О СВЯТОМ АПОСТОЛЕ АНДРЕЕ ПЕРВОЗВАННОМ

О СВЯТОМ АПОСТОЛЕ АНДРЕЕ ПЕРВОЗВАННОМ
Протоиерей Андрей Ткачев
19.07.2013
 
Каждый человек должен чтить своего святого, чьим именованием назван. Через любимых святых небо становится из теоретической области присутствия Отца( Отче наш иже еси на небесах) живой реальностью. И Престол благодати, и скопление свидетелей, окружающее его — также. Можно просить любого Петра: " Расскажи мне о Петре-апостоле ". Можно умолять любого Дмитрия: " Расскажи мне о солунском мироточце ". Только не необходимо подходить с этим вопросом к человеку, не могущему рассказать Символ веры. О святом он буквально ничего не расскажет. Вот и меня попросили: " Расскажи нам об Андрее Первозванном ". А я, хоть и могу рассказать Символ, чувствую замедление мыслей и внутреннюю тяжесть. Что я произнесу об Андрее? Вот, что скажу. Он – еврей с нееврейским именем. Андрос – это " муж ", в значении духовных качеств. Кстати для мужеских качеств, обозначаемых термином " самец ", " мужчина ", есть иные имена, и тоже вполне церковные. Например – мужественный. Но не об этом сейчас. " Андрей " это муж в смысле социальном и духовном. Его черты – упрямство, рассудительность, упорство без упертости, короче – мужество. Потом Андрей – адепт Предтечи. Это о многом говорит.

Предтеча постился и пребывал в мольбе, и его ученики тоже. Он был чужд чванства, национальной узости и гордыни, и его ученики – тоже. Предтеча понимал Писание по духу, а не по букве, и воспитанники его – тоже. Одним словом, ученический искус под крылом большего из всех рожденных супругами не просто дорого стоит. Он просто бесценен.

Андрей – брат Петра. А Иоанн Богослов – брат Иакова. Эти две пары братьев-учеников призваны первыми. При этом сыны Зеведеевы переименованы в " сынов грома ". И Симон стал Кифой. А Андрея не переназвал Господь. Заметим это.

Из этих двух двоиц братьев везде с Господом трое: Петр, Иаков и Иоанн. Они и на Фаворе, и в Гефсимании, и в доме Иаира над возрождающим телом девочки. Если апостолы – Святое, то эти трое – Святое Святых. А Андрея с ними нет. Заметим это.

Как адепт Иоанна Предтечи, он уходит в сторону. Иоанн сказал о себе, что ему должно умаляться, когда Христу подобает расти. Так же и ученик Иоанна – Андрей умаляется, уходит в малость, не идет вслед за другими тремя( или Бог не велит), повторяя поведение учителя.

Потом все подергивается дымкой. Факты малочисленны, так как эпоха апостольской проповеди – эпоха не информационная. Мы видим ясно Андрея только в конце пути – на Х-образном кресте. На нем он некоторое количество дней проповедует, превращая орудие смерти в кафедру. Вот это и имеется дух Апостольской Церкви – с креста богословствовать.

Потом мысль несется а Андреевской несчастье, что в Киеве. Там великолепный храм. А раньше там была улица, абсолютная блудилищ. Никто порядочный не селился на Андреевском спуске длинные годы. По ночам песни, поножовщины, визг блудных девок, шум до утра, в канавах – блевотина гостей ночных заведений. Так было до приезда в Киев Андрея Муравьева. Вот кто небесному попечителю послужил. Вот кто не только про Андрея рассказать мог, но и небесному покровителю службу сослужил. Добился вывоза всех домов терпимости вон, подальше. Уехали они все на Ямскую, про которую Куприн известную " Яму " со временем написал. Муравьев храм обновил и укрепил бугор, на нем же стоит, там и опочил до всеобщего воскресения. А живописный спуск скоро заселился докторами, профессорами, преподавателями Академии. Там же и Булгаков в доме Михаила Афанасьевича — отца-профессора родился. Там сейчас все сплошь " культур-мультур " и " национальное достояние ". А о виновнике красоты и распорядка нигде ни слова. Как обычно.

Эта история похожа на ту ситуацию, при которой на Голгофе продолжительно стоял храм Венеры. Блуд на святом месте. Бесовская проницательность и духовное попрание святыни. Блуд успешнее всего погашает дух, а уже позже приходят теории, разрешающие грешить " по природе ", то есть по " природному закону ".

Что сегодня Андрей для Киева? Река обмелела и нарядилась в мосты. Разводы мазута на ней посещают, и дно, говорят, загажено изрядно. Но все же она прекрасна. До сих пор упруга и широка ее грудь. До сих пор высоки над ней облака, желая птицы свободно перелетают над Днепром на восток и обратно.

Днепр для киевлян – транспортная артерия, родник воды для бытовых нужд и рекреационная зона. Все? Пожалуй все. Зачем соврать? Купель Крещения! Русский Иордан! Обыватель это слушает в пол уха. Обыватель не верует высокому штилю и хочет больше денег. Никто ни в Киеве, ни в Урюпинске высочайшими категориями давно не мыслит. На Причастии скажешь человеку: " Откройте просторнее уста " — ресницами захлопает. Скажешь: " Открой рот " — откроет. Так мы рот на рот заменили и говорим этим ртом, что можем, и как получается. Так же и размышляем.

Путь из варяг в греки пролетается ныне на самолете за три часа с малым. Феодосий Печерский, Евфросиния Полоцкая, Тихон Задонский, Елизавета Федоровна желали прийти в Иерусалим и умереть в нем. А мы можем без всякой визы за два часа там очутиться. Потом скажем: " Я паломничал ". Мы жутко обмельчали. Так, что даже не вопим. Слезы кончились.

Так кто для нас Андрей? Для большинства – никто. Николай главнее, да и то раз в год. Опять-таки – зачем врать? А кто мы для Андрея? Думаю – паства. Еще и возлюбленная. Взбалмошная, правда, и суетливая. Да никем ничему толком не наученная. Но и попытайся — научи. Как угорь из рук выскользнут. Нынче народ свободу ощутил.

Путь Павла – от великих знаний через ненависть к беззаветной любви и служению. Путь Петра – жаркие порывы всюду, без рассуждения иногда. И так вплоть до собственной погибели за Господа. Путь же Андрея – аскетизм, обучение молитве. И позже, когда Предтеча сказал: Вот Агнец Божий, Андрей ни с каким иным вопросом не подошел, как только: Учитель, где живешь?

Путь Андрея, таковым образом, путь аскезы и простоты. А у нас где аскеза и простота? Так кто для нас Андрей? И что я, один из Андреев посреди миллионов таких же, как я. Андреев, могу про того Андрея поведать?
 
 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.