1

Читаем новости от о.Никанора

30-10-2014, 16:05:24: Похороните меня в Шотландии, или Как я стал землевладельцем

Вчера не удержался и приобрёл по оптовой цене нольседьмовочку 18-летнего скотча Laphroaig. И, конечно же, сразу выцедил несколько живительных капель. До этого мне приходилось употреблять более молодой — 10-летний — Лафройг, который запомнился своей грубоватостью и «медицинским» вкусом-запахом — такой особо не посмакуешь. Оказалось, что взрослея на 8 лет, этот торфяной напиток приобретает удивительные мягкость и утончённость, а также прекрасный букет. Теперь это один из моих самых любимых сингл-молтов (спасибо Михаилу wee_edwin).

лафройг18

Кроме того, меня ждал ещё один приятный сюрприз. В коробке, помимо бутылки, находился вкладыш с индивидуальным пин-кодом, который следовало ввести в особое окошко на официальном сайте вискокурни. Что я и сделал. После чего был зачислен в братство «Друзей Лафройга» (Friends of Laphroaig) и стал пожизненным землевладельцем. Мне был подарен «от заведения» квадратный фут (30,48 см х 30,48 см) земли на шотландском острове Айла (Islay), где и производится сей замечательный напиток. Вот соответствующий официальный сертификат за номером 675630, подтверждающий, что я отныне обладаю недвижимостью в Великобритании:

Сертификат Айла

Теперь при посещении вискокурни меня обязаны отвезти на мою земельную собственность и там налить «для сугреву». Кстати, вот и карта Айлы (Лафройг производят на самом юге острова — см. надписания):

Islay_map

Если я куплю ещё 129 бутылок Laphroaig 18YO, то у меня будет участок 3х4 м, достаточный для постройки кельи под елью. Если там нет ели, её можно будет посадить. Правда, для этого понадобится больше земли и, соответственно, больше бутылей Лафройга. А всего 21-ной бутылки хватит для участка 1х2 метра — в самый раз для могилы. В общем, похороните меня в Шотландии. 30-10-2014, 16:05:24: Аэронавтика Недавно с друзьями совершили полёт на монгольфьере. Ещё одна детская мечта исполнилась. Вот несколько фото нашего воздухоплавания (подробные фотоотчёты см. в альбомах во вконтакте и на фейсбуке):

01

02

03

04

05

06

06а

07

08

09

10

11

12

13

14

15

16


Всё завершилось, как и положено, церемонией посвящения в аэронавты, включавшей распитие шампанского и присвоение графских титулов.

Огромное спасибо хабаровскому клубу «Воздухоплаватели»! 30-10-2014, 16:05:24: Убедительная просьба к доброжелателям NB. Пожалуйста, больше никто и никогда не проявляйте ко мне сочувствия в форме написания ходатайственных посланий правящему архиерею с просьбами облегчить мою участь. Ибо.

Сегодня на священной еженедельной планёрке был подвергнут публичной словесной порке за то, что якобы пиарю себя в интернете в качестве великого труженика, перегруженного послушаниями. Основания: некто прислал митрополиту жалостливое письмо, умоляя его освободить меня от чрезмерной нагрузки и дал ему ссылку вот на этот мой пост. В нём я в одном из абзацев перечисляю те послушания, которые исполняю, что было расценено начальством как возмутительная самореклама. Мне было справедливо указано, что есть в епархии люди, гораздо более обременённые трудами, нежели моя особа, и что, на самом деле, общий объём моей работы довольно мал, не смотря на разнообразие направлений, так что хвалиться мне нечем, ибо особо не перенапрягаюсь. Возражения о том, что похвальбы в тексте автором не подразумевалось, приняты не были.

Впредь прошу избавить меня от подобных медвежьих услуг. А если у вас возникает желание чем-то помочь мне, пожалуйста, согласовывайте форму и размер помощи со мной. Спасибо за понимание. 30-10-2014, 16:05:24: Исповедь монархо-анархиста В одном посте четырёхлетней давности я обмолвился о том, что ещё с семинарской скамьи время от времени испытываю «давящее ощущение — … чувство острой нехватки чего-то,… маячащее где-то на грани сознательного и подсознательного». А лучшим лекарством от этого служат выезды на природу и созерцание звёздного неба. И делал вывод, что всему виной городские условия, в которых я большую часть времени заперт.

Но один из гостей в комментах проницательно заметил: «Положительное в том, что вы еще ощущаете это давящее чувство. А отрицательное в том, что вы еще не нашли источник этого чувства. Природа всего лишь „отвлекает“ вас на минуту, но причину не устраняет. И вот, снова ПОВТОР — вы устаете, гнетущее состояние, природа, и т.д. Так в чем же ПРИЧИНА? Здесь можно лишь пофилософствовать...». И я «пофилософствовал».

Самокопание принесло плоды: оформилось, наконец, осознание того, что же было самым тяжким для меня в семинарско-академической жизни, и осталось таковым в последующем священнослужении даже до сего дня. Это оказалась необходимость беспрекословно подчиняться тем людям, которые в моих глазах не являются ни нравственными, ни интеллектуальными авторитетами. И осознание того, что некоторые из них имеют власть не просто разрушить какие-то мои личные планы, но и довольно радикально повлиять на мою судьбу. За почти 22 года в Церкви и почти 15 лет в монашестве я так и не научился смирению и послушанию, и уже, конечно же, не научусь. Потому-то меня так и угнетает вышеназванное. И самые действенные средства снять накапливающееся напряжение — природа, посиделки у костра, звёздное небо. А также путешествия, русская баня или неспешная вечерняя беседа с друзьями под поцеживание односолодового виски. В общем, всё то, что позволяет на время отвлечься и забыть о постоянно нависающей надо мной мрачной фигурой начальствующего.

