ХИЛИАЗМ: ПОДЛИННО ЦЕРКОВНОЕ УЧЕНИЕ ИЛИ ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ДРЕВНИХ ОТЦОВ?

ХИЛИАЗМ: ПОДЛИННО ЦЕРКОВНОЕ УЧЕНИЕ ИЛИ ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ДРЕВНИХ ОТЦОВ?
Несмотря на то, что дискуссия о земном тысячелетнем королевстве Христовом, казалось бы, была закрыта ii Вселенским Собором, и еще в xix в. казалось неосуществимым придерживаться этого взгляда в качестве хотя бы частного представления [1], в xx в. в Православной Церкви вновь появились сторонники древнего хилиазма. Одним из них был узнаваемый богослов прот. С. Булгаков [2]. Те же взгляды разделяли прот. А. Мень( " Читая Апокалипсис "), прот. Б. Кирьянов( " Полное изложение правды о Тысячелетнем царстве Господа на Земле ") и некоторые другие создатели. Поэтому, не претендуя на полноту рассмотрения заявленной темы, предоставленная статья в какой-то мере является ответом широко тиражируемому понятию( в т. ч. и на портале Богослов. Ru) о возможности считать хилиазм подлинно церковным учением, незаслуженно позабытым в связи с историческими обстоятельствами. Свою задачу автор наблюдает в том, чтобы доказать, что хилиазм, бывший дискуссионным мнением в 1-ые века [3], в посленикейскую эпоху уже не имел своих сторонников. Напротив, в Восточной Церкви сформировалось согласие отцов( consensus partum) разных эпох о единственном Втором наступлении, единственном ожидаемом воскресении мертвых и единственном Суде для всех. При этом почти все из отцов явно отвергали учение о грядущем временном тысячелетнем королевстве Христовом, а другие лишь подразумевали это.
Современные православные хилиасты желают представить ситуацию таким образом, будто лишь начиная с блж. Августина и под его воздействием стало общепринятым аллегорическое толкование тысячелетнего царства, а в современной догматической науке оно утвердилось благодаря курсу догматического богословия митр. Макария( Булгакова) [4]. Поэтому в подлинной статье я сознательно избегаю аргументов указанных двух создателей и попытаюсь доказать неприемлемость хилиазма на многочисленных трудах остальных святых отцов, кроме блж. Августина. Более того, на Востоке блж. Августин был популярен преимущественно в связи с его полемикой против пелагианства, а прочие его фантазирования либо были не переведены на греческий, либо малодоступны. Поэтому навряд ли можно говорить о его существенном влиянии на становление христианской философии летописи на Востоке.
Сделаем еще одну оговорку. Древние знали две формы хилиазма — наиболее грубый, как у Керинфа и Аполлинария( с материальными удовольствиями и жертвоприношениями) и наиболее возвышенный, как у Папия, а также свв. Иустина Философа и Иринея Лионского. Современные православные хилиасты традиционно воспроизводят именно последнюю форму хилиазма, тогда как инновационные протестанты( премилленаристы) — первую. Прямые возражения древних непорочных отцов против хилиазма обычно относились к первой его форме. Некоторые из таковых широко известных цитат( напр., из свт. Василия Великого) мы не приводим, ежели их нельзя прямо использовать в полемике с хилиастами наших дней.
Итак, перейдем к цитатам. Предварить личные высказывания стоит обширной цитатой из св. Андрея Кесарийского, который объясняет все спорные места: о тысячелетии, двух смертях и двух воскресениях и проч. Его аттестат тем более важно, что оно содержится в составленном им наиболее авторитетном истолковании на книгу Откровения: " Мы знаем из Священного Писания, что существуют две жизни и две погибели: первая жизнь по причине преступления заповеди плотская и кратковременная, а вторая за исполнение заповедей Божиих — вечная, обещанная святым. Сообразно этому и два рода погибели: одна телесная и временная, а другая вечная, посылаемая в будущем в возмездие за грехи, то есть геенна огненная. Есть также отличие и между мертвыми: одни, по слову Исаии, живота не имут( Ис. 26, 14), принося своими делами зловоние и погибель, — этих нужно избегать, а другие — умертвившие плотские помышления во Христе, сораспявшиеся Ему и умершие для решетка, — их нужно восхвалять. Явно мертвы и достойны сожаления те, какие не спогреблись Христу и не совоскресли с Ним в крещении, но пребывают в духовной погибели. Они не воскреснут с Ним, пока не окончится тысяча лет, то есть время, длящееся от первого Его пришествия до славного второго, но возвратятся в землю, как рожденные от земли, а не от Духа, поэтому что в смерти их — начало их будущих мучений. Воскресшие же в первом воскресении, то имеется освободившиеся от мертвенных помышлений и дел, — блаженны, ибо они не испытают бесконечных мук 2-ой смерти, но в продолжение тысячи лет до времени разрешения сатаны и обольщения им всех народов будут совместно со Христом священствовать и царствовать, не потому, что после этого лишатся Царства, но как имеющие заполучить его несомненно и твердо по окончании временного и наступлении вечного "( " Толкование на Апокалипсис непорочного Иоанна Богослова ", статья 62).
