ЧТО ТАКОЕ ПРАВЕДНОСТЬ В МИРУ? КО ДНЮ ВСЕХ РУССКИХ СВЯТЫХ

Протоиерей Андрей ТкачевЧТО ТАКОЕ ПРАВЕДНОСТЬ В МИРУ? КО ДНЮ ВСЕХ РУССКИХ СВЯТЫХ Протоиерей Андрей Ткачев 04.07.2013

Было время, когда живописцы интересовались только возвышенными сюжетами. Например батальными сценами. Дым, жеребцы, люди, трупы, искаженные гримасы, массовый героизм и массовая смерть. Или портреты важных особ, лучше всего – венценосных. Гордые выправки. Носик ввверх, плечики расправлены. На лицах зачастую – смесь вырождения с остаточным величием. Или аллегорические изображения грехов и добродетелей. Например, как нарядная кривда спихивает с дороги скромную правду. Или античные зарисовки, добро мифология так богата, что тему для творчества даст и морализаторам, и приверженцам голой натуры, и эрудитам в области античности. Еще были натиюрморты, кой-какие виды( не всеми любимые, как жанр), да что-то еще. Но вот случился сдвиг в сознании. Живописцам внезапно стал интересен маленький человек. Вот продавщица фиалок, или женщина, собирающая виноград. Сколько в ней свежести и наивности! А вот веселый ботвинник( да хоть бы и молочник) на узкой улице старого городка. Вот кулак звенит монетой, на которой в свете свечи как будто угадываются капли крови. И так дальше. Сюжетов бездна. И нельзя сказать, что раньше не было картежников, молочников, прачек, ростовщиков, старух, ругающихся с молодухами. Были они, просто искусству не было до них дела. Искусство занималось предметами возвышенными. И академики позже поднимали вой и гвалт, вполне законный и неизбежный, кстати. Они орали, что пошло рисовать балерин, завязывающих пуанты, и рабочих, купающихся за городом. Мелко это – направлять внимание на едоков картофеля и любительниц абсента. Но дело было изготовлено. Не художниками, а всей эпохой. Эпоха повернулась лицом к сюжетам, до тех пор ненавидимым и оттого незаметным. Маленький человек в сознании эпохи стал огромным, а большие умалились, окарикатурились.

Я говорю об этом потому, что мы традиционно видим не то, что есть, а то, что готовы увидеть. Сказали деточке: " Смотри, малышка, это птичка ", и деточка одну птичку только и видит. А там еще и облака имеется, и ветер ветви раскачивает. Но ветер и облака будут замечены только когда на них укажут. Таковы законы мышления. И вот в преддверии праздничка всех Святых в земле Русской просиявших я хочу заявить, что нам необходимо кое на что обратить внимание. Важное место во святых у нас занимают благоверные князья. Но их уже издавна нет и скорее всего не будет. Это область истории и предания. Точно так же нет благоверных королей и благочестивых цариц. Вот нет и все. Не повод для преждевременной смерти, хотя жалко несказанно. Еще у нас есть много юродивых. В этих живых обличителях неправильной религиозности Русь, видимо, нуждалась постоянно. Отсюда и очень много. Самый яркий идеал Руси – иночество. Свет мирянам – инок, свет инокам – архангел. Аминь! Иноки и сегодня есть, хотя из-за всеобщего плотоугодия, расслабления, отсутствия духовного руководства им нынче труднее всех. И подлинное монашество, как всегда – редкость. А вот мирской идеал святости у нас не выработан. Словно в миру и избавиться нельзя, а только в черных одеждах, да за каменными стенами в три м етра шириной. А ведь миряне в школах преподают, пожары тушат, нездоровых лечат, книжки пишут и печатают, дома строят, церковными хорами правят, храмы расписывают. Продолжать можно долго. Таким образом на повестку дня значит любопытная задача. Нужно сформулировать для христианского общества, что такое законность в миру, каковы обязанности мирянина в повседневной жизни, без порыва с миром и ухода в монастырь. Нам будет трудно жить, если мы этого не сделаем.

Например, необходимо сформулировать идеал мужа и отца. Не только ведь мужчина-монах или мужчина-полководец святы и воспроизведения достойны. А смиренный и двужильный работяга, не пропивающий зарплату, воспитывающий деток да еще и молящийся Богу перед сном разве не свят? А далековато ли многодетная мать ушла от мученицы? Ну ладно, не от мученицы, так хоть от игумении маленький обители? Как по мне, то еще вопрос – кому тяжелее? Учитель – чем не святая специальность? А доктор в идеале разве не ангел? Умен, добр и впору приходит на помощь. Знаю, слишком хорошо знаю, что разрешено заурчать, заныть, зашипеть в ответ про власти, да про законы, да про нехватку средств. Но власть, законы и деньги именно таковы и не инаковы, что мы все на средства научились сводить, а смысловые стержни из жизни вынули. Вот у нас при таковой дьявольской калькуляции вселенная и рассыпается на составные. Нужно заявить человеку. где он Богу служит, а где он – бытовой сатанист. Нужно разъяснить человеку, как к святости стремиться, не меняя прописки, и не меняя пиджак на рясу. Нужно отыскать и показать человеку живые примеры подлинного и современного христианства. А то мы все вычитываем из старенькых книг на трудном языке ну очень далекие примеры. А он, человек-современник, никоим образом в толк не возьмет, как эти примеры к себе самому приложить, и как на них жизнь выстроить.

Гораздо больше на Руси было незнаемых святых, ежели узнанных и канонизированных. Это тоже нужно помнить И когда мы сейчас видим, что повседневность с лубочной картинкой не совпадает, нужно поменять фокус зрения – замечать невинность, жертвенность, бескорыстие и мужество в обыденности. Ведь не в одежках же, в конце концов, и не в длине бороды скрылось Православие. Оно в выполнении заповедей, в памяти Божией. Оно в молитве, котрую не задуть, в Литургии, которая служиться не закончит. Одним словом, с праздником вас, возлюбленные. Вы же, святые Божии люди, на наших землях для Рая воспитавшиеся, помолитесь Христу о даровании нам интеллекта отличать главное от второстепенного, и умения извлекать великое из жалкого. Тогда по слову Иеремии, будем, как Господни уста.
 
 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.