Собственно, я хоть и довольно гордый человек, но по натуре своей не лидер, и подчиняться для меня, как и быть ведомым, не так уж и сложно. Только мне обязательно надо за что-то уважать того, кто распоряжается мной и моим временем. И чувствовать расположение к нему. А ещё лучше — быть с ним в тёплых личных отношениях. Не обязательно дружеских, но хотя бы просто человеческих. Т.е. и с его стороны ощущать взаимное расположение и уважение. А также видеть разумность его распоряжений и справедливость предъявляемых им ко мне требований. И ещё — чтобы он оставлял мне достаточно пространства для личного времени, которым я сам всецело распоряжаюсь. В противном случае рано или поздно может наступить срыв.

Кроме того, здесь присутствует и такой нюанс. Периодически я испытываю чувство, за которое сам себя ненавижу: трепет перед начальством (при личном общении), становящийся поводом к человекоугодию (которое, бывало, доводило меня и до перешагивания через собственные принципы). То, что я способен испытывать подобное, очень сильно уязвляет моё самолюбие, показывая мне, насколько я слаб. И эта ненависть к себе проецируется и на руководителя, выстраивающего с подчинёнными такие отношения, которые подразумевают трепет перед ним.

И вот если всё это сплетается воедино: не особо сильное уважение к начальнику, не слишком большая приязнь к нему, мысли о том, что его требования ко мне в чём-то завышены или он в чём-то ко мне несправедлив, злость на него за то, что я его боюсь, ощущение его постоянного надо мной нависания, — тогда-то и возникает то самое «давящее чувство острой нехватки чего-то». И оно многократно усиливается от понимания того, что никуда и никогда мне не деться «с подводной лодки» (говоря бурсацким языком: «из Системы»), что всё так и будет продолжаться до самого конца моей жизни. Потому иногда даже хочется, чтобы конец этот наступил бы поскорее. И тут уже бывает не обойтись без природно-звёздной психотерапии.

Так что же это — то, нехватку чего я ощущаю? Да очень просто: вольная воля. Максимальная предоставленность самому себе. Та самая «волюшка во широком полюшке», которой настойчиво требует моя казачья кровь. И ощущение которой мне возвращают природа, звёздное небо, общение с друзьями и путешествия. Можно много рассуждать о том, в чём различие между свободой (как понятием внутренним), и волей (как понятием внешним). О том, что некоторые остаются свободными даже в кандалах и в темнице. О том, чем отличается хороший монах от плохого. И т.д. Всё это верно. Только вот, будучи по уму, скорее, монархистом, по сердцу я чистой воды анархист. И этого мне из себя уже не искоренить. Да и надо ли?

PS. Просьба: духовных советов не давать, у меня их у самого много :-) 30-10-2014, 16:05:24: Отпустите меня в Анды Солнечных дней в году: в Минске — 31, в Питере — 70, в Москве — 80, в Лондоне — 133, и т.д. А в Хабаровске — 250, как в Гаграх или на Ямайке. Не мудрено, что я в первый год своей жизни в Подмосковье (учёбы в МДС) мучился от нехватки Солнца. Правда, потом более-менее адаптировался. Но тогда я был молод и полон сил. А сейчас, возможно, уже и не смогу долго прожить где-то, где менее солнечно, чем в Ха. Если же более солнечно — то другая проблема: там, скорее всего, снега не бывает. А я без зимы тоже не могу, мне надо, чтобы морозец щёки пощипал. Вот, говорят, в Андах можно не ходить далеко, и попасть в любую климатическую зону: живёшь на середине склона — умеренный солнечный климат, чуть ниже спустился — уже жара и пустыней веет, чуть выше поднялся — вечные снега. Море, опять же, недалеко, и Амазонка с её джунглями. Да ещё и виноградники есть (и пшеницу с ячменём, тоже, думаю, выращивают). Там, наверное, смог бы жить. Тем более, что ночное небо над Андами, как рассказывают, звёздное-звёздное, как нигде на Земле.

UPD/PS. Из ответа на коммент в контакте: "… закатов таких[, как над Амуром] я пока нигде больше и не видывал. А чего мне ещё, кроме солнца, не хватало в Мск и Подмосковье — так это нашего простора. Выйдешь на [хабаровский] Утёс — и полететь в даль хочется! Такого ощущения там нигде не поймать". С просторами в Андах, думаю, всё нормально — есть где кондорам полетать. А вот как там с закатами, интересно? 30-10-2014, 16:05:24: Гёбекли-Тепе. Самый старый храм на Земле. Из оставшихся… Оригинал взят у hoddion в Гёбекли-Тепе. Самый старый храм на Земле. Из оставшихся...
Оригинал взят у nandzed в Гёбекли-Тепе. Самый старый храм на Земле. Из оставшихся))...
Оригинал взят у masterok в Самое старое сооружение в мире



Сенсационная находка немецкого археолога в Анатолии позволяет по-новому взглянуть на древнейшую историю человеческой цивилизации. На горном склоне в Юго-Восточной Турции, неподалеку от сирийской границы, экспедиция под руководством Клауса Шмидта откопала великолепный древний храм, которому 12 тысяч лет.

Древнейшее из найденных на сегодняшний момент культовых сооружений Гебекли-Тепе, построенное в эпоху раннего неолита, было открыто еще в середине ХХ века. Тем не менее ученые заинтересовались этим памятником культуры только после того, как в 1990-х годах были найдены массивные каменные стены и покрытые рисунками Т-образные колонны.

Предполагается, что общее число храмов в Гебекли-Тепе должно достигать 20. Каждое из строений, вероятно, знаменовало восхождение Сириуса на небе в разное время.

Впервые звезда Сириус появилась на земном небе около 11300 тысяч лет назад. По яркости она занимает четвертое место сразу после Луны, Венеры и Юпитера, поэтому наверняка производила неизгладимое впечатление на человека эпохи раннего неолита.


Фото 2.



