Вглядываясь в традиции

 Сейчас время такое, когда каких-либо чрезвычайных церковных праздников не будет довольно долго. Но тем самым у нас будут основания, присматриваясь к церковному календарю, выбирать те в нем вехи, которые, может быть, не будучи слишком красными датами сами по себе, связаны с нашей жизнью, с культурой нашего народа, с русской историей очень-очень тесно, и мимо которых пройти нам пожалуй что и не следует. И вот как раз 23 октября совершается память оптинского старца Амвросия, а на следующий – Собора, то есть, всей совокупности оптинских старцев. Что такое старчество, что это за явление, вдруг возникшее в Русской Церкви после вековых разрывов в 18-м – 19-м столетии и оказавшее такое влияние на русскую культуру? Почему именно Оптина пустынь была для Гоголя лучшим местом на Руси? Почему мятущейся после смерти ребенка душой Достоевский устремился именно в Оптину пустынь, а не реабилитироваться на европейские курорты и приходить в себя на водах? Почему для Владимира Соловьева, для его современников именно Оптина была мерилом православия? Почему, наконец, Лев Николаевич Толстой не зашел в келью старца, но шел в Оптину пустынь, покинув свое прибежище в Ясной поляне?

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.