Священник призывает преодолеть "парижское пленение" русского богословия

Священник призывает преодолеть «парижское пленение» русского богословия

6 декабря. В Русской Церкви стоит уделять больше внимания собственной богословской традиции, считает глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.


«Если уж мусульмане и протестанты задумываются о том, что делать в случае противоречий между российской и зарубежной традициями, и нередко выбирают российскую мысль, то нам, когда-то воспринявшим веру извне, но ныне имеющим уже более чем тысячелетнюю традицию православной мысли, учености и благочестия, традицию Предания, стоило бы уделять ей первостепенное внимание», — пишет отец Всеволод в статье, опубликованной в газете «Русь державная».


Он убежден, что настало время преодолеть «парижское пленение» русского богословия, свежим взглядом посмотреть на соотношение в российском, украинском, белорусском православном интеллектуальном и культурном пространстве тех тенденций, которые были инициированы богословами диаспор XX века, и той традиции, которая возникала в православных странах в период их свободной жизни, «когда не было приспособления ни к доминирующему западному окружению, ни к тоталитарным безбожным режимам».


«Традиция эта достаточно обширна. Посмотрим хотя бы на социальное богословие Греции, на русскую религиозную философию конца XIX — начала XX века, на многочисленных сербских духовных авторов первой половины XX века. И в первую очередь, следует посмотреть на те мысли и на тот опыт, которые были свойственны русскому православию, нашим иерархам, нашим духовным школам, нашим известным пастырям на рубеже позапрошлого и прошлого веков», — говорится в статье.


По его мнению, особое внимание должно быть уделено наследию новомучеников.


«Нам, православным христианам Руси начала XXI века, нужно систематизировать и максимально широко распространить то наследие нашей собственной традиции, особенно наследие новомучеников, которое дает ответы на многие стоящие перед богословием и перед самим нашим обществом вопросы», — заявил священник.


Признав, что христианские мыслители рассеяния сделали очень многое для сохранения веры «среди своих пасомых», он добавил, что «по определению, диаспора — это явление достаточно маргинальное в контексте жизни свободных православных народов».


Интерфакс-Религия



0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.