 



Клаус Шмидт приват-доцент Немецкого археологического института в Берлине, занимается изучением древнейшей истории человечества. Когда в 1994 году Шмидт начал раскопки в Гобекли-Тепе, он был уверен, что эти раскопки станут главным делом его жизни. Археологический комплекс в этой местности можно сравнить со Стоунхенджем в Англии, с той лишь разницей, что развалины в Анатолии на 6 тысяч лет древнее.



 





 



Будучи ребенком, Клаус Шмидт не вылезал из пещер в своей родной Германии, надеясь найти там доисторические рисунки. Тридцать лет спустя, уже представляя Немецкий археологический институт, он обнаружил нечто бесконечно более важное – храмовый комплекс, почти в два раза древнее всех аналогичных сооружений на планете.



 



Фото 3.



 



«Это место – сверхновая звезда, – говорит Шмидт, стоя под одиноким деревом на продуваемом ветрами холме в 55 км к северу от границы Турции с Сирией. – Уже в первую минуту после его обнаружения я знал, что у меня есть два пути: либо уйти отсюда, не сказав никому ни слова, либо провести остаток жизни здесь, на этих раскопках».



 



Фото 4.



 



За его спиной открываются первые изгибы Анатолийского плоскогорья. Впереди на сотни миль до самого Багдада и дальше на юг простирается Месопотамская равнина, похожая на море цвета пыли. Прямо впереди, спрятанные за уступом холма, каменные окружности Гобекли-Тепе. В те времена, когда люди еще не строили себе постоянных жилищ, не умели изготовить простейшую глиняную миску, добывали себе пропитание охотой и собирательством, обитатели Юго-Восточной Анатолии воздвигли своим богам монументальное святилище.



 



Фото 5.



 



По сравнению со Стоунхенджем – самым известным доисторическим памятником на территории Великобритании – грандиозностью масштаба они не поражают. Ни одно из раскопанных круглых сооружений (а их на данный момент насчитывается четыре из двадцати) не превышает 30 метров в поперечнике. Что делает эти находки совершенно уникальной, так это вырезанные на них изображения кабанов, лисиц, львов, птиц, змей и скорпионов, а также возраст самих находок. Они были созданы за 9,5 тысяч лет до н.э. Они на 5,5 тыс. лет древнее первых городов Месопотамии и на 7 тыс. лет – Стоунхенджа.



 



Фото 6.



 



В Гобекли-Тепе археологи обнаружили на холме гигантский комплекс круглых построек и каменные столбы с высеченными рельефами. В настоящее время раскопана только небольшая часть построек, но, если принять во внимание возраст развалин, сразу становится ясно, что это уникальный археологический памятник.



 



Фото 7.



 



Древние развалины Невали-Кери, которые с 1992 года находятся на дне водохранилища имени Ататюрка, почти такие же старые, как Гобекли-Тепе, их возраст 10 500 лет. Но столбы там гораздо меньше, и отделка скромнее. С храмами Гобекли-Тепе может состязаться в возрасте Иерихон, но там нет больших скульптур, нет архитектурных украшений. Все остальные древние археологические памятники относятся к другой эпохе — они возникли примерно на 2 тысячи лет позднее. Люди, создавшие эти округлые памятники и каменные барельефы, весь этот комплекс, даже не имели глиняной посуды и не выращивали злаковых культур. Они жили в поселениях. Но они были охотниками, а не земледельцами.



 



Фото 8.



 



Судя по возрасту комплекса Гобекли-Тепе, именно в этой местности охотники и собиратели перешли к оседлому образу жизни. В Гобекли-Тепе прежде всего поражают интеллектуальные способности людей каменного века, их трудолюбие и знание строительного дела. А ведь до сих пор ученые были уверены, что осуществление таких гигантских проектов, как строительство храма, предполагает оседлый образ жизни и высокую степень организации.



«Всегда полагалось, что только сложные общества с иерархической структурой могли построить подобные монументальные сооружения, и что они появились лишь с возникновением землепашества», – говорит профессор антропологии Стэнфордского университета (Stanford University) Ян Ходдер (Ian Hodder), который с 1993 года руководит раскопками в Чаталь-Хойюк – самом известном из поселений эпохи неолита на территории Турции. – Гобекли перевернул все представления. Это сложное сооружение и относится к эпохе до зарождения земледелия. Один только этот факт ставит его в ряд важнейших археологических находок за очень продолжительный период времени».



 



Фото 9.



 



Место археологических раскопок в Гобекли-Тепе впервые было обследовано в 1963 году. Однако тогда археологи недооценили его значение, и долгое время там вообще не работали. На холме, в толще которого находится храмовый комплекс, располагалось поле овса. Крестьяне то и дело убирали с полей мешавшие им громоздкие камни, так что верхняя часть храма уничтожена до того, как ее исследовали ученые.



По раскопанным участкам можно сделать вывод, что люди здесь пребывали очень долго. Рядом с круглым зданием святилища найдено несколько зданий меньшего размера, в которых, по-видимому, проходили какие-то ритуальные собрания. Но во всех этих зданиях нет ни малейших признаков человеческого жилья.



Раскопки ведутся вот уже десять лет. В результате пока расчищена лишь небольшая часть, но назначение Гобекли-Тепе для построивших его людей так и остается неясным. Некоторые полагают, что это место было предназначено для проведения ритуалов плодородия, а два высоких камня в центре каждого круга символизируют собой мужчину и женщину.



 



Фото 10.



Но Шмидт со скепсисом относится к теории плодородия. Он разделяет мнение, что Гобекли-Тепе могло быть «последним расцветом полукочевого общества, которое вот-вот должна была уничтожить идущая на смену эпоха земледелия». Он указывает, что если сегодня это место сохранилось почти в идеальном состоянии, то только потому, что его строители вскоре погребли свое творение под тоннами земли, как будто их богатый дикими животными мир утратил все свое значение.