Некоторые отцы в корне отрицали саму идею тысячелетнего чувственного королевства Христова на земле.
Свт. Григорий Богослов: " Отсюда произошли у них новое иудейство, тысячелетнее ни на чем не основанное удовольствие в раю и мнение, что мы опять воспримем почти то же и для того же употребления, что владеем теперь "( Послание 4, к Кледонию, против Аполлинария второе). " У них имеется и это, не знаю откуда взятое, какое-то новое иудейство — бредни о тысячелетии, порождении языческого упоения и заблуждения "( " Песнопения загадочные ", " К себе самому ").
Блж. Феодорит Кирский: " Великодаровитый же обетовал давать не что-либо бренное и не временное, но вечное наслаждение благами, поэтому что царство Бога и Спасителя нашего будет не земное и назначенным порой определенное, как учили Керинф и подобные ему. Они воображали себе тысячелетний период, тщетные забавы и разные виды сластолюбия и сверх того жертвы и иудейские празднества. А мы ждем жизни нестареющей "( " Сокращенное изложение Божественных догматов ", 21).
Свт. невинный Херсонский: " Потом, по мере развития умственных сил евреев и по мерке прояснения понятия о вечности, они начали отличать в шеоле лоно Авраамово, геенну и другое, но прежние понятия оставались. И потому, вследствие родившегося у них мнения о чувственном тысячелетнем царствовании Мессии на земле, они представляли, что Мессия, для доставления блаженства погибшим, низойдет во ад и не только изведет оттуда души праотцев их, но воскресит и наиболее тела. Ибо, не предположив воскресения их, нельзя представить, как они могут делить чувственные блага с остающимися на земле тысячелетия. Это мнение, очевидно, не могло перейти в таком виде в Церковь Христианскую, ибо она не признала чувственного тысячелетия Мессии "( " Иисус Иисус — Искупитель человеческого рода ").
Другие показывали несоответствие хилиазма остальному церковному учению — единому ожидаемому пришествию Господа и единственному ожидаемому воскресению, прекращению времени Ветхого Завета с его жертвоприношениями. Вот более характерные цитаты
Свт. Григорий Нисский: " Разве мы баснословим о 3-х воскресениях? Или возвещаем тысячелетнее объядение? Или говорим о восстановлении опять иудейского заклания в жертву животных? Разве мы обращаем веры людей к дольнему Иерусалиму, измышляя восстановление его из вещества наиболее прекрасного, чем камни? "( письмо 3 Евстафии, Амвросии и Василисе).
Прп. Ефрем Сирин: " Если Иисус приидет царствовать с праведными, а потом возвратится и снова приидет, как Судия; то создаст Он три пришествия. Почему ни в одном Писании сего не написано? Да сие и нереально. Ибо если бы пришел прежде кончины, то мир, будучи еще тленным, и праведников подверг бы тлению, и они погибли бы снова, и Сам Он вкусил бы с ними тления. Но это неправда. Ибо апостол произносит: лежит всем человеком единою умрети, потом же суд. Тако, – продолжает, – и Иисус единою умре( Евр. 9: 27-28), смерть Им ктому не обладает( Рим. 6: 9). Итак, одно имеется воскресение праведных и неправедных, явственно заключенное в кратком мгновении ока… Ужели праведники опосля тысячелетнего царствования со Христом снова предстанут на суд? Да не будет сего… Воскресшие праведники уже не погибают, чтобы имело место третье воскресение " [5].
