1

19 января. Крещение Господа нашего Иисуса Христа (Богоявление, Водокрещи, Иордань).

богоявлениеКрещениеВ этот день православная церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Этот великий праздник – один из двунадесятых праздников и празднуется он столь же торжественно, как и Рождество. Связанные между собой святочными днями, Крещение и Рождество представляют собой праздник Богоявления. Единство этих праздников являет нам три лица Пресвятой Троицы. В Вифлееме родился Сын Божий во плоти, при Его крещении Дух Святой снизошел на него в виде голубя. При этом был слышен голос Бога-Отца: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк. 3, 22).
«Иисус не через рождение свое сделался известным, а через крещение. Не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Поэтому Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился»- пишет святой Иоанн Златоуст.
О крещении Иисуса повествует следующая история: возвратившись после смерти царя Ирода из Египта, рос Иисус в городе Назарете, что в Галилее. Жил он в этом городе до своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание ремеслом земного отца своего, Иосифа, который был по профессии плотником. По закону иудейскому, никому не разрешалось учительствовать и проповедовать в синагогах, а также принимать сан священника до достижения этого возрастного рубежа. И вот наступило время Иисусу явиться народу израильскому. Но по пророчеству, перед этим должен был явиться народу Предтеча, который должен был подготовить народ Израиля к принятию Иисуса. Пророчество Исаии гласило: “Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему” (Ис. 40, 3).
Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пустыни был глагол Божий к Иоанну Крестителю, сыну Захарии (Лк. 3, 2), сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ведал, кроме Его Пречистой Матери, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него (Ин. 1, 7).
Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Лк. 3, 3). Послушать его проповедь выходила вся Иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения (Мк. 1, 5). Приходящие к Иоанну люди спрашивали его — не он ли тот избавитель, которого все ждут? В ответ Креститель говорил: “Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк. 1, 7-8).
Однажды Иоанн обращался с проповедью к народу у Иордана и Духом Святым узнал он среди людей Того, перед кем взыграл в материнском чреве 30 лет назад. Иисус же пришел со всеми людьми к Иордану, чтобы принять от Иоанна крещение наравне с другими. Иоанн сказал Ему: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14). Увидев перед собой Сына Божьего, святой сам хотел креститься от него. Но Иисус ответил ему: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). Как безгрешный, рожденный от непорочной Девы Марии, он не имел в этом крещении нужды. Он сам был источником чистоты и святости. Но так как он взял на себя грехи всего мира, то пришел к водам иорданским, чтобы их очистить с помощью крещения.
Иисус крестился, чтобы собою освятить естество вод, и тем самым нам даровать купель святого крещения.
А также для того, чтобы Иоанн увидел исполнение слова Божьего, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Ин. 1, 33).
Иоанн подчинился слову Иисуса и Иордан принял Его в свои воды. По церковному преданию, Иоанн каждого крестившегося человека по шею погружал в воду и держал так до тех пор, пока человек не исповедовал все свои грехи. Христос не имел грехов, поэтому сразу же вышел из реки. Когда выходил Он из воды, Небо отверзлось и Дух святой сошел на него в виде белого голубя и глас с небес провозгласил: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21-22).
В дни Ноя голубка принесла весть о прекращении потопа, а здесь появления голубя указало на прекращение потопа грехов. Голубь символизирует кротость, чистоту и любовь, и Дух Святой, явившийся в виде голубя – источник чистоты и человеколюбия, а также учитель мира и кротости.
Церковное предание гласит, что проповедь Иоанна Крестителя, а также крещение им Иисуса произошли в месте древней переправы через Иордан, недалеко от места впадения реки Красное море. Это место имеет историческую значимость. Во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19 веке это место называлось «паломнический брод», т.к. сюда стекалось множество паломников, чтобы омыться в водах Иордана.
Древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, ступил в землю обетованную именно этим путем за 12 веков до Рождества Христова. В этом же месте царь Давид за 1000 лет до рождения Иисуса переправился через Иордан, когда убегал от восставшего на него сына Авессалома. Здесь же переправлялись через реку пророки Елисей и Илия. А в христианскую эпоху Мария Египетская этим путем ушла в пустыню, чтобы оплакивать там свои прегрешения.
В наше время на этом месте стоит монастырь Иоанна предтечи, напоминая всем о событии Богоявления.
День святого Богоявления празднуется церковью еще с апостольских времен. В церковных постановлениях заповедуется: “Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество”.
В навечерие и в сам праздник Православная Церковь совершает великое освящение воды. Чинопоследование, по которому совершаются водосвятия и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же, в день навечерия – Крещенского сочельника, и в самый праздник Богоявления. В иерусалимской Церкви уже в первые века христианства совершался выход к Иордану для вспоминания крещения Спасителя освящением вод. Православная Церковь, заимствовав эту традицию у Иерусалимской, совершает в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. В этот день православные запасаются освященной водой на целый год, так, чтобы хватило до следующего Крещения, а свои жилища окропляют святой водой, тем самым освящая их и сообщая им благодать этого великого праздника.
По народному календарю день этот славен знаменитыми Крещенскими морозами. Водой из крещенского снега полезно умываться.
Если в этот день пасмурно и валит снег, а деревья покрыты инеем, год будет урожайным.
В день Водосвятия в водоеме в специальном месте делается прорубь – Иордань. Весь этот прекрасный день полон для христианина особого значения – и участие в торжественном крестном ходе, и молебен, и получение святой воды. Для христианина и сама Иордань и место вокруг нее обладают чудесной силой, в Иордани купались те, кто на святках рядился. Но в наше время в ней купаются все, кто хочет, и желающих с каждым годом прибывает.

1 комментарий

avatar
ЦСЯ | Библия на кириллическом домене от Мефодия читать...

Электронные книги Библия на цся. скачать библию на церковно славянском языке.
Служба с акафистом Иисусу Сладчайшему Service with the Akathist to Jesus most sweet Служба общая во вся дни Господу Слyжба обща по вся дни ко Господу нaшему Иисусу Христу: В...

  • 777
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.