«С моей точки зрения, вырезавшие их люди, задавались величайшими вопросами из всех, – продолжает ученый. – Что есть вселенная? Зачем мы здесь?» Но здесь отсутствуют символы плодородия, которые находили на месте других раскопок эпохи неолита, и столбы в форме буквы Т, будучи явно получеловеческими, являются бесполыми. «Я думаю, что здесь мы столкнулись с самыми ранними изображениями богов, – говорит Шмидт, поглаживая рукой одну из самых больших глыб. – У них нет ни глаз, ни ртов, ни лиц. Но у них есть руки и у них есть ладони. Это – творцы».



 



Фото 11.



 



Едва ли не самое интересное в Гобекли-Тепе — это его последние дни. Постройки, несомненно, засыпаны, и именно этим объясняется их хорошая сохранность. Все древние культовые здания были просто покинуты, заброшены, но храм на анатолийском холме буквально зарыли в землю. Массивное здание с монолитными гигантскими столбами, покрытыми великолепными рельефами, доверху засыпан камнями и грунтом, так что он буквально исчез под землей.



 



 



 



 



Фото 12.



 



Хотя археологи освободили из-под насыпи только часть Гобекли-Тепе, уже сейчас можно оценить необычайно большие размеры святилища. Оно состоит из четырех различных храмов, обнесенных невысокой каменной оградой. Особенно интересны Т-образные монолиты с частично сохранившимися рельефами. Они очень натуралистично изображают птиц, газелей, быков. Рядом с изображением осла и змеи можно различить голову лисы. Там есть даже пауки и объемно выполненный дикий кабан с насупленной тупой мордой.



То, что строители храма придавали большое значение миру животных, само по себе не удивительно. Но они изображали диких животных, и это подтверждает предположение, что создатели святилища не были оседлыми земледельцами. Интересно и другое: в окрестностях Гобекли-Тепе представлены всевозможные дикорастущие злаки, которые впоследствии были культивированы как зерновые культуры.



 



Фото 13.



 



Возможно, Гобекли-Тепе является тем самым недостающим звеном в цепи — связующим элементом между первобытными кочевыми охотниками-собирателями и оседлыми земледельцами. Производство монолитных каменных столбов с рельефами требует определенных профессиональных навыков — для этого нужны каменотесы. Значит, другие люди снабжали ремесленников-каменотесов всем необходимым для жизни, то есть у них существовало общество, основанное на разделении труда.



 



 



Фото 14.


 



На некоторых столбах находятся пиктограммы. Некоторые археологи предполагают, что эти значки могли повлиять на системы знаков, возникшие в более позднее время, но трудно проследить, имеется ли между ними связь. Иероглифы были распространены не в соседней Месопотамии, а в Древнем Египте, то есть далеко от Гобекли-Тепе. К тому же временной интервал между Древним Египтом и культурой Гобекли-Тепе очень велик.



 



Фото 15.



 



Конец святилища Гобекли-Тепе пришелся на начало VIII тысячелетия до н.э. В это время в соседней Месопотамии распространилось земледелие. Почва в окрестностях Гобекли-Тепе скудная, возможно, именно по этой причине святилище утратило свое значение. Важнейшие центры образовались значительно южнее, на плодородных равнинах, в долинах рек. По крайней мере, этим можно отчасти объяснить, почему люди покинули храм, где сотни лет их предки поклонялись богам. Они засыпали святилище камнями и навсегда ушли оттуда.



Уроки Гобекли-Тепе побуждают пересмотреть представление о так называемой неолитической революции. До сих пор историки думали, что переход кочевых племен к оседлому образу жизни создал предпосылки для строительства крупных городских центров и огромных храмов. Но опыт Гобекли-Тепе доказывает, что, по всей вероятности, было как раз наоборот: само существование грандиозного святилища, где происходили главные ритуалы, побуждало людей не отдаляться от него, а оставаться поблизости от святого места и устраивать себе постоянные жилища. Значит, сначала все-таки был храм, а потом уже дом, деревня и город.



Фото 16.



 



Загадка Гебекли-Тепе не менее удивительна, чем тайны пирамид, но гораздо древнее. Ученые могут только предположить, что это было ритуальное сооружение, но достоверно неизвестно, что заставило древних людей собраться вместе и возвести такую поистине колоссальную постройку.



Среди исследователей и энтузиастов появляются самые разные предположения: от приземленных до невероятных. Одни считают, что Гебекли-Тепе был не храмом, а лишь местом, где жили люди, другие же выдвигают идеи о вмешательстве инопланетных рас в историю Земли и строительстве этого комплекса инопланетянами. Есть мнения, что Гебекли-Тепе являлся Эдемским садом или прообразом Ноева ковчега.



РОССИЙСКИЙ ИСТОРИК ГЕННАДИЙ КЛИМОВ СЧИТАЕТ, что Гебекли-Тепе и похожие постройки на территории России возвела одна и та же раса. Он подтверждает свою теорию тем фактом, что в IX тысячелетии до н.э. еще не было Черного моря и путь из русских приледниковых степей в эти края был свободен.



Мы привыкли к мысли о том, что сначала появилось сельское хозяйство, а потом — поселения, но Гебекли-Тепе и в этом вопросе глобально меняет наше представление о древних людях. Ученые установили, что для возведения столь монументального строения нужно было собрать одновременно как минимум 500 человек. То есть все эти люди жили вместе.



 



Фото 17.



 



Ученые предполагают, что именно строительство этого храма сыграло важную роль в процессе перехода к сельскому хозяйству, а значит и к зарождению цивилизации в привычном для нас представлении. Как только древние люди собрались вместе, стали жить в одной точке, стало сложно прокормить столько работников и паломников. И возможно, именно это подтолкнуло их к одомашниванию диких растений и животных.



Все заключения относительно храмового комплекса Гебекли-Тепе носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5% его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться еще около 50 лет. Датировка исследованной части относит конец слоя III к IX тысячелетию до н. э., а его начало — к XI тысячелетию до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII-IX тысячелетиям до н. э.



 



Фото 18.



 



Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после IX тысячелетия до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой 10-20 т от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек.



На самом деле некоторые колонны весят до 50 т, поэтому людей нужно было еще больше. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.