Блж. Иероним: " Если мы станем следовать плотскому толкованию, необходимо согласиться с иудейскими вымыслами, что Иерусалим будет вновь отстроен, и в храме будут приноситься жертвы, и, опосля отмены духовного почитания, будут соблюдаться плотские ритуалы " [6].
Прп. Иоанн Кассиан Римлянин: " Потому и то амортизация награды, которое совершенно отвергающимся в этой жизни Господь обещал сторицею, разговаривая: “всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или супругу, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и животик вечный наследит”( Мф. 19, 29), правильно и совершенно истинно понимается в своем смысле без всякого нарушения верности. Многие, принимая это афоризм в грубом смысле, утверждают, что это плотски будет воздано святым во время тысячелетия( см.: Апок. 20: 4), желая сознаются, что тот Век, который называют Будущим после воскресения, невозможно принимать за настоящий. Следовательно, гораздо вернее и яснее воспринимать так, что тот, кто по увещанию Христа презрит мирские страсти или блага, от братии и соучастников собственного намерения( монашества), которые с ним соединяются духовным союзом, в сто раз наиболее приятную любовь приобретет и в этой жизни "( " Семь собеседований отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта ", собеседование аввы Авраама о самоумерщвлении, гл. 26).
Многие папы показывает совершившееся исполнение во Христе ветхозаветных пророчеств о королевстве Израиля( т. е. тех самых пророчеств, исполнения которых только еще ждут хилиасты).
Свт. Иоанн Златоуст: " Аврааму обещал Бог всяческих, что о семени его благословятся все народы; зерном же его по плоти был Владыка Христос, Который в тоже время владеет вечную державу и царство непреходящее. На это и указывает упоминание о тыще родов, потому что это выражение не означает числа лет, но множество поколений показывает на неизменность и вечность, или даже на бесчисленность в единстве "( " Беседа на псалом 104 ", 2). И в ином месте: " Иное в Писании должно понимать так, как сказано, а другое в смысле переносном, – напр., когда говорится: " волк станет жить вместе с ягненком "( Ис. 11: 6). Мы не разумеем здесь ни волков, ни агнцев, ни пастбищ, ни вола, ни тельца, но под видом молчаливых представляем нравы людей "( " Беседа на псалом 46 ", 1). О пророчестве Мих. 4 он произносит так: " Иерусалим был тогда училищем земли, и хотевшие получить удовлетворенность, украситься и просветиться здесь, научались нужному… Действительно оттуда вышло утешение для всей вселенной, оттуда радость и веселие, оттуда источники любомудрия, там распят Иисус, оттуда вышли апостолы: " от Сиона выйдет закон и словечко Господне – из Иерусалима "( Мих. 4: 2) "( " Беседа на псалом 47 ", 1) [7].
Прп. Нил Синайский: " О том что царь и подчиненный, грешный и праведный, сильный и немощный будут питаться одною и тою же верою, произносит Исаия, а именно: по пришествии Христовом " пастися будут вместе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем, и телец и хлопец и лев вкупе пастися будут "( Ис. 11, 6) "( письмо 3. 23, Дуксу Кастору).
Блж. Феодорит Кирский: " Еранист. Из этого я уразумел ясно, что пророк предсказал пришествие Христа Спасисителя нашего. Православный. А что предложенное тебе истолкование правильно, в сем ты убедишься из следующих затем слов пророка: “И пастися будут вместе волк со агнцем” и проч.( Ис. 11: 6), – чрез что показывает как несогласие характеров, так и единство веры. Порукою за истину сего пророчества служит эксперимент: ибо и изобилующих богатством и угнетенных бедностию, рабов и господ, руководителей и подчиненных и верховных владык вселенной, – принимает одна купель, всем подаются одни дары, всем предлагается одна загадочная трапеза, и каждый верующий получает равную часть "( " Еранист ", разговор 1).
Некоторые отцы предлагали иносказательное толкование ключевых мест из Откр. 20: 1-6, в частности, о связанности сатаны и длительности царства.
