны, его смерть вызывает скорбь, с другой вселяет бодрость. Константин Великий увидел крест и сказал: сим победиши, так и мы, видя, то, что свершилось, говорим: только Верой мы победим. Потому что если оглянуться вокруг, — ничто нас не спасет. Действительно, человек жил среди нас в очень трудное время, пожалуй, более трудное, чем советское, когда было безбожие. Безбожие вынести легче, развращение — труднее. Но он в развращенное время сохранил Веру. Казалось бы, от него требовали немного — снять крестик. Всенародно отказаться от Христа.»

Протоиерей Валентин Сидоров составил службу мученику воину Евгению.

Молитва мученику Евгению:
Страстотерпче Российский, воине Евгение! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимые пред святою твоею иконою. Услыши нас, слабых и немощных, с верою и любовию поклоняющихся пресветлому образу твоему. Твоя пламенная любовь ко Господу, верность Ему Единому, твоя неустрашимость пред муками даровали тебе жизнь вечную. Ты не снял Креста с груди своей ради жизни сея временныя. Крест твой всем нам просиял звездой путеводной на пути спасения. Не остави нас на этом пути, святый мучениче Евгение, со слезами тебе молящихся.

Молитва мученику Евгению Родионову, составленная иеромонахом Варлаамом (Якуниным) из Республики Алтай. Кондак, глас 4-й:
Явился еси преудивлению крепостию, Христову терпению даже до смерти подражая, агарянскаго мучительства не убоялся еси, и Креста Господня не отреклся еси, смерть от мучителей яко чашу Христову прияв; сего ради вопием ти: святый мучениче Евгение, присно моли за ны, страдальче.

Пользователь Andreas_Sch:

Дорогие друзья, хочу высказать своё мнение о мученике Евгении Родионове.

Во-первых, стоит прочитать в «Дневнике писателя» у Достоевского размышления о подвиге русского офицера Фомы Данилова, который также попал в плен и был казнён за отказ отречься от Христа. Там Фёдор Михайлович указывает на то, что этот офицер, возможно, и выпивать мог, может, и в храм не ходил регулярно, но когда враги от него потребовали сделать выбор перед лицом смерти, он не поколебался. А с него живого содрали кожу — смерть мученическая, даже хан удивился его мужеству и назвал батыром, поставив в пример своему народу.

Далее, присоединяюсь к предыдущему высказыванию.

Мы не были свидетелями того, как Евгений жил до мученической кончины. Тем более, чистым всё чисто, и когда кто-то сам чист душой, он не станет подозревать грехи за другим человеком.
Если говорить о курении, то в конце девятнадцатого-начале двадцатого века не было однозначного отношения к нему со стороны Церкви. Оптинские старцы, о чём есть свидетельства у Нилуса, для семинаристов считали это терпимым до рукоположения.

Что касается прелюбодеяний… тут надо быть крайне осторожными в высказываниях. Мы не знаем, не были, Евгению было совсем немного лет, и если говорят, что «все так живут», то это не означает, что он был таким.

Даже когда мы строим предположения в отношении человека, следует придерживаться принципа презумпции невиновности, пока не подтвердилось что-то иное.

По свидетельству прошедшего в пехоте Великую Отечественную войну блаженной памяти протоиерея Глеба Каледы, блудники в бою обычно законченные трусы. А батюшка Глеб о блуде отзывается весьма категорично, различая степень тяжести этого греха для мужчин и женщин. Он в книге «Домашняя Церковь» говорит, что мужчина-блудник хуже женщины-блудницы, как женщина-алкоголичка хуже мужчины-алкоголика. Что Христос сказал "… блудницы и мытари войдут в Царствие Небесное", но нигде не сказал «блудники». Батюшка Глеб категоричен и говорит, что Церковь знает много покаявшихся блудниц, достигших святости, но не знает, мужчин, которые извалялись в блуде и стали святыми.