 



Фото 19.



 



 



 



Фото 20.



Фото 21.



Фото 22.



Фото 23.



 



Фото 25.



Фото 26.



Фото 27.



Фото 28.



Фото 29.



Фото 30.



Фото 31.



Фото 32.



Фото 33.



Фото 34.



Фото 35.



Фото 36.



Фото 37.



Фото 38.







 



 






 





30-10-2014, 16:05:24: И слава Богу (Закрывая тему)



Убедительно, уравновешено. 30-10-2014, 16:05:24: Поживём — увидим Уже много где писалось, что вечером 20 августа, в среду, в домовом храме Хабаровской духовной семинарии замироточила икона её Небесного Покровителя — равноапостольного Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Северной Америки и Дальнего Востока (во имя которого и освящён храм). Струи мира потекли из обоих глаз и из благословляющей десницы Святителя. (См., например, здесь — подробности и фото).

В субботу, 23 августа, во время Всенощного бдения, мироточение иконы возобновилось и усилилось. (Об этом см., например, здесь).

Вчера, в пятницу, около 19 часов, образ Святителя вновь заплакал, также и из его десницы снова потекло миро. Прошу прощения за не вполне удачные снимки (пришлось фотографировать на телефон и в полумраке):

01

02

03

04

05

Интересно, слёзы Святителя касаются только положения дел в семинарии, или в городе, или во всей епархии, или даже в митрополии? Или повод ещё более масштабен? Вряд ли, конечно, он масштабней пределов российского Дальнего Востока, потому как иначе, наверно, замироточила бы икона, находящаяся не в Хабаровске, а в одном из храмов Москвы или хотя бы европейской части России. Оплакивает ли святой Иннокентий наше нынешнее плачевное состояние, или же сочувствует нам в каких-то грядущих бедах? Или и то, и другое? Или же надо быть оптимистичней: вдруг это слёзы радости? Поживём — увидим.

А пока Хабаровск встречает Патриарха, который прилетел к нам в ночь со вчера на сегодня. Жизнь продолжается. 30-10-2014, 16:05:24: Ни о чём День с утра не задался. Так и не нашлось в этот раз никого, кто бы отвез меня в Найхин (как и того, кто смог бы завтра привезти туда к литургии певчих, а потом нас с ними вернуть назад в Ха). А ведь меня там ждут: и в деревне, и в детдоме. Расстроился. Плюс к тому, услышал краем уха обрывок патриаршей речи по ТВ — про «русский мир», «славянскую цивилизацию», «нашу особую модель» и т.п. — и расстроился ещё больше. Задремал («воздремах от уныния»). И приснился мне отрывок из нового телесериала, действие которого происходит в Москве 20-х-30-х гг. прошлого века, а главной героиней является один из эпизодических женских персонажей фильма «Место встречи изменить нельзя». Сюжет в памяти не отложился. А потом в сон вплелась новая залихватская песня группы «Любэ», из которой я запомнил только строчку из припева: «Ах, бутылочка моя — нольседьмовочка!» (именно так, не «поллитровочка») и потом лихое троекратное: «С Богом!»Может, это мне русский мир приснился? 30-10-2014, 16:05:24: Ланиакея, или Уточнение адреса (Возвращаясь к теме Космоса (по заявке vincoming))

Придётся теперь добавить в свой космический адрес ещё одну строчку. А также пополнить ещё одним важным пунктом список мест во Вселенной, патриотом которых я себя считаю. И всё благодаря международной команде астрономов во главе с доктором Р. Брентом Талли (Гавайский университет, США). Совсем недавно эти исследователи установили, что наша Галактика (Млечный путь), помимо того, что входит в Подгруппу Млечного пути, в Местную группу галактик и в Местное Сверхскопление Девы, является также частью грандиозного образования — суперкластера, наименованного учёными «Ланиакея» (Laniakea — в переводе с гавайского — «Необъятные небеса»).

01
Суперкластер Ланиакея (красной точкой обозначено местонахождение нашей галактики Млечный путь)

02
Участок сверхскопления Ланиакея в супергалактической экваториальной плоскости. Цвета символизируют плотность: красный — высокие плотности материи, синей — пустоты. Индивидуальные галактики показаны в виде белых точек (наша обозначена чёрной).


Ланиакея имеет в поперечнике около 522 миллионов световых лет и состоит из примерно 100 тысяч галактик. Её своеобразным «ядром» является таинственная космическая область, именуемая «Великий аттрактор». Это мощная гравитационная аномалия, расположенная в 250 миллионах световых лет от Земли в созвездии Наугольника. Собственно, Ланиакею составляют скопления галактик, притягиваемых Великим аттрактором. Потому их движение в её пространстве направлено внутрь, словно вода, текущая вниз по нисходящему пути в долину с плоским дном. Другими словами, Ланиакея — это и есть сфера гравитационного воздействия Великого аттрактора.

03
Искривление пространства, создаваемое Великим аттрактором, и траектории «стекающихся» к нему галактик

Давно известно, что Земля вовсе не является центром Солнечной системы; а Солнечная система, в свою очередь, находится почти на самой окраине Млечного пути; и Млечный путь расположен отнюдь не в центре Местной группы галактик; и наша Местная группа галактик является отдалённой «провинцией» Местного Сверхскопления Девы. Так вот, как теперь выяснилось, и в составе Ланиакеи нам также отведено место на самой её периферии. (Некоторые свои мысли по поводу нашей «космической провинциальности» я когда-то излагал здесь (жаль, что оттуда пропали все тщательно подобранные иллюстрации)).

04
Стрелкой показано нахождение нашей Местной группы галактик

Предполагают, что и сама Ланиакея, скорее всего, является частью некой ещё более колоссальной космической структуры.


И, в завершение, прекрасные компьютерные симуляции «галактики галактик» Ланиакеи в 3D, созданные командой Талли:



Laniakea Supercluster Preview from Daniel Pomarède on Vimeo.





