Зачем установлен еще один день памяти православных покровителей семьи?



18/08/2013 20:28 

Зачем установлен еще один день памяти православных покровителей семьи?


Люди, создавая семью, осознают, что идут на очень важный шаг, отдают себе отчет, что брак — дело не только радостное, но и трудное, люди ищут помощи в своей семейной жизни, в построении правильных отношений. Именно отсюда возникает желание вступить в брак в день памяти святых покровителей брака — молиться в этот день святым Петру и Февронии. Своей святой жизнью они показали образец таких семейных отношений, которые даже в самых тяжелых обстоятельствах делают возможным мир, спокойствие и супружеское счастье. Они пронесли любовь друг к другу через все жизненные испытания. Поэтому к этим святым супругам обращаются с молитвой о семейном благополучии, взаимопонимании между супругами и о покровительстве в семейной жизни...

 Мнение протоиерея Александра Лебедева
 

Святые Петр и Феврония

Священный Синод Русской Православной Церкви установил «дополнительный день празднования памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев — в воскресный день, предшествующий 19 сентября (6 сентября по ст.ст.). Мы обратились к протоиерею Александру Лебедеву, настоятелю вологодского архиерейского Покровского подворья, с некоторыми вопросами, касающимися такого — повышенного — внимания Русской Церкви к почитанию этих святых покровителей семьи.


— Отец Александр, чем вызвано установление второго праздника в честь святых покровителей семьи? Одного праздника мало — или всё дело в том, что приходится он на пост, поэтому и решили провести второй, непостный праздник. В чем разница?


— В общем, да, примерно так и есть. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2—4 февраля 2011 года поручил Синодальной богослужебной комиссии «рассмотреть вопрос о дополнительной дате празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, имея в виду желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих покровителей супружества». Так что можно с уверенностью сказать, что, устанавливая это празднование, Церковь пошла навстречу желанию церковного народа. Дело в том, что во время постов венчание по церковному уставу не совершается. Справедливо считается, что аскетические усилия и воздержание от увеселений в постное время не очень согласуется со свадебными радостями.


Люди, создавая семью, осознают, что идут на очень важный шаг, отдают себе отчет, что брак — дело не только радостное, но и трудное, люди ищут помощи в своей семейной жизни, в построении правильных отношений. Именно отсюда возникает желание вступить в брак в день памяти святых покровителей брака — молиться в этот день святым Петру и Февронии. Своей святой жизнью они показали образец таких семейных отношений, которые даже в самых тяжелых обстоятельствах делают возможным мир, спокойствие и супружеское счастье. Они пронесли любовь друг к другу через все жизненные испытания. Поэтому к этим святым супругам обращаются с молитвой о семейном благополучии, взаимопонимании между супругами и о покровительстве в семейной жизни.


— Почему, кстати, именно 19-го сентября, а не в другой какой-то день?


Протоиерей Александр Лебедев

— Синодальное решение говорит не о 19-ом числе, а о воскресном дне, предшествующем ему. Воскресенье, конечно, выбрано не случайно. Венчание не совершается не только во время многодневных постов, но и накануне постных дней (среда и пятница), а также накануне воскресных и праздничных дней, в которые нужно дать место радости духовной, а не телесной. Так как 19 сентября может выпадать и на предвоскресные, и на предпостные дни, выбран стопроцентно венчальный вариант — воскресенье. А дата привлекла внимание тем, что в этот день в 1992 году состоялось перенесение мощей святых Петра и Февронии. После революции мощи этих святых постигла участь многих святынь — в 1921 году они были изъяты и переданы в местный краеведческий музей, где их выставлены для всеобщего обозрения в антирелигиозном отделе. В 1970-х годах гробница с мощами святых Петра и Февронии вместе с гробницами других муромских святых была убрана в хранилище, где и находилась до начала 1989 года. Затем гробницы с мощами Муромских чудотворцев были возвращены Русской Православной Церкви. Тогда в Муроме был открыт лишь один православный храм — Благовещенский собор бывшего мужского монастыря, в котором и были положены мощи. В 1992 году мощи Муромских святых были торжественно перенесены из Благовещенского храма в первый возрожденный в Владимиро-Суздальской епархии Свято-Троицкий женский епархиальный монастырь, где находятся и поныне.


— Что вы, христиане, всё о семье да о семье? Сейчас прогрессивные люди за права гомо-, лесби-, транс- и прочих ущемленных борются, а вы, отсталые церковники, в позавчерашнем веке живете, всё о семье талдычите. Смысл вашей настойчивости в чем?


— Настойчивость христиан объясняется неизменностью нашей веры. Мы «талдычили», талдычим, и будем талдычить одно и то же: заповедь Божия — путь к жизни, а нарушение заповеди, грех, извращение — путь к смерти. Неважно, какой век на дворе, неважно, что считают прогрессивным, а что — «отстойным», вообще ничего не важно, кроме одного: заповедь Божия — истина. История учит (конечно, тех, кто способен воспринять ее уроки), что расцвет извращений, толерантное отношение к тому, что сейчас объединяет гомо-, лесби- и транс меньшинства, — предвестники близкой гибели цивилизации. Это не прогресс, это уже было, это уже проходили, достаточно вспомнить конец Римской империи, который сопровождался расцветом и гомо-, и лесби. К чему это привело? Пришли примитивные варвары и вырезали утонченных, прогрессивных и толерантных римлян. Уничтожили как государство. И если цивилизационные основы римской империи возродились в Европе, то только благодаря христианству, которое легло на души варваров — франков, германцев, англов и прочих — и сделало их способными воспринять принципы человеческого общежития, основанного на понятии закона.


Давнишние варвары, а ныне просвещенные европейцы в силу своей толерантности могут повторить путь когда-то поверженных ими римлян — они будут вытеснены на обочину жизни какими-нибудь варварами наших дней. Вытеснены и цивилизационно, и физически. Это если говорить глобально. А если переходить на личности, то всякий, творящий «прогрессивные» мерзости, сеет смерть в свою душу и тело, а всякий пропагандирующий эти мерзости — сеет смерть еще и вокруг себя. Семена эти прорастают, разлагая человека еще прижизненно, и готовя вечную муку посмертно. Христиане настаивают, что не в этом состоит счастье человеческой жизни. Есть смысл в такой настойчивости? Думаю, да!


— Думаете, хоть чего-нибудь добьетесь?


— Конечно, добьемся. Тот, кто способен воспринять смысл христианского послания, будет предупрежден об опасности, и, возможно, сможет ее избежать, а это уже полпути к настоящему человеческому счастью: любить ближнего настолько, чтобы быть с ним одним целым. Такое возможно только в семье, в которой, по слову Христа «уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19, 6).


— Благодарю вас, батюшка.


Беседовал Петр Давыдов



0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.