От себя скажу, что, пожалуй, преподобный Феодор Киево-Печерский может быть приведён в качестве положительного примера, но таких единицы. Мученика Вонифатия совсем уж извалявшимся в блуде считать нельзя — там вообще ситуация противоречивая. Как раб, он по своему статусу не мог жениться на своей госпоже Аглаиде по римским законам. Что и как там было, мы до конца не знаем, но знаем лишь итог его земной жизни.

Крестьянин Семён впал в блуд с девушкой, с которой встречался, но душа его горела молитвой, стремлением к Богу — он покаялся, восстал от падения и для этой девушки вымолил хорошего мужа — её полюбил богатый барин и женился на ней. А Семёну предстоял иной путь — монашеский. Его нельзя было рукополагать в сан после этого, но даже не имея сана, простой схимонах Силуан стал духовником всей братии Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон.

Смерть — подведение итогов земной жизни, и у Евгения Родионова это мученический венец.

Оставляю ссылку на информацию о ещё одном воине-новомученике — Константине Васильеве.

www.pravoslavie.ru/smi/179.htm

Ваш покорный слуга (пользователь Сергий):

Спаси Господи, Андрей, за приведённый пример с воином Фомой Даниловым.
Я тоже помнил этот эпизод из «Дневника писателя» Фёдора Михайловича, только подзабыл имя этого героя духа.

Пользователь Удивлённый:

Настоящий мужик этот новомученик! И истинный христианин!
Я не знаю, были ли в его жизни те моменты, о которых говорит Ариан, но мне и знать этого не надо.
Всё это уже суета и небытие, после его подвига. На страшном суде ничего этого уже не вспомнится тому, кто ТАК поступил перед смертью. А вообще-то прав Andreas_Sch, блудник не смог бы показать такого мужества. Сколько знаю сластолюбцев — жалкие душёнки…
А тут истинное, неподдельное мужество.

Святый мучениче, моли Бога о нас!
взято отсюда: strastoterptsy.ru/viewtopic.php?f=39&t=878
1

19 января. Крещение Господа нашего Иисуса Христа (Богоявление, Водокрещи, Иордань).