(Подробнее см. здесь и здесь, а также здесь, здесь и здесь)


PS. В некоторых текстах (например, в Википедии и в этой публикации) Ланиакея почему-то отождествляется с нашим Местным сверхскоплением галактик (Сверхскоплением Девы). Но ведь:
а) это космические объекты, несколько разные по масштабам: Ланиакея имеет размер 522 миллиона световых лет и включает в себя порядка 100 тысяч галактик, Сверхскопление Девы имеет размер 200 миллионов световых лет и включает в себя около 30 тысяч галактик;
б) наше Местное сверхскопление находится в зоне гравитационного воздействия Великого аттрактора, а для Ланиакеи Великий аттрактор — её составная часть («ядро»).

И в роликах, приведённых выше, прямым текстом говорится, что Сверхскопление Девы — часть Ланиакеи. Или я что-то не так понимаю? 30-10-2014, 16:05:24: Эврика Почти 10 лет пытался найти ноты старинной (XVII века) казачьей исторической песни «Во Сибирской во украине, во Даурской стороне» («Оборона Комарского острога») (критический текст и историю создания см. здесь). Или хотя бы выяснить, как она примерно могла бы петься. И вот — ура! — благодаря уважаемому albert_motsar отыскались, наконец, ноты этой песни времён русских первопроходцев в Приамурье. Вероятно, вообще первой русской песни об Амуре. И о российско-китайских отношениях :-) Осталось теперь найти того/тех, кто её споёт. Жаль, сам не читаю нот с листа.

vosibukr



PS. Интересно, что ко времени написания песни («втапоры») Амур ещё не стал «Батюшкой»: он именуется в ней в женском роде «Амурой-рекой». 30-10-2014, 16:05:24: Храм Владимирской иконы Божией Матери в с. Маяк: Начало Пока я ходил за три моря (из греков в варяги), в селе Маяк, наконец, потихоньку началось возведение храма. В связи с отсутствием настоятеля прихода (то есть, меня), молебен перед началом всякого доброго дела на «храмовой сопке» отслужил приехавший из Хабаровска прот. Олег Хуторской (полный фотоотчёт здесь).

На следующий день бульдозеры уже разровняли площадку под строительство. А вскоре был залит фундамент:

00

02

03

Сейчас же там всё выглядит так:

04

01

Надеюсь, что продолжение следует. 30-10-2014, 16:05:24: Притча о милосердном афроамериканце

UPD/PS.




UPD-2/PPS. Закрывая тему 30-10-2014, 16:05:24: Краткий итог отпуска 1) Греция: Афины, острова Додеканез: Кос, Псеримос, Калимнос, Лерос, Липси, Патмос (130 морских миль на яхте)

2) Эстония: Таллинн

3) Финляндия: Ново-Валаамский монастырь

4) Франция (перечислены не по порядку): Париж, Йерр, Монжерон, Сент-Женевьев-де-Буа, Аржантёй, Шартр, Амьен, Осер, Мон-Сен-Мишель, Доль-де-Бретань, Сен-Мало, Тур и Реймс

Тот-Кто-располагает, значительно скорректировал мои изначальные планы, касающиеся 4-й части путешествия. Значит, оно к лучшему.

Подробности, надеюсь, воспоследуют.

PS. Краткие предварительные отчёты см. на моих страницах во вконтакте и на фейсбуке.  30-10-2014, 16:05:24: Намыливаюсь Уже менее чем через неделю долгожданный отпуск. В этом году по ряду причин маршрут предстоит замысловатый: Греция — Эстония — Финляндия — Франция. Ниже — расклад грядущего путешествия (в том числе на случай, ежели вдруг с кем-то из уважаемых френдов окажемся в одно время в одном и том же месте, и у него/неё возникнет желание пообщаться):

14 — 15 июля — Афины
16 — 24 июля — паломничество на яхте «Ио»: острова Кос, Калимнос, Лерос, Липси, Патмос (и окрестности)
25 — 27 июля — Таллин
28 — 31 июля — Новый Валаам (Финляндия)
31 июля — 5 августа — Париж
6 — 13 августа — поездка по Бретани (возможно, автомобильная — тут пока не всё ясно) 30-10-2014, 16:05:24: Две версии одной бретонской песенки



А текст и перевод — здесь. 30-10-2014, 16:05:24: Почти детективная история Оригинал взят у naslednik_dv в Полковая церковь сибирских стрелков: мы нашли её!


В 2013 году я приобрёл эту далеко не редкую, но всё же любопытную японскую открытку:


Тяжёлая артиллерия японцев в Хабаровске, 1918 год.

Попытки определить, где именно сделан снимок, успеха не имели. С участниками российского форума SSC и местными «краеведами» мы пометались между Военной и Артиллерийской горами и потеряли интерес к фото. И никто – включая меня самого – не обратил внимания на церковные купола в левой части кадра:



Казалось бы, церковь – превосходный ориентир для привязки к местности. Но необычные маковки куполов явно не принадлежали известным храмам: ни Успенскому собору, ни Иннокентьевской или Алексеевской Градо-Хабаровским церквям, ни Железнодорожной, ни домовым церквям Кадетского корпуса и тюрьмы…

Спустя несколько месяцев японцы подбросили подсказку: на очередной открытке виднелись те же купола, но теперь по правую руку:


«Российские казармы, ставшие домом для нашей дивизии»

Места дислокации японских войск в Хабаровске в годы интервенции известны. Но я напрасно пытался спроецировать исторический пейзаж на современный: архитектурные изыски советских военных строителей радикально изменили вид казарменных комплексов. Хотя одна из первых версий, как оказалось впоследствии, была верной.

К поиску решения задачи подключился Владимир «Vlavert», в светлой голове которого свободно вращаются 3D модели Хабаровска разных времён. Он обратился за советом к авторитетному краеведу Жукову, показал снимки. Но Анатолий Михайлович смутил нас, отправив… на Тихменёвскую (Серышева) в район бывшего плаца Кадетского корпуса. Ошибочность этой версии была настолько очевидна, что мы не стали её рассматривать. Консультации сотрудников Гродековского музея и тех экспертов, с которыми мы смогли связаться, тоже оказались безрезультатными.

