ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ. РУКОПОЛОЖЕНИЕ В ХРИСТИАНСТВО

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ. РУКОПОЛОЖЕНИЕ В ХРИСТИАНСТВО
рукоположение в священствоВозложение руки( рук) – чрезвычайно яркая черта христианской богослужебной практики. При Крещении, то имеется при вхождении человека в Церковь, иерей говорит: " О имени Твоем, Господи Боже наш, возлагаю руку мою на роба Твоего( имярек), сподобившегося под кровом крыл Твоих сохраниться ". И позже, уже в конце чинопоследования, священник возлагает руку свою на голову крещаемого с молитвой, чтобы, как на Давида царя через Самуила пришла благодать, так и на крещаемого пришла она чрез возложение руки. Таким образом, не имея власти и права считать в чины и степени, священник, по крайней мере, дважды ложит руку на крещаемого в ходе Таинства.
Под рукоположением мы традиционно разумеем аудирование благодати, возводящей человека на высшие степени. Называется это " хиротония ". Это верно. Можно сколько угодно отцу возлагать руку на отпрыска, но сын так и останется сыном, если отец – не епископ. Божественная благодать, беспомощных врачующая, должна сопутствовать самому факту возложения рук.
И вот, ворачиваясь к Крещению, хочется сказать, что возложение священнической руки на крещаемого имеется некий след древнего рукоположения. Раньше ведь крестили в большей степени епископы. А возложение епископских рук давало человеку причастность Духу Святому. Потом, со порой, помазание освященным миром заменило по форме то, что раньше давали руки епископа. Священники стали вдохновлять Духа через помазание, а возложение рук, оставшееся в Таинстве, как будто напоминает нам о том древнем чине, который идет от апостолов.
И вот, что как мне видится мне, в связи со сказанным. Думается, что не только возведение на степени служения, – дьяконство, таинство, архиерейство, – связано с возложением рук. Сам приход в Церковь, само вступление в христианство связано с рукоположением. Можно сказать, что в корнях собственных( если вспомнить о связи миропомазания с возложением рук) всякий богомольный и крещеный человек рукоположен в христианство. Теперь становится еще более отчетливой мысль апостола Петра о царственном священстве. " Вы – род лучший, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет "( 1 Пет. 1: 9) Священник поставляется для служения. Он уже не " работает " и не элементарно " живет ", но служит. Таково свойство поставленного, возведенного в ступень. И таковы все христиане без различия. Великой язвой христианского сознания является рифмование Церкви лишь с ее освященными служителями, и, соответственно, исключение из деятельного числа членов церкви обычных мирян. Так вот! Все миряне рукоположены в христианство, то бишь, – в служение Богу и людям!
Если бы епископы и сейчас совершали большинство Таинств, в том числе – Крещение, то они могли бы дерзко не пользоваться миром, но, возлагая руки, низводить Вседержителя Духа на крещаемых.
Апостольская мысль царского и всеобщего священства стала бы очевидна. Но то, что епископы сейчас крестят не всех, а только некоторых, не их вина. Это – наследство, с которым следует кропотливо и мудро разбираться. Долгими столетиями жизненная рутина превращала священника только в требоисполнителя и поедателя панихидных хлебов, а епископа, поэтому, из евхаристического предстоятеля и вождя молитвы – по преимуществу в чиновника или господина. Соответственно, совершение Таинств делегировалось иерейству( не барское, мол, это дело), и значение их( Таинств) неизбежно с течением веков профанировался и затемнялся. О " царственном священстве " сейчас только от протестантов и услышишь, хотя сама идея – библейская, церковная, апостольская. Это наша мысль, украденная у нас же по причине нашей лени и невнимательности.
Ломать ничто не надо. Церковная практика требует плавности и постепенства из-за мира народа Божьего. Нельзя ничего делать грубо, по-революционному. Нужно просто постараться понять чистую глубину настоящей церковности, чтобы не путать позднейшие наслоения с преданием Апостольским. Многое может уживаться без вражды. Так, например, крещенные через Обливание не умалены в благодати в сопоставлении с погруженными целиком и троекратно. Хотя и нельзя спорить с тем, что истинное Крещение есть именно троекратное погружение во имя Троицы, а не что-либо другое. Все иное – исключение, а не правило. Так же и " рукоположенные в христианство ", а не мазанные миром, будут идиентично благодатны с теми, кто именно миром мазан, и на ком не было рук архиерейских.
Суть не столько в том, как ты принял Духа, насколько в том, как ты служишь потом Богу, и оправдаешь ли принятие Духа тобою в день избавления. Вопрос весь еще и в том, чтобы открывать для себя подлинную церковную жизнь, практически везде густо замазанную Синодальной гуашью и позднекатолическиой практикой. Так ранее и древние иконы спали столетиями под масляными слоями позднейшей еретической живописи, покуда не хватило ума открыть великое старое, аккуратно убирая ненадобное новое. Это – принцип обретения не только древней, насыщенной богословием иконы, но и аскетического пения, и святоотеческого вида мышления, и способа проповедования, и многих незаслуженно забытых Литургических практик.
Так, подводя результат, нам следует вспомнить, что епископ, совершая Крещение, не только вправе, но и должен подавать Духа возложением рук. Миро не для него. Миропомазание появилось, как замена епископского действия священническим. При этом крестить владыки обязаны не только депутатских детей и чад бомонда( этих вовсе бы не называть с помпой, но только смиренно и руками самых простых священников), а людей вообщем. Людей, прошедших оглашение, желающих причаститься Чаше Нового Завета, наученных молиться и веровать.
Эти слова довольно фантастически звучат даже для автора данных строк. Но автор этих строк знает, что невозможное человекам может быть есть у Бога. И как знать, не увидим ли мы со временем собственными очами сильное и свежее обновление церковной жизни, в том числе и в доли упомянутых выше вопросов.

Впрочем, полезным будет уже и то, чтоб всякий из нас осознал себя, в независимости от того, в сане он или нет, человеком, " рукоположенным в христианство ", и присущим к царственному священству от самой купели.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.