богоявлениеКрещениеВ этот день православная церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Этот великий праздник – один из двунадесятых праздников и празднуется он столь же торжественно, как и Рождество. Связанные между собой святочными днями, Крещение и Рождество представляют собой праздник Богоявления. Единство этих праздников являет нам три лица Пресвятой Троицы. В Вифлееме родился Сын Божий во плоти, при Его крещении Дух Святой снизошел на него в виде голубя. При этом был слышен голос Бога-Отца: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк. 3, 22).
«Иисус не через рождение свое сделался известным, а через крещение. Не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Поэтому Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился»- пишет святой Иоанн Златоуст.
О крещении Иисуса повествует следующая история: возвратившись после смерти царя Ирода из Египта, рос Иисус в городе Назарете, что в Галилее. Жил он в этом городе до своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание ремеслом земного отца своего, Иосифа, который был по профессии плотником. По закону иудейскому, никому не разрешалось учительствовать и проповедовать в синагогах, а также принимать сан священника до достижения этого возрастного рубежа. И вот наступило время Иисусу явиться народу израильскому. Но по пророчеству, перед этим должен был явиться народу Предтеча, который должен был подготовить народ Израиля к принятию Иисуса. Пророчество Исаии гласило: “Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему” (Ис. 40, 3).
Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пустыни был глагол Божий к Иоанну Крестителю, сыну Захарии (Лк. 3, 2), сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ведал, кроме Его Пречистой Матери, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него (Ин. 1, 7).
Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Лк. 3, 3). Послушать его проповедь выходила вся Иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения (Мк. 1, 5). Приходящие к Иоанну люди спрашивали его — не он ли тот избавитель, которого все ждут? В ответ Креститель говорил: “Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк. 1, 7-8).
Однажды Иоанн обращался с проповедью к народу у Иордана и Духом Святым узнал он среди людей Того, перед кем взыграл в материнском чреве 30 лет назад. Иисус же пришел со всеми людьми к Иордану, чтобы принять от Иоанна крещение наравне с другими. Иоанн сказал Ему: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14). Увидев перед собой Сына Божьего, святой сам хотел креститься от него. Но Иисус ответил ему: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). Как безгрешный, рожденный от непорочной Девы Марии, он не имел в этом крещении нужды. Он сам был источником чистоты и святости. Но так как он взял на себя грехи всего мира, то пришел к водам иорданским, чтобы их очистить с помощью крещения.
Иисус крестился, чтобы собою освятить естество вод, и тем самым нам даровать купель святого крещения.
А также для того, чтобы Иоанн увидел исполнение слова Божьего, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Ин. 1, 33).
Иоанн подчинился слову Иисуса и Иордан принял Его в свои воды. По церковному преданию, Иоанн каждого крестившегося человека по шею погружал в воду и держал так до тех пор, пока человек не исповедовал все свои грехи. Христос не имел грехов, поэтому сразу же вышел из реки. Когда выходил Он из воды, Небо отверзлось и Дух святой сошел на него в виде белого голубя и глас с небес провозгласил: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21-22).
В дни Ноя голубка принесла весть о прекращении потопа, а здесь появления голубя указало на прекращение потопа грехов. Голубь символизирует кротость, чистоту и любовь, и Дух Святой, явившийся в виде голубя – источник чистоты и человеколюбия, а также учитель мира и кротости.
Церковное предание гласит, что проповедь Иоанна Крестителя, а также крещение им Иисуса произошли в месте древней переправы через Иордан, недалеко от места впадения реки Красное море. Это место имеет историческую значимость. Во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19 веке это место называлось «паломнический брод», т.к. сюда стекалось множество паломников, чтобы омыться в водах Иордана.
Древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, ступил в землю обетованную именно этим путем за 12 веков до Рождества Христова. В этом же месте царь Давид за 1000 лет до рождения Иисуса переправился через Иордан, когда убегал от восставшего на него сына Авессалома. Здесь же переправлялись через реку пророки Елисей и Илия. А в христианскую эпоху Мария Египетская этим путем ушла в пустыню, чтобы оплакивать там свои прегрешения.
В наше время на этом месте стоит монастырь Иоанна предтечи, напоминая всем о событии Богоявления.
День святого Богоявления празднуется церковью еще с апостольских времен. В церковных постановлениях заповедуется: “Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество”.
В навечерие и в сам праздник Православная Церковь совершает великое освящение воды. Чинопоследование, по которому совершаются водосвятия и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же, в день навечерия – Крещенского сочельника, и в самый праздник Богоявления. В иерусалимской Церкви уже в первые века христианства совершался выход к Иордану для вспоминания крещения Спасителя освящением вод. Православная Церковь, заимствовав эту традицию у Иерусалимской, совершает в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. В этот день православные запасаются освященной водой на целый год, так, чтобы хватило до следующего Крещения, а свои жилища окропляют святой водой, тем самым освящая их и сообщая им благодать этого великого праздника.
По народному календарю день этот славен знаменитыми Крещенскими морозами. Водой из крещенского снега полезно умываться.
Если в этот день пасмурно и валит снег, а деревья покрыты инеем, год будет урожайным.
В день Водосвятия в водоеме в специальном месте делается прорубь – Иордань. Весь этот прекрасный день полон для христианина особого значения – и участие в торжественном крестном ходе, и молебен, и получение святой воды. Для христианина и сама Иордань и место вокруг нее обладают чудесной силой, в Иордани купались те, кто на святках рядился. Но в наше время в ней купаются все, кто хочет, и желающих с каждым годом прибывает.

