подвиг солдата

Из моих дискуссий на форуме православной молодёжи strastoterptsy.ru

Пользователь Ариан:

Друзья, может кто-нибудь объяснит, по какому принципу канонизировали новомучеников. Знаю пример. При жизни молодой человек пил, курил, прелюбодействовал, злостно матерился. Попав в Чечню был пленён, но даже перед страхом быть расстреляным отказался снять с себя нательный крест. В итоге его обезглавили. Как только об этом узнали в Патриархии, его тут же канонизировали, как новомученика. А разве это не долг каждого православного христианина до последнего вздоха нести на себе нательный крест? Разве это святость, сохранить его на себе до самой смерти? Дабы ни у кого не возникало вопросов на тему, а видел ли я, насколько там страшно, сразу отвечу: «Видел!».

Пользователь Антоний:

Это не просто «не снять Крест», это отказ от отречения от Христа! А еще можно вспомнить пример мученика Вонифатия.

Ваш покорный слуга (пользователь Сергий):

А что за история-то, Ариан?

Ты это случайно не о св. мученике воине Евгении Родионове?
Если да, то история неверна. На самом деле было так. св. мч. Евгений принял мученическую смерть за Христа в 1996 году. Впервые мысль о его канонизации была высказана только в 2003 году. И лишь в 2008-м его наконец-то канонизировали в нашей Церкви. И то, не для общецерковного почитания, а как местночтимого святого Астраханско-Енотаевской епархии. Также он почитается как местночтимый святой в Сербской Православной Церкви.

Так что, как видим, никакой поспешности с канонизацией не было. По молитвам к этому святому происходят чудеса. Его иконы мироточат. В церковном народе его почитание очень широко и выходит далеко за пределы Астраханско-Енотаевской епархии.

Так, например, в Хабаровске в нескольких храмах есть его большие храмовые иконы и фреска. В одном из храмов (св. благ. Вел. Кн. Даниила Московского) его икона есть даже в иконостасе.

По каким критериям его прославили? По тем же, что и всех мучеников Христовых. По словам убийцы Евгения — Руслана Хорхороева, сказанным им при иностранных наблюдателях, Евгению было предложено отречься от христианства и принять ислам. В знак этого, ему надо было снять Крест с шеи.
Евгений предпочёл чтобы ему отрезали живому голову, нежели предать свою веру и принять веру иную. То есть совершил то же, что и десятки тысяч мучеников Христовых всех времён и народов.

Отличие мучеников от, скажем, преподобных или святителей в том, что им не обязательно быть при жизни воцерковлёнными. Многие из древних мучеников вообще не были церковными людьми. Многие принимали Христа лишь перед смертью. Да, были и такие, кто сочетал высокодуховную жизнь и мученическую смерть (как, например, св. влкмч. Иоанн Сочавский). Но были и такие как св. муч. Вонифатий — при жизни, хоть и был крещёным, Вонифатий был блудником и пьяницей. Однако, в душе его жило сокрушение о такой жизни. По Божией милости, он принял жестокую смерть от язычников за исповедание Христа. В этой своей крови он омыл все свои грехи и взошёл на Небеса ко Господу. Вот уже многие века св. мч. Вонифатий почитается как святой во всём мире и молитва к нему помогает многим страждущим от недуга пьянства.

Может, заодно, и св. Фомаину, св. Марию Египетскую, и пр. многих обвиним за изъяны их прошлого?! Скажите — но они же раскаялись и исправились? Их путь исправления был путём преподобных. А есть и иной путь — мученический. Им прошёл св. Вонифатий. Да, во времени путь мученический короче, чем преподобнический, но вот легче ли он? Ой, вряд ли! Недаром мученики почитаются выше чем преподобные! Не стоит думать, что нет ничего особенного в мученичестве, если ты не исповедник сам. Напомню — исповедники — это такой чин святости, когда люди претерпели мучения за Христа от иноверцев, но не отреклись и достойно прошли путь мучений. Разница с мучениками в том, что мучеников убили, а исповедники остались живы. В древние времена факт исповедничества вменялся вместо пресвитерской хиротонии. Вот как высоко ценила Церковь тех, кто претерпел мучения за Христа. Если тебя самого пытали в застенке, требуя отречься от Христа и принять неспасительную веру, то только тогда ты можешь судить о том, что такого уж особенного в мученичестве. В противном случае, не стоит брать на себя роль судьи. Мало видеть войну. Надо ещё познать силу своей веры, перед лицом смерти. Ведь так легко остаться в живых — просто отрекись от Христа и всё закончится. Но воин мученик Евгений явил великий в наше малодушное время подвиг верности Христу даже до смерти и смерти лютой — ему живому отрезали голову.