Прп. Ефрем Сирин с силой доказывает невозможность дословного понимания отрывка о тысячелетнем царстве: " Но требуешь у меня разъяснения тысячи лет. И я потребую у тебя объяснить светильник( Откр. 2: 1): гранит бел( Откр. 2: 17), теплое питие и изблевание( Откр. 3: 16), все, что Иоанн приблизительно представил, пиша к седми Церквам. Если требуешь у меня тысячелетнего главного воскре­сения; то и я потребую у тебя коня( Откр. 6: 8), и бледнеющего Ангела, и духовного живого существа, именуемого апсиноос( Откр. 8: 11), горького по свойству, подобно полыни. Дай мне седмь фиал( Откр. 16: 1) и бери у меня тысячу лет. Докажи, что жена означает город( Откр. 21: 9-10), и представлю тебе подтверждение о тысяче лет. Объясни мне, что жена, сама собою возносящаяся( Откр. 12: 14), сделается Иерусалимом и, фактически, есть не жена, и дам тебе объяснение на тысячу лет. Уже­ли град рождает?( Откр. 12: 2). Ужели родившая делается Иерусали­мом? Ужели человек беззакония( 2 Фес. 2: 3) имеется зверь?( Откр. 13: 1). Ужели десять глав соединены у зверька, чтобы им царствовать?( Откр. 13: 1). Ужели от седми есть осмыи, который но ж не осмыи по числу, по­тому что глав седмь, но три главы уничтожились?( Откр. 17: 11). Ужели имя зверька неизъяснимо и так же неименуемо, как имя Божие? Да не будет сего! Ужели имени зверька не знал тот, кто сказал числоимени?( Откр. 13: 18). Сперва известны ему стали слоги, а позже уже разложил имя на буквы; сперва сам в себе произнес имя, а потом, сложив буквы, произнес число, то есть, что из букв составляется шестьсот шестьдесят 6. Так и под тысячею лет гадательно разумел он необъятность вечной жизни. Ибо ежели един день пред Господем яко тысяща лет( 2 Пет. 3: 8), кто в состоянии вычислить, насколько дней в тысяче лет и определить тысячи тысяч и тьмы тем такового числа дней? Итак, по бесконечному числу лет в сих днях и дней в тыщах сих лет упокоение святых по воскресении определил тысячею лет ".
Блж. Иероним: " Кто сберег желанную чистоту девства, кто верно исполнил заповеди декалога и умертвил в сердечко своем нечистые нравы и помыслы, чтобы они им не обладали, тот воистину есть священник Христов, и, как мы полагаем, полностью завершив тыщу лет, он царствует со Христом, и поистине у него диавол связан " [8];
Свт. Димитрий Ростовский: " Послушаем, что произносит святой Иоанн Богослов: “Сатана скован на тысячу лет”( Откр. 20, 2). Но чем же скован, ежели не силой крестной? И как он может вредить тебе, если скован? Если же он вредит, то ты обязан сковать его, то есть положи на себе знамение Креста Господня, и он станет скован( " Поучение первое на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ").
Свт. неведомый( Брянчанинов) в толковании Откр. 20: 1-6 опирается на св. Андрея Кесарийского, приводя огромные цитаты из него. Кроме того, он пишет: " Тысяча лет, по разъяснению, общепринятому Святою Церковию, не знаменует здесь определенного числа годов, а знаменует очень значительное пространство времени, данное милосердием и долготерпением Божиим, чтобы весь плод земли, достойный неба, созрел, и чтобы ни едино зерно, годное для горней житницы, не было утрачено… С истока этого тысячелетия открылось и ныне продолжает открываться 1-ое, таинственное, существенное воскресение мертвых; оно будет продолжаться до конца времен " [9].
Многие отцы прямо отождествляют начало тысячелетнего королевства и первое пришествие Христово.
Прп. Иосиф Волоцкий: " Для Священного Писания это традиционно — называть тысячею неопределенное количество лет. Так и великий Иоанн, Богослов и евангелист, произносит в своем Откровении, что будут поклоняться непорочному Агнцу тыщу лет, прославляя Христа( Ср.: Откр. 20, 4 — 6.). Исходя из этого, некоторые начали произносить и писать, что после воскресения Христа до прихода антихриста — тыща лет. Но великий Богослов называет тысячею неопределенное количество лет. А ежели бы было так, как понимали некоторые, то уже пятьсот лет тому назад не поклонялись бы святому Агнцу, Христу Богу нашему, и должен был бы прийти антихрист. Но это не так: так как Иоанн, как я уже сказал, говорит о неизвестном числе лет "( " Просветитель ", словечко 8).