25 декабря — день памяти святителя Спиридона Тримифунтского

Родиной этого великого святого, любимого во всём православном мире был остров Кипр, и родился он в конце 3 века.
Спиридон был пастухом, имел жену и детей, и почти все свои средства отдавал своим ближним и странникам, тем, кто более всего нуждался. За такую душевную щедрость Господь наградил его даром чудотворения: Спиридон мог изгонять бесов и исцелять неизлечимо больных.
Со временем Спиридон стал епископом в городе Тримифунте, где соединял дела милосердия с пасторским служением. Природа внимала его молитвам, засуха сменялась дождем, а обильные дожди прекращались. Однажды к святому пришла женщина с мертвым младенцем на руках, помолившись, Спиридон вернул малыша к жизни. Мать, от радости и потрясения, упала бездыханной. Но молитва Спиридона возвратила жизнь и ей.
Святой также был известен своей мудрой щедростью: из своего урожая часть он отдавал бедным, и еще часть – в долг нуждающимся. Причем сам лично он ничего не отдавал – он открывал вход в кладовую, куда мог войти каждый и взять столько, сколько нужно, а потом таким же образом вернуть. Он доверял людям, не требуя отчета, ничего не проверяя.
Как-то раз воры задумали похитить овец святого, забрались в овчарню, но через какое-то время ощутили, что связаны невидимой силой. Так и обнаружил их Спиридон утром. Он помолился за них, прося отставить этот неверный путь, и отпустил с богом, подарив каждому по овце.
Житие этого святого поражает простотой и силой чудотворения, дарованной ему Богом. Своим словом он укрощал стихии, пробуждал мертвых. Однажды во время богослужения в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его: лампада сама чудесным образом наполнилась елеем. Известно также, что однажды святому Спиридону незримо сослужили ангелы, и после каждой ектении слышалось пение ангелов: «Господи, помилуй». Святитель исцелил тяжелобольного императора Констанция, оживил свою умершую дочь Ирину для того, чтобы она рассказала, где спрятала драгоценности, переданные ей на хранение одной знатной дамой, после чего душа Ирины снова покинула тело. Прожив праведную и святую жизнь, Спиридон отправился в мир иной около 348 года.св.Спиридон

22 декабря- день памяти двух святых. Святой Анны и преподобного Стефана Новосиятеля.

Святая Анна – мать Богородицы Девы Марии. Этот день принято считать днем ее зачатия, Анна была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема. Вышла замуж за святого Иоакима из Галлии. У супругов очень долго не было детей, долгие годы молили они Господа даровать им дитя, и только спустя 20 лет Бог дал им Марию, услышав их молитвы, дочь, которую благословит все человечество.
О почитании святой Анны упоминается впервые в текстах 4 века, а несколько столетий спустя ее уже почитают повсюду.
Это день зимнего солнцестояния, с этих пор день будет увеличиваться. По народному календарю в этот день заканчивается осень и начинается настоящая зима. День святой Анны почитаем беременными женщинами – это день поста для них. Беременным запрещается заниматься существенной работой.
Преподобный Стефан Новосиятель родился в Константинополе, он был образованным человеком, но духовный путь всегда манил его. Он вел праведную, аскетическую жизнь на протяжении 50 лет, и в конце «воссиял в святые», как и многие подвижники. Поэтому и зовут его Новосиятель.

Преподобный Сергий Радонежский.

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский – один из наиболее почитаемых и любимых русских святых.
Родился он в селе Варницы, под Ростовом, в семье знатных бояр. При рождении младенец получил имя Варфоломей. Он стал удивлять людей с первых дней своей жизни – по средам и пятницам отказывался принимать материнское молоко (постился), а если же мать его Мария принимала в пищу мясо, отказывался от ее молока. У Варфоломея было 2 брата – Петр и Стефан, он пошел в школу вместе с ними, но в учении не был силен, отставал от братьев. Товарищи над отроком смеялись, родители ругали. И вот Варфоломей решил в молитве попросить Господа даровать ему книжное разумение.
Один раз, пойдя в поле за лошадьми, отрок увидел старого монаха, стоящего посреди поля и молящегося. Окончив молитву, старец поцеловал Варфоломея и спросил о его желании. Он ответил, что желает всей душой научиться грамоте. Монах вознес Господу молитву и сказал: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». Святой отец одарил отрока просфорой и хотел отправиться в путь, но Варфоломей попросил его посетить дом его родителей.