Было ясно, что мы ищем храм при военной части, т.е. полковую церковь одного из двух дислоцировавшихся в Хабаровске Сибирских стрелковых полков 2-й бригады 6-й Сибирской стрелковой дивизии –23-го или 24-го. К сожалению, каких-либо упоминаний об этих церквях не нашлось ни в «Военной энциклопедии» Сытина, ни в «Памятных книжках Приморской области».


«Расписание церквей» Хабаровского уезда. «Памятная книжка Приморской области на 1916 год».

Последнюю подсказку мы снова получили от интервентов. В одном из «сибирских» альбомов под приведённой выше фотографией они поместили подпись: «Хабаровск. Восточные казармы».

«Восточные казармы»– это, упрощённо говоря, территория современного Волочаевского городка, на который мы уже не раз смотрели с орбиты. И теперь Владимир, отбросив сомнения, ткнул пальцем в GoogleMap: вот он, наш объект!


На схеме Владимира Vlavert'а красные стрелки отмечают точки и направление съёмки, жёлтая – оптимальный маршрут к «объекту»

Как видите, в этой зоне сохранилось несколько оригинальных военных построек. Увы, попытка организовать экскурсию с фотоаппаратом по воинской части не удалась: курирующий в/ч «особист» категорически отказался выступить в роли гида, т.к. якобы уже имел служебные неприятности в результате подобных «фотосессий».

К счастью, «наша» церковь оказалась за пределами воинской части – на территории бывшего 89-го центрального авторемонтного завода Минобороны (переулок Облачный, 62). В 2008 году предприятие признали банкротом и теперь в полуразрушенных производственных цехах и боксах «хозяйствуют» коммерческие компании и размножаются счастливые дворняги.

Невероятно, но прежде чем мы отправились к цели, река времени вынесла к нашим ногам ещё одну находку:


Японские солдаты играют в волейбол у западной стены полковой церкви

Товарищ Vlavert немедленно изобразил схему здания (восток/алтарь – слева):



14 марта мы беспрепятственно въехали на территорию «завода» и Владимир уверенно привёл нас к кирпичному зданию. Это была она: изуродованная и надстроенная вторым этажом – полковая церковь сибирских стрелков:



Увы, западная сторона (где когда-то стучали по мячу японцы) изменилась до неузнаваемости: часть здания снесена, подход к нему загорожен металлоконструкциями. А в сохранившейся восточной стене вояки сделали вход в здание через алтарь, растесав большое окно на горнем месте:



Там, где возвышались свечками три купола, ржавеют якобинские таблички «свобода», «равенство», «братство»:



Проникнуть внутрь мы не успели, т.к. охрана – вежливые восточные инородцы – попросила нас удалиться. Возможно, легальный проход через проходную и кабинет руководителя будет более эффективен.



Эти стены помнят русских солдат и офицеров, которые отправились из Хабаровска в пекло Великой Войны, чтобы сложить головы или очутиться в германском плену в ходе Лодзинской операции в ноябре 1914 года.

Стрелки 24-го полка Александра Федоровича Зенковича легли в чужую землю в лесах под Лодзью. И всего тысяча уцелевших бойцов 23-го полка во главе с командиром Георгием Акимовичем Мандрыкой пробилась к своим.

***

UPD Стоило поделиться радостью находки, как немедленно обнаружились редкие кадры второй половины 1950-х годов, опубликованные ранее замечательным блогером CVARNOU (за наводку сердечно благодарен HABARNEW).


Уже без куполов, но ещё не надстроен второй этаж


Началась надстройка: на верхнем этаже разместится заводская больница


Чертёж перепланировки здания полковой церкви


Механический цех в здании церкви: оригинальный арочный проход и колонны

***

PSДрузья-владивостокцы!

В одном из многочисленных японских альбомов, посвящённых «Сибирской экспедиции», я обнаружил фотографию «двоюродной сестры» хабаровской церкви – полковую церковь на Первой речке:


3-й батальон 36-го пехотного полка упражняется в дзю: кэндзюцу – искусстве штыкового боя

Соседи, а вдруг здание церкви на Первой речке сохранилось в более достойном виде нежели нашей? Можете ответить?


30-10-2014, 16:05:24: Скромная вера Владимира Фукалова | Православие и мир

30-10-2014, 16:05:24: Найхинское Благовещение — 3 (Окончание. Начало здесь и здесь)

Пока мы совершали детский крестный ход, оставшиеся в клубе взрослые найхинцы поставили столы и накрыли их для праздничного чаепития. Сначала мы напоили чаем ребят из интерната.

S

S

S

S

S

S

S

S

S

S

S

S

S

S

S

Потом была трапеза для и для взрослых, за которой мы ещё раз поздравили друг друга с приходским праздником. А там уже и пришло время возвращаться в Хабаровск.
30-10-2014, 16:05:24: Найхинское Благовещение — 2 (Продолжение. Начало здесь)

После литургии мы с певчими и с детьми совершили небольшой крестный ход к месту, на котором предполагается строительство найхинского храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

S

S

S

Выстроившись, мы двинулись в дорогу. Правда, ровным строй сохранить не удалось. Но я решил не заострять на этом внимание.

S

S

S

Наш маршрут пролегал через центр Найхина и далее на берег Амура.

S

S

S

А вот и цель нашего пути — место, именуемое в народе «Три Сосны». На самом деле сосен там давно стало больше, и среди них ещё и берёзы выросли. Но однажды закрепившееся название остаётся неизменным.

S

Сделав остановку, мы спели тропарь и кондак Благовещения. А также осенили окрестности на четыре стороны крестом и иконами.

S

S

И двинулись в обратный путь.