Свт. Димитрий Ростовский пишет о брани сатаны против людей и Бога: " Он же, ожесточившись злобою и не будучи в состоянии биться с всесильным Богом, обратил свою ярость на Его святую храм и, начав с первого Адама и даже до второго Адама, не прекращал разорять, пленять и томить людей Божиих, и только уже " вторый Адам, Господь с небесе ", укротил силу его, освободил плененных из тюрьмы и самого его связал крепкими узами, как видел святый Иоанн Богослов в Откровении: “И видех ангела сходяща с небесе, имуща ключи пучины, и уже велико в руце его. И ять змия древняго, иже есть диавол и сатана, и связа и на тысящу лет, и в бездну поверже его, и заключи его, и запечатле его, да не заискивает языки”( Апок. 20: 1-3). Сие толкуется святыми отцами в применении к “Ангелу большого совета”, ко Христу Господу, победившему диавола. Однако же жестокосердый бес, даже связанный, не прекращает своего злого предприятия, но отправляет своих рабов и угодников, поганых и еретиков, чтобы они водили борьбу с Церковью "( Поучение первое в Неделю седьмую по Пасхе, т. е. в Неделю непорочных 318 отцев, собравшихся в Никее на Ария).
Свт. Игнатий( Брянчанинов): " С небывалою ясностию, описывая долженствующее совершиться чрез тысячу лет введение духовного царства Христова на земле, Царь-Пророк говорит, что господство Богочеловека будет распростираться от моря и до моря, и от рек до конец вселенныя "( " Аскетические эксперименты ", т. 2, " Слово о молитве Иисусовой ").
Свт. Феофан Затворник: " Приходит в конце концов Господь Всемогущий связать( Мф. 12: 29) сильного, свергнуть( Лк. 10: 18) с престола, прогнать( Ин. 12: 31) вон и заключить( Апок. 20: 3) в бездну, а нам возвратить опять свободу в настоящем служении Богу, восстановить владычество Божие, воздвигнуть в нас и через нас благодатное Свое Царство. И вот нам, братие, радость, Богом благословенная! Радуйтесь, ибо устроилось Царствие Божие. Сам Господь пришел в мир, сделал дело искупления нашего, основал Церковь Святую, и ею выручает приходящих чрез Него к Богу "( " Сборник слов на Господские, Богородичные и праздничные дни ", Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы).
Один из святых отцов, сщмч. Андроник( Никольский), относил выполнение Откр. 20: 7( освобождение сатаны из темницы и собирание им народов на ругань со святыми) к своему времени [10]. Следовательно, предшествующие вирши уже должны были совершиться, т. е. тысячелетнее царство началось к моменту, когда он писал эти строчки.
Связывание и разрешения змея( Откр. 20: 2-3) прп. Ефрем Сирин разъясняет следующим образом: " Иоанн сказал о двух пришествиях, в какие змий то связывается, то разрешается. Он связан в первое пришествие, как произнес Христос: Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию( Лк. 10: 19); разрешен же, снова на краткое время, как говорит Павел, за то, что нечестивые не поверили правде:… послет им Бог действо льсти, во еже веровати имнеправде, да суд приимут вси не веровавшии правде( 2 Фес. 2: 11-12). Посему и Спаситель сказал о разрешении змия, так как у него станет много силы, якожесоблазнити, аще возможно, –говорит Христос, – и избранныеМоя( Мф. 24: 24) ".
Множество отцов объясняют первое воскресение( Откр. 20: 5) не как воскресение перед тысячелетием, а как совершающееся в живых людях опосля пришествия Христова вплоть до наших дней. Это ясно указывает, что тысячелетие уже идет.
Свт. Игнатий( Брянчанинов): " Первое воскресение совершается при посредстве 2-ух Таинств: Крещения и покаяния. Чрез Святое Крещение воскресает воротила от гроба неверия и нечестия, или от первородного греха и собственных грехов, соделанных в нечестии; а через покаяние уже верующая душа воскресает от смерти, нанесенной ей смертными грехами, или нерадивою, любосластною жизнию, по Крещении. Совершитель воскресения — Дух Святой. Се воскресение 1-ое, состоящее в оживлении души из ее смерти верою в Господа Иисуса Христа, в омовении грехов Святым Крещением, в жизни по завещанию Христову и в очищении покаянием грехов, соделанных опосля Крещения ".
