В Свято-Троицкой Сергиевой лавре обсудили современные проблемы монашества

В Свято-Троицкой Сергиевой лавре обсудили современные проблемы монашества

27 сентября. Опубликован итоговый документ Международной богословской научно-практической конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность». Она проходила в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры и посвящалась обсуждению актуальных вопросов современной жизни монастырей и монашествующих.


В конференции приняли участие архиереи, игумены и игумении, а также монашествующие — представители православных обителей Московского Патриархата и четырех братских Поместных Православных Церквей. Всего было зарегистрировано 143 участника.


Главной темой докладов и продолжительных дискуссий стал проект «Положения о монастырях и монашествующих», подготовленный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. В результате двухдневной работы были подтверждены основополагающие принципы документа. Участники предложили признать проект «Положения» достаточно подготовленным для прохождения дальнейших этапов общецерковного обсуждения. Они подчеркнули:


«В „Положении о монастырях и монашествующих“ сформулированы основополагающие принципы монашества.


Целью монашеской жизни является наиболее полное единение с Господом через исполнение заповедей о всецелой любви к Богу и ближнему путем аскетического делания, переданного святыми отцами и осуществляемого благодатью Святого Духа в Церкви. Жизнь монаха основывается на покаянии и выражается в исполнении обетов целомудрия, послушания и нестяжания.


Давая обет целомудрия и отказываясь от земного брака, монах обретает таинственный брак души с Небесным Женихом — Христом. В обете нестяжания монах отказывается от надежды на вещественные блага и тем самым все упование целиком возлагает на Бога, в котором и обретает свое главное сокровище. Истинный монах есть тот, кто ничего в этом мире не имеет, кроме одного Иисуса Христа. В обете послушания, отрекаясь от своей воли, монах стремится подражать Христу в его послушании Богу Отцу и тем самым обретает опытное познание воли Божией.


Жизнь внутри монашеской традиции возможна только при присутствии духовного руководства. Дух Святой действует в Церкви, и в ней всегда будут святые, пророки, духовные наставники. Духовное руководство основано, прежде всего, на добродетелях послушания и веры. Оказывая послушание игумену/игумении, монашествующий оказывает его не человеку, но Богу.


Игумен/игумения монастыря в полноте обладает духовной властью в обители и должен/должна быть образом для подражания братии/сестрам своим личным примером монашеской жизни. Как Христос был для Своих учеников Учителем и Отцом, игумен/игумения обители является для братии/сестер, прежде всего, духовным отцом/духовной матерью, а не только администратором. Для монашествующего губительно не иметь духовной связи со своим игуменом /своей игуменией. Согласно древней монашеской традиции, игумен/игумения должен/должна со многой рассудительностью заботиться о гармоничном сочетании телесных трудов и келейных молитвенных занятий братии/сестер, а также обо всех их нуждах.


Традиционной обязанностью монашествующих является ежедневное участие во всем суточном круге богослужения. Однако молитвенная жизнь монаха не ограничивается временем церковного богослужения и келейного правила, но продолжается в непрестанном призывании Господа в Иисусовой молитве.


Каждый монастырь должен иметь свой внутренний устав, который утверждается правящим архиереем».


Участники конференции считают целесообразным продолжение обсуждения «Положения о монастырях и монашествующих» и обмен опытом.


По материалам Русская линия


 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.