Святая Екатерина Александрийская



На протяжение многих веков Церковь является обладательницей многих икон, к которым приезжают помолиться и прикоснуться православные со всех концов света. Одна из таких икон- икона святой Екатерины. Но лишь немногие знают, за что и почему Екатерина была причислена к лику святых.
Екатерина Александрийская была рождена в 3 веке, в Александрии. Родилась не в простой семье, ее родители имели тесное родство с царской семьей, что позволяло Екатерине присутствовать среди императорских приближенных. Надо сказать, что еще с малых лет Екатерина была необычным ребенком, " взор этого чада видит людей насквозь", так говорили о ней. Она была крайне начитанной и грамотной девушкой, с особым усердием и прилежанием изучала новые и неизвестные ей науки. По мудрости своей, Екатерина обладала кротким и терпеливым нравом, однако же, она чувствовала рождена для чего- то важного и тосковала от того, что не может познать истину внутри себя. Однажды, когда тоска и плач Екатерины стали совсем невыносимы, матери ее подумалось, что, если примет Екатерина веру в Господа, то это спасет ее от страданий. Святой старец, к которому ее привела мать, одарил ее иконой Божьей Матери и велел взывать к ней о помощи и успокоении души. Но на следующую ночь Екатерина опять прибежала в слезах к святому, пребывая в горе, поведала, что не слышит ее чудодейственная икона. Тогда старец спросил, готова ли она принять веру Господа и хранить ему верность, в ответ Екатерина только преклонила колени. В тот день Екатерина была крещена и тогда услышала ее Божья Матерь, явилась к ней с младенцем на руках. Поклялась святая хранить чистоту только для Христа, Отца Нашего. И тогда Иисус ласково принял ее, одарил ее кольцом в знак того, что отныне только ему предназначена Екатерина.
Вернулась Екатерина в родной дом уже со спокойствием и миром в душе, ибо теперь видела свое предназначение. Но тут в Александрии случился большой праздник и все жители стали готовиться к встрече императора Максимиана. Собралась множество народа и знати, курились жертвенные алтари, на которых должны были обрести мученическую смерть ученики Христа. Екатерина стала просить императора, убеждать, что только вера в Господа является подлинной. В бешенстве император велел схватить святую и бросить в заточение. Но и там не оставлял своих попыток склонить ее к предательству. Однако же не зря имя святой значится как " чистая". Не дрогнула Екатерина. Тогда решил Максимиан предать ее такой смерти, что любимый ее Христос содрогнулся. И повели ее на колесование, но лишь спокойствие и благодать выражало лицо девушки. Разверзлись небеса и явленный людям Ангел в один миг уничтожил место казни. Но не успокаивался император, не желая признавать правоту святой, отдал приказ казнить Екатерину…
7 декабря за Веру в Спасителя Екатерина была усечена мечом и этот день теперь является днем памяти, единственный в году. Ее останки сохранены на горе Синай, там же возведен храм в ее честь, куда стекаются большое количество беременных женщин, поскольку святая Екатерина им дает свое покровительство и облегчает мучения рожениц.

Святитель Николай Чудотворец.