Говоря о событиях дня Пятидесятницы, свт. Игнатий( Брянчанинов) подмечает: " Господь, поправ смертию смерть и воскресив в Себе и с Собою род человечий, во-первых, даровал воскресение душою Своей Пречистой Матери и Своим Апостолам в день Пятидесятницы. Это воскресение душою непорочный Иоанн Богослов называет воскресением первым( из первого умерщвления, из умерщвления грехопадением, над которым смерть вторая, то есть вечная погибель, уже не владеет власти "( " Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери ").
Св. прав. Иоанн Кронштадтский: " Впрочем и каждая иная церковь христианская, во все продолжение спасительного периода св. крещения( или главного воскресения, именуемого Блаженным тысячелетним царствованием Иисуса Христа на земле), завлекала и будет привлекать к себе обращающихся иудеев в награду за хранение Слова Истины, ибо Светильник Истины дает Себя ведать издалека и видится теми, которые искали Его "( " Начало и конец нашего земного решетка ", часть 1).
Свт. Тихон Задонский: " Так и грешник, когда очувствуется и от грехов к Богу обращается, уже как бы личиком к Нему стоит, и воздает Ему почитание, как Богу и Создателю собственному, внимает святым Его устам, и что в Писании Святом говорит, то все и выполнять старается, и везде, где ни находится, душевными очами и верою наблюдает перед собой Бога, а всякого греха в деле, слове и помышлении боится, чтобы не прогневать Его. Об этом говорит пророк: " Всегда лицезрел я пред собою Господа "( Пс. 15: 8). Это истинное обращение, истинное просыпание от греховного сна, истинное покаяние, истинное воскресение душевное! Блажен человек, который так воскреснет и пребудет в том до конца! Воистину таковой воскреснет в последний день не в смерть, а в жизнь и блаженство постоянное! “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним погибель вторая не имеет власти”( Откр. 20: 6) "( " Сокровище духовное, от решетка собираемое, 71). В другом месте свт. Тихон подобным образом строчит: " Так, кто здесь воскреснет, тот непременно, если и умрет, жив будет, ибо воскреснет в сплошное воскресение в жизнь вечную, по неложному обещанию Господа нашего: “Изыдут создававшие добро в воскресение жизни”( Ин. 5: 29). “Блажен и свят имеющий роль в воскресении первом”( Откр. 20: 6). Эти знаки и плоды истинно обратившегося и раскаивающегося можно видеть как в Святом Писании, так и в церковной истории, они и сейчас примечаются в обратившихся и чистосердечно кающихся "( " Об истинном христианстве, ч. 2, ст. 1, гл. 5).
Сщмч. Фаддей( Успенский): " Если до Христа язычники были исполнены каждой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, ссорой, обмана, злонравия( Рим. 1: 29), делали всякую нечистоту с ненасытимостью( Еф. 4: 19), то по наступлении Христа как процвела эта духовно мертвая пустыня! Как люди, практически полностью прежде сердцем привязанные к земле с ее страстями, бросали все земное по одному слову Христа: “Иди за Мной” или слагали свои достояния к ногам апостолов! Какой приток новейшей духовной жизни почувствовали они в себе, если никакие гонения решетка, страдания и смерть не могли отнять у них радости Христовой( Ин. 16: 22)! Это – “воскресение первое”, духовное( Откр. 20: 5), от убивающих дух страстей "( " Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице ").
Несколько по другому толкует два воскресения прп. Ефрем Сирин: " Наименовал же первое и 2-ое воскресение потому, что два чина святых в двух Заветах, и тем желает показать, что святые новозаветные восстанут в первом достоинстве, а святые ветхозаветные – во другом; между тем как воскресение будет одно и совершится в одно и то же время, как и Павел произнес: вострубит бо, и вси мертвии восстанут( 1 Кор. 15: 52). А что два чина наименовал первым и вторым воскресением, под­тверждает сие Апостол:… начаток Иисус, потом же Христу веровавшии… таже кончина( 1 Кор. 15: 23-24). Так же, что одно и в одно время станет общее всех воскресение, опять говорит о сем Павел: яко СамХри­стос в повелении, во гласе Архангелове… снидет с небесе… и в трубе, то и произнес посему: мы живущии. Почему же святые именуются живыми? Потому что Иисус сказал: идут сии… в живот вечный( Мф. 25: 46), и потому что для праведных имеется достоинство именоваться живыми… Но главное в сказанном о воскресении имеется то, что оно одно, пото­му что все мы воскреснем вскоре, во мгновении ока( 1 Кор. 15: 52) ".