А насчёт того, что де Евгений курил… Точно это и не известно. Но даже если и так, то ведь он не преподобный. Это ддля прославления в лике преподобных курение является препятствием. А вот, скажем, для прославления в лике равноапостольных — нет. Св. равноапостольный Николай Японский курил. Так ведь его не за великие подвиги поста и аскетики прославили, а за проосветительство Христовой верой японского народа. Наш сугубый небесный покровитель — св. страстотерпец Царь Николай Второй всю жизнь курил. Так ведь и он не в преподобных. Его прославили как страстотерпца — за пример кроткого христианского отношения к мучителям и смерти. За урок прощения и смирения.

Так что — курение, хоть это безусловно и изъян, само по себе не является препятствием к канонизации, если иные достоинства перекрывают этот недостаток.

Насчёт пьянства Евгения ничего не слышал. Впрочем, что называть пьянством! Евгений мой ровестник. Когда я был в его годах, все мои знакомые студенты зачастую любили погулять. И сколько из них спилось? Единицы. Прошло беззаботное студенчество, началась работа, карьера, семьи — и вот уж многие вчерашние любители посидеть под водочку с гитарой на кухне или с отцовской грушёвой наливкой во дворе (под всё ту же гитару) теперь уж выпивают лишь по праздникам. Так что грань того, что есть пьянство в 90-х, ИМХО, не слишком очевидно, если ты молод. Кто знает, быть может для кого-то и нечастые посиделки с друзьями с бутылочкой и гитарой — уже пьянство. Особенно, если этот кто-то сам вообще не выпивает. А то знаю я таких — сами ни капли в рот, а всех, кто хоть немного иногда употребляет что-то покрепче кефира горазды считать алкоголиками. Это тоже перегиб. Что есть пьянство? Это когда страсть к алкоголю обладает тобою. Если человек не влечётся к бутылке, а просто иногда может выпить в компании, то пьянство ли это?

Впрочем, как мы знаем из жития муч. Вонифатия, и самое настоящее пьянство может быть исцелено потоком мученической крови за Христа.

Ну а говорить всерьёз о том, что молодой холостой человек занимался прелюбодеянием — так это вообще что-то! Как может прелюбодействовать (изменять жене) не женатый? Максимум — он может блудить.

О том, что Евгений блудил — ничего не слыхал. Сильно сомневаюсь. Да, возможно Евгений не был полностью воцерковлённым. Но вот вам факты: 1. Крестился он самостоятельно по своему решению. 2. В церковь ходил. Это при том, что большинство крещёных вообще после крещения не переступают церковный порог. А ведь путь воцерковления, как правило, постепенный. Далеко не все сразу после начала этого пути еженедельно без пропусков посещают по субботам Всенощные бдения, а по воскресениям Литургию, еженедельно исповедуются и несколько раз в месяц (вариант — раз в месяц — тут уж как благословит духовник) приступают к Чаше. Обычно после начала воцерковления до такого режима жизни проходит какое-то время. Времени жизнь отпустила Евгению не много. Его призыв в армию совпал с войной…

Инициатором прославления Евгения стал знаменитый проповедник протоиерей Александр Шаргунов — преподаватель Московской Духовной Академии. Один из наиболее горячих сторонников общецерковной канонизации мученика Христова Евгения — знаменитый протоиерей Димитрий Смирнов.

А вот что писал о подвиге Евгения чудесный проповедник и духовник священник Димитрий Дудко: «Евгений Родионов принял мученическую смерть за Христа, за Веру Православную. Это подвиг редчайший. С одной стороны, его смерть вызывает скорбь, с другой вселяет бодрость. Константин Великий увидел крест и сказал: сим победиши, так и мы, видя, то, что свершилось, говорим: только Верой мы победим. Потому что если оглянуться вокруг, — ничто нас не спасет. Действительно, человек жил среди нас в очень трудное время, пожалуй, более трудное, чем советское, когда было безбожие. Безбожие вынести легче, развращение — труднее. Но он в развращенное время сохранил Веру. Казалось бы, от него требовали немного — снять крестик. Всенародно отказаться от Христа.»

Протоиерей Валентин Сидоров составил службу мученику воину Евгению.

Молитва мученику Евгению:
Страстотерпче Российский, воине Евгение! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимые пред святою твоею иконою. Услыши нас, слабых и немощных, с верою и любовию поклоняющихся пресветлому образу твоему. Твоя пламенная любовь ко Господу, верность Ему Единому, твоя неустрашимость пред муками даровали тебе жизнь вечную. Ты не снял Креста с груди своей ради жизни сея временныя. Крест твой всем нам просиял звездой путеводной на пути спасения. Не остави нас на этом пути, святый мучениче Евгение, со слезами тебе молящихся.