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Николай Чудотворец — самый почитаемый святой Православной Церкви. Очень сильно почитают этого святого в России. В народе его называют Николаем- Угодником или просто Николой, к нему обращаются как к первому помощнику в любом начинании, а если случается несчастье – обращаются как главному заступнику… Из древности до наших дней дошло огромное количество скульптур разных форм, икон,, медальонов образков, складней с изображением Николая Чудотворца, которые были сделаны из самого простого материала -дерева, до самого дорогого- золота.
Святой Николай Чудотворец родился во второй половине III века в Малой Азии в ликийском городе Патары. С самого своего рождения, он, как Божий Угодник, проявлял необычные способности и умения. До наших дней дошло Предание, что во время крещения он, простоял в купели три часа, при этом его никто не поддерживал. В своём детстве святитель отказывался от мирских развлечений, читал молитву, отлично учился и всё свое свободное время занимался чтением Библии. В зрелом возрасте жители его родного города назначили его своим пресвитером. Через несколько лет св. Николай стал епископом в городе Миры.Во времена своего пастырского служения Никола Чудотворец прославился многими добродетелями и делами милосердия, Свои чудеса он продолжает творить и по сей день. Святителя почитают как покровителя путешествующих, целителя, заступника гонимых, обиженных и всех нуждающихся. Верующие обращаются с молитвой к нему за помощью в во всех своих жизненных делах, будь то работа или отдых. Святой чтится как умиротворитель всех враждующих, защищает всех невинно осужденных Никола-Чудотворец бесчисленное множество раз помогал страждущим, и не только христианам, но и язычникам, пробуждая в них покаяние, милосердие, любовь.Он продолжет и ныне творить чудеса.
До наших дней дошло много интересных фактов из его жизни. Однажды святой епископ узнал об мужчине, который был очень сильно нищий и, который решился продать своих дочерей. Три ночи подряд Святой подходил к жилью бедняка и подкидывал золото в мешочках. Все три дочери получи золото и счастливо вышла замуж. В Западной Европе эта история переросла в Предание о святом Николаусе (Санта-Клаусе), который в ночь под Рождество бросает в печную трубу подарки добрым и послушным детям.Святой Николай, путешествовал не только по суше, но и по морю, много раз усмирял шторма,, исцелял и даже воскрешал моряков и пассажиров кораблей. Многие люди, во время путешествий ещё во время жизни чудотворца молились о помощи к нему. Все верующие и по сей день почитают святого как покровителя странствующих и перед любой поездкой обращаются к нему с молитвой об благоприятном исходе своих путешествий.
В 325 году Святой Николай присутствовал на первом Вселенском(Никейском )соборе. Ария проповедовал, что сын Божий не вечен, чем разрушал догмат христианства. Святой был возмущен лжеучением Ария и дал ему пощечину, за что и был лишен архиерейского сана. Святого заточили в тюремную башню. Спустя некоторое время многим участникам собора было видение, так называемое «Никейское чудо», в котором Пресвятая Богородица надела на святого омофор (отличительный знак архиерея), а Господь передал святому Евангелие. Николая Чудотворца отпустили, восстановили в сане, учение Ария предали анафеме. В честь этого события святой Николай на иконах всегда изображается с Евангелием и в омофоре. В наше время величайшего чудотворца почитают во всем христианском мире. Башню и темницу, где он был заключен, бережно сохраняют турки-мусульмане, Образы Христа и Божией Матери с Евангелием и омофором в руках запечатлены почти на каждой иконе св. Николая. Чудотворца чтят как помощника в торговле, во время голода в Ликии, святой Николай сотворил очередное чудо, Одному торговцу хлебом, который собирался в плавание с грузом в другую страну, он явился во сне и сказал отвести весь хлеб в Ликию. На утро купец проснулся и увидел у себя в руке зажатые три монеты из золота. Купец повез хлеб в Ликию, там продал свой товар, тем самым спас голодающих от смерти.
Дожил святитель Николай до глубокой старости и мирно скончался 19 декабря 342 года. Нетленные мощи Святителя в 1087 году, во избежание осквернения их турецкими захватчиками, были перенесены в город Бари (Италия), где и пребывают до сих пор… Память святого совершается 19 (6) декабря и 22 (9) мая в день перенесения мощей

Православное видео: молитва Святителю Николаю Чудотворцу


Великий и почитаемый Чудотворец Николай-Угодник