С понятием главного воскресения связана смерть вторая. Отцы ясно распознают первое воскресение, совершающееся сейчас, от смерти второй, ожидаемой в будущем.
Свт. неведомый( Брянчанинов): " Смерть вторая, то есть окончательное осуждение на нескончаемые адские муки и предание им, не имать области над воскресшими главным воскресением; воскресшие им будут иерее Богу и Христу и воцарятся с Ним тысящу лет. Это царствование священников Божиих в Духе Святом не может существовать прервано разлучением души от тела: оно развивается и упрочивается им. Егда скончается тысяща лет, исполнятся эпохи, и созреет весь словесный плод земли, — последует воскресение 2-ое, воскресение тел. После него усугубится блаженство праведников, благовременно воскресших главным воскресением; усугубится после него смерть отверженных грешников, лишившихся главного воскресения ".
Свт. Иоанн( Максимович) Шанхайский и Сан-Францисский: " Слово Божие соображает смерть не в одном только смысле расставания человека со собственным земным телом, но и в смысле потери человеком благодати Божией. Эта крайняя, абсолютно ужасная смерть, есть смерть души, или, как произносит Апокалипсис: " смерть вторая " — смерть для праведности, для чистоты, для блаженства, для блага, — вечной жизни в Боге. Но эта смерть не имеет власти там, где души сохранены и преображены силой Христовой. " Смерть и ад отдали мертвых "( Откр. 20, 13). Самая святая и верховная смерть человека — смерть его для зла, для греха. Смерть для самой смерти… Человек погибает, чтобы не умирать больше… Воскрешенный во Христе есть человек, погибший для зла "( " Беседы с русским народом ", глава " Врата в жизнь ").
Подобным образом почти все святые отцы толкуют как относящиеся к теперешнему времени такие главные понятия тысячелетнего царства, как престолы святых, соцарствие непорочных со Христом и их суд( Откр. 20: 4-6).
Свт. Игнатий( Брянчанинов): " Престолы святых — их владычество над страстями, над самыми демонами, над недугами человеческими, над стихиями, над зверями, богатство их духовных дарований. Им дан суд, то есть рассуждение духовное, которым они обличают грех, как бы он ни был закрыт благовидностию, и отвергают его; им дан суд, которым они судят ангелов тьмы, приемлющих вид Ангелов, и не позволяют им обольщать себя. Они не поклонились ни зверю, ни иконе его: ни антихристу, ни предызображавшим его притеснителям христианства, требовавшим от христиан отречения от Христа и отвержения Его всесвятых заповеданий. Они не прияли ни на челах, ни на десницах начертаний неприятеля Божия, но, усвоив себе ум Христов, постоянно выражали его в виде мыслей и в образе действий, не щадя крови своей для запечатления справедливости Христу, и потому воцарились со Христом. Для них нет смерти! для них разлучение души с телом — повторим вышеприведенную мысль Василия Великого — не погибель, но переход от скорбного земного странствования к вечной радости и упокоению ".
Свт. Филарет Черниговский( Гумилевский): " Св. Григорю Беседователю опосля того, как рассказано было о кончине чистой девы в день, выделенный Богоматерью, предложен был вопрос: призываются ли на небо души праведных до этого соединения их с телами? Св. Григорий отвечал: " Не о всех праведных разрешено утверждать это и не о всех отвергать. Ап. Павел желал разрешиться и существовать со Христом. Итак, кто верит, что Христос на небе, тот верит и тому, что воротила Павла на небе с Христом. И видел я, говорит тайнозритель, престолы и сидячих на них и дано было им судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за словечко Божие… Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет( Откр. 20, 4). Ожившие именуются здесь душами; ясно, что эти души, еще не соединившиеся с телами. И, но, они царствуют со Христом, не только наслаждаются блаженством, но еще участвуют в величавой власти Христа Господа или, что то же, совершают дела могущества Божия, чудеса. С иной стороны, Спаситель сказал: в дому Отца Моего обители многи сущность( Ин. 14, 2). Этим ясно означено, что не все праведные души находятся в схожем блаженном состоянии, не все одинаково близки к Господу, различаясь ступенями и видами нравственного совершенства " [11].