S

S

S


Окончание здесь. 30-10-2014, 16:05:24: Найхинское Благовещение — 1 И снова возвращаюсь к рассказам о своих поездках. В последние субботу и воскресенье я служил в Маяке. А оттуда поехал в Найхин, чтобы там встретить Благовещение Пресвятой Богородицы. Некоторое время назад найхинская православная община выбрала себе название как раз в честь этого праздника. И решила, что будущий храм в их селе будет именно Благовещенским (см. также здесь). Таким образом, в прошедший понедельник верующие найхинцы отмечали свой первый в новейшей истории приходской (пока ещё не престольный) праздник.

Благовещение

В Найхин со мной приехал студент Хабаровской семинарии Денис — довольно частый мой спутник в поездках туда. Он давно подружился с ребятами из найхинского детского дома, и всегда очень помогает мне подготовить тех из них, кто хочет, к Исповеди и Причастию. Денис обычно на сутки остаётся в интернате, общаясь с детьми, играя с ними в спортивные игры, проводя беседы, а вечером собирает желающих для чтения краткого правила ко причащению. Когда я приезжаю без него, на службы приходит человек 10-12 интернатских воспитанников, а когда с ним — человек 15-20, а то и больше.

Вот Денис на фото с одной из воспитанниц интерната — Ксюшей:

S

В воскресенье днём в сельском клубе мной был отслужен праздничный молебен Божией Матери с акафистом. Потом трое ребят из детского дома приняли Таинство Крещения. Следующий день был рабочим, потому не все желающие жители Найхина смогли прийти на праздничную литургию — только пенсионеры или работающие во вторую смену. Итого — человек 7-8. Зато детей из интерната пришло где-то 25 человек. Тех из них, кто учится в школе в первую смену, специально отпустили на службу с занятий после второго урока. Так что помещение, где мы собираемся для молитвы, было почти полным, и первый приходской праздник состоялся.

S

Перед началом литургии я рассказал о событии Благовещения, используя в качестве иллюстраций икону праздника и образ Девы Марии «Умиление».

S

S

Ребятам, как обычно, раздали свечи — это очень помогает им не сильно отвлекаться от хода богослужения.

S

S

S

S

К литургии подъехали певчие — мои постоянные помощницы в поездках Светлана Александровна и Ольга, которых я в воскресенье оставил в Маяке.

S

В этот раз они пригласили к себе «на клирос» одну из воспитанниц детского дома — Катю.

S

Семинарист Денис, как всегда, читал Апостол.

S

Служба пролетела почти незаметно. Даже не смотря на мою затянувшуюся — еже по обычаю — проповедь.

S

S

S

S

Ко святой Чаше подошли практически все молившиеся за литургией.

S

S


Продолжение здесь. 30-10-2014, 16:05:24:… Недавно проводили Игоря и Лену Гасловых, пару недель назад машина сбила насмерть одну из давних постоянных прихожанок, на днях отпевал маму школьного друга… А вчера вечером был убит и сожжён в машине один из самых удивительных людей, которых я в своей жизни знал — Владимир Георгиевич Фукалов. Готовился сегодня собороваться… С ним погиб его друг и помощник Дмитрий. Возможно, ограбление: на руках у ВГ была очень крупная сумма, которую он собирался пожертвовать на наш женский монастырь (его он много лет опекал, от самого начала строительства). А в ночь со вчера на сегодня сгорела дотла одна из самых исторических церквей Хабаровска — храм св. Александра Невского. Только что отреставрированная, с новенькими иконостасом и куполами… Причём реставрация в значительной степени также проводилась на средства ВГ. 30-10-2014, 16:05:24: + gasloff В голове не укладывается. Примерно как внезапная и нелепая гибель под колёсами поезда о. Григория Чекменёва (presvitergrig). Одно дело, когда человек долго и тяжело болеет, как о. Димитрий Познанский (s2mitr). А когда в нём жизненной энергии и жизненных планов на сто лет вперёд… Эх, Игорь, Игорь…

Гаслов

Упокой, Господи. Раз уж призвал, так уж и упокой. 30-10-2014, 16:05:24: Почтенная подруга из Японии Неожиданно для самого себя вдруг взял и осуществил одну давнюю мечту. И вот что получил сегодня по почте:

ся1

Сделано в Японии из прикорневого японского бамбука Мадаке, мастерская сякухати школы Кинко. Длина 54,4 см, диаметр 4.1-5.7 см. Возраст почтенный — около 60 лет. Идеально отреставрирована. Имя моей новой подруги, как свидетельствует клеймо мастера — (тайхо) — «Сокровище души».

ся2

А это чехол к ней:

ся3

Отзыв об этой флейте, оставленный тестировавшими её профессионалами: «Необычайно красивая, классическая, идеально выстроенная в пределах 5 октав. Мастерская сякухати высшего класса. Гармония во всем. Объемное сочное богатое звучание. Полноценный диапазон возможностей игры в любом жанре для сякухати. Легкая по весу и легкая в звукоизвлечении. Подойдет любому — от начинающего до профессионала, от мастера медитации на звуке до европейского музыканта» (с).

***

Возможность купить сякухати из Японии появилась благодаря людям, создавшим группу во Вконтакте, посвящённую этому инструменту. В первую очередь — Александру Ивашину, профессиональному флейтисту, солисту ансамбля «Ва-Он» МГК им. Чайковского, обладателю 3-го (из 4-х) дана японской школы сякухати Кинко рю Котику Кай. Он уже 18 лет играет на этом удивительном инструменте и готов делиться со всеми желающими своим мастерством.

ся4

Я пока не сумел извлечь из своего приобретения ни одного гармоничного звука. Но надежды не теряю, и возлагаю её на онлайн-уроки по скайпу с опытным наставником.
30-10-2014, 16:05:24: Охотский сторожевой Келейник о. Викентия (vincoming) бдительно охраняет сон гостя

10006294_529349317181855_1293322418_n

(Подробнее о келейнике см. здесь)

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.