Молитва мученику Евгению Родионову, составленная иеромонахом Варлаамом (Якуниным) из Республики Алтай. Кондак, глас 4-й:
Явился еси преудивлению крепостию, Христову терпению даже до смерти подражая, агарянскаго мучительства не убоялся еси, и Креста Господня не отреклся еси, смерть от мучителей яко чашу Христову прияв; сего ради вопием ти: святый мучениче Евгение, присно моли за ны, страдальче.

Пользователь Andreas_Sch:

Дорогие друзья, хочу высказать своё мнение о мученике Евгении Родионове.

Во-первых, стоит прочитать в «Дневнике писателя» у Достоевского размышления о подвиге русского офицера Фомы Данилова, который также попал в плен и был казнён за отказ отречься от Христа. Там Фёдор Михайлович указывает на то, что этот офицер, возможно, и выпивать мог, может, и в храм не ходил регулярно, но когда враги от него потребовали сделать выбор перед лицом смерти, он не поколебался. А с него живого содрали кожу — смерть мученическая, даже хан удивился его мужеству и назвал батыром, поставив в пример своему народу.

Далее, присоединяюсь к предыдущему высказыванию.

Мы не были свидетелями того, как Евгений жил до мученической кончины. Тем более, чистым всё чисто, и когда кто-то сам чист душой, он не станет подозревать грехи за другим человеком.
Если говорить о курении, то в конце девятнадцатого-начале двадцатого века не было однозначного отношения к нему со стороны Церкви. Оптинские старцы, о чём есть свидетельства у Нилуса, для семинаристов считали это терпимым до рукоположения.

Что касается прелюбодеяний… тут надо быть крайне осторожными в высказываниях. Мы не знаем, не были, Евгению было совсем немного лет, и если говорят, что «все так живут», то это не означает, что он был таким.

Даже когда мы строим предположения в отношении человека, следует придерживаться принципа презумпции невиновности, пока не подтвердилось что-то иное.

По свидетельству прошедшего в пехоте Великую Отечественную войну блаженной памяти протоиерея Глеба Каледы, блудники в бою обычно законченные трусы. А батюшка Глеб о блуде отзывается весьма категорично, различая степень тяжести этого греха для мужчин и женщин. Он в книге «Домашняя Церковь» говорит, что мужчина-блудник хуже женщины-блудницы, как женщина-алкоголичка хуже мужчины-алкоголика. Что Христос сказал "… блудницы и мытари войдут в Царствие Небесное", но нигде не сказал «блудники». Батюшка Глеб категоричен и говорит, что Церковь знает много покаявшихся блудниц, достигших святости, но не знает, мужчин, которые извалялись в блуде и стали святыми.

От себя скажу, что, пожалуй, преподобный Феодор Киево-Печерский может быть приведён в качестве положительного примера, но таких единицы. Мученика Вонифатия совсем уж извалявшимся в блуде считать нельзя — там вообще ситуация противоречивая. Как раб, он по своему статусу не мог жениться на своей госпоже Аглаиде по римским законам. Что и как там было, мы до конца не знаем, но знаем лишь итог его земной жизни.

Крестьянин Семён впал в блуд с девушкой, с которой встречался, но душа его горела молитвой, стремлением к Богу — он покаялся, восстал от падения и для этой девушки вымолил хорошего мужа — её полюбил богатый барин и женился на ней. А Семёну предстоял иной путь — монашеский. Его нельзя было рукополагать в сан после этого, но даже не имея сана, простой схимонах Силуан стал духовником всей братии Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон.

Смерть — подведение итогов земной жизни, и у Евгения Родионова это мученический венец.

Оставляю ссылку на информацию о ещё одном воине-новомученике — Константине Васильеве.

www.pravoslavie.ru/smi/179.htm

Ваш покорный слуга (пользователь Сергий):

Спаси Господи, Андрей, за приведённый пример с воином Фомой Даниловым.
Я тоже помнил этот эпизод из «Дневника писателя» Фёдора Михайловича, только подзабыл имя этого героя духа.

Пользователь Удивлённый:

Настоящий мужик этот новомученик! И истинный христианин!
Я не знаю, были ли в его жизни те моменты, о которых говорит Ариан, но мне и знать этого не надо.
Всё это уже суета и небытие, после его подвига. На страшном суде ничего этого уже не вспомнится тому, кто ТАК поступил перед смертью. А вообще-то прав Andreas_Sch, блудник не смог бы показать такого мужества. Сколько знаю сластолюбцев — жалкие душёнки…
А тут истинное, неподдельное мужество.

Святый мучениче, моли Бога о нас!
взято отсюда: strastoterptsy.ru/viewtopic.php?f=39&t=878

1 комментарий

avatar
Кто бы это не был, я считаю, одно то что он отказался снять крест под страхом смерти, говорит о его преданности Богу, вторым шагом было бы требование убить друга, и он это знал!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.