Сщмч. Киприан Карфагенский: " То же произносит и писатель Апокалипсиса: и видех, сказано у него, души растесанных за аттестат( имя) Иисусово и за слово Божие. Поставивши таким образом, на главном месте, растесанных, то есть убиенных, он прибавил затем: иже не поклонишася зверьку… и не прияша начертания на челех своих и на руце своей; и опосля того, как соединил всех виденных в одном и том же месте, он подмечает: и ожиша и воцаришася со Христом( Откр. 20: 4). Говорит, что живут и царствуют со Христом все, не лишь те, которые подверглись убиению, но и вообще те, которые, твердо присутствуя в своей вере и в страхе Божием, не поклонялись образу зверька и не исполняли пагубных и святотатственных его повелений "( " Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству ").
Наконец, чрезвычайно знаменательно умолчание о тысячелетнем царстве у всех остальных отцов, подключая прп. Иоанна Дамаскина, составившего полный учебник по догматике( " Точное изложение православной веры). Отцы обосновывают наступление вечного царства Божия сразу после единого Второго пришествия Христова, тем самым опосредованно опровергая милленаризм.
Все это убедительно доказывает, что хилиазм остался частным богословским соображением нескольких отцов первых веков. Напротив, церковное преподавание говорит нам о единственном ожидаемом пришествии Христовом, единственном воскресении мертвых и Суде, опосля которого наступит вечное, а не временное Царство Божие для праведников и нескончаемая мука для грешников.


[1] Ложность учения хилиастов// Христианское чтение. 1852. Ч. Ii. С. 398.
[2] " Мы еще разделены от конца мира не наступившими еще событиями. К числу их относится и потрясающая победа Христа и христианства над антихристианскими мощами, которая еще, во всяком случае, тоже не совершилась. Отсюда заключаем, что мы находимся еще не в конце, но в середине летописи. Это же заключение с полной очевидностью явствует из общего контекста Откровения, в котором за xix головой следует xx, содержащая в себе еще ряд важнейших свершений в жизни Церкви и населения земли. Это именно есть наступление тысячелетнего царства, которое, во каждом случае, представляет собой особую эпоху истории, дальше, после него, движение Гога и Магога с новым восстанием супротив " стана святых ", и лишь после этого наступает конец ". См.: Булгаков С., прот. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948.
[3] Ср.: " Впрочем, как я тебе заявлял, есть многие из христиан с чистым и благочестивым настроением, какие не признают этого "( Св. Иустин Философ. Диалог с Трифоном Иудеем, 80). Также и у св. Иринея Лионского следовательно, что не все христиане принимали хилиазм.
[4] Ср. несколько цитат из книги прот. Б. Кирьянова: " Во-первых, м. Макарий неграмотно и злостно дает всему этому огульную кличку — " милленаризм " … Чем иным, как не злостным и богохульным кощунством, близким к хуле на Духа Святаго, разрешено назвать такое умышленное смешение митр. Макария?!.. Далее м. Макарий идет еще на весьма отвратительные спекуляции и злоупотребления именами, могущими гипнотизировать в заблуждение невежественных, доверившихся ему… Это возражение м. Макария в особенности злостно, лживо и хульно ". См.: Кирьянов Б., прот. Полное изложение правды о Тысячелетнем царстве Господа на Земле. СПб., 2001.
[5] Здесь и дальше цитаты из прп. Ефрема приводятся из его слова " О покаянии "( Творения. Т. 3. Б. м., 1994. С. 190 и дальше).
[6] Фокин А. Р. Блаженный Иероним Стридонский: библеист, экзегет, богослов. М.., 2010. С. 124.
[7] Надо сказать, что пророчество Мих. 4: 1-7 приводит как уже совершившееся на Христе и св. Иустин Философ( " Диалог с Трифоном Иудеем ", 109). Далее он с большущий силой говорит о двух пришествиях Христа, в том числе одном будущем( гл. 110-111), тем самым не оставляя места для еще одного пришествия перед тысячелетием.
[8] Фокин А. Р. Указ. соч. С. 157.
[9] Здесь и дальше цитаты свт. Игнатия приводятся из сочинения " Слово о смерти "( не считая особо оговоренных).
[10] Священномученик Андроник( Никольский; 1870–1918), архиерей Пермский. Творения. Книга Ii. Проповеди, обращения, послания. Тверь, 2004. С. 300.
[11] Филарет( Гумилевский), архиерей Черниговский. Святые подвижницы Восточной Церкви( глава " Подвижницы Малой Азии ", св. Евсевия-Ксения).

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.