Исихасты



  Афонский исихазм

Архимандрит Плакида (Дезей)


ИсихазмПоследние столетия Средневековья стали для Византии временем одновременно трагическим и славным. В это время географические рамки империи неприклонно сужались из-за османской экспансии. А снутри самой империи, в интеллектуальных кругах, обычное христианство оказалось под угрозой со стороны снова обретенного античного философского наследия, которое ценности языческого гуманизма преподносило под кожицей, внешне напоминающей христианскую. Перед личиком такой опасности наставники исихазма проявят преданность как догматическому преданию древних Отцов – от Василия Великого до св. Максима Исповедника, — так и аскетической традиции, пришедшей из Египетских монастырь и Синая. Христианство – единственное, что осталось от Древнего Рима опосля политического краха Византийской Империи, — ценой неимоверных духовных усилий выжило и было на протяжении долгих веков исламского главенства именно благодаря этому последнему духовному подъему на закате Средневековья.

Главным очагом этого новейшего расцвета исихастской традиции станет сейчас гора Афон. На этом гористом полуострове в 50 километров длиной и от девяти до десяти км в ширину, расположенном на восточной окраине Халкиды, отшельники начали поселяться с ix века. Они жили в пещерах или тесных хижинах в бору или на прибрежных утесах головокружительной высоты, обрывающихся над водами Эгейского моря. В 963 году св. Афанасий Афонский создал на Афоне первый общежительный монастырь; в предстоящем на полуострове появятся более двадцати больших обителей. Туда приходили монахи из самых отдаленных уголков империи – греки болгары, грузины, валахи, даже итальянцы; благодаря этому Святая Гора стала тем местопребыванием Вселенского Православия, каким и остается до наших дней.

Преподобный Никифор Отшельник

Нельзя утверждать, будто бы истоки средневекового исихазма соединены с влиянием какого-то определенного духовного наставника. Во 2-ой половине xiii века Никифор Отшельник, перешедший в Православие итальянец, ведший на Афоне уединенный образ жизни, и некий анонимный создатель( возможно, это и есть сам Никифор) сочинения " Путь ко спасению чрез молитву и внимание " изложили традиционное преподавание, обогатив его новыми рассуждениями о психофизическом способе молитвы – таком, как он практиковался отшельниками Афона. Этот способ, по-видимому, распространился уже и за пределы Святой Горы, так как сам бодрый Синаит научился ему на Крите. Затем он кинул его афонским монахам, а сам уехал в Болгарию.

Святитель Феолипт Филадельфийский

Феолипт родился в Никее 1250 году. В родном городке он был женат и служил в сане диакона, но потом расстался с молодой женой, чтобы взять монашество. Он стал учеником Никифора Отшельника и совместно с ним стал выступать против униатской политики Михаила viii Палеолога, который, чтоб получить помощь от латинян, без колебаний поступался Православной верой. По данной причине Никифор и Феолипт, вместе с иными афонскими монахами, были выселены на один из островов в Эгейском море.

После погибели Михаила viii( 1282) Феолипт получил митрополичью кафедру в Филадельфии( 1284) и имел вероятность довольно сильно влиять на религиозную политику Империи.

Феолипт обучил Григория Паламу, тогда еще мирянина, основам молчаливой молитвы. Он был духовником Ирины Хумнины, которая в шестнадцать лет стала вдовой правителя Иоанна Палеолога, а затем была игуменьей восстановленного ею монастыря Спаса Человеколюбца. Ей и ее послушницам адресованы духовные сочинения Феолипта( в " Добротолюбии " они приведены в сокращении). Скончался он возле 1320 года.
 


Преподобный Григорий Синаит

Святого Григория Синаита можно полагать главным вдохновителем исихастского возрождения xiv века; его фантазирования занимают в " Добротолюбии " одно из важнейших мест.

Родился он в окрестностях Смирны в 1255 году и принял отшельничество на Кипре, затем отправился на Синай, где вел усердный и строгий подвижнический образ жизни. Пытаясь избежать зависти со стороны неких насельников, на которых не подействовали его кротость и снисхождение, он отправился на Крит, где монах Арсений изучал его хранению разума и чистой молитве. Тогда он отправился на Афон, где присоединился к маленький группе монахов скита Магула, что недалеко от монастыря Филофей, которые занимались молчаливой молитвой. Через несколько лет он стал самым авторитетным духовником на Святой Горе.

В 1325 году в следствии турецкого нашествия он был вынужден вместе с несколькими своими воспитанниками покинуть Афон. Поселился он в гористой местности, в Парории, на границе Фракии и Болгарии. Но некие местные монахи отнеслись к нему воинственно, и ему пришлось вернуться на Афон — правда, ощущать себя в безопасности там можно было лишь в некоторых крупных монастырях. Условий, располагающих к молчанию, там не было, и Григорий вернулся в Парорию, где болгарский правитель Иоанн-Александр Асень( 1331-1371) помог ему воздвичь крупный монастырский комплекс.

Множество греков, сербов, болгар и румын шли к нему в повиновение. Один из них, Феодосий, после смерти Григория создал монастырь на горе Килифарево, недалеко от городка Тырнов. Эта обитель воспитала великих монахов и пастырей, благодаря которым исихастское духовное преподавание будет распространяться по всему славянскому миру – Евфимия, патриарха Тырновского, Ромила и Григория Исихаста, проповедовавших священное молчание при поддержке князя Лазаря в Сербии, Киприана, митрополита Киевского, принесшего исихазм на Русь, где столетье спустя будет подвизаться, глубоко впитавший преподавание Григория Синаита преподобный Нил Сорский( 1433-1508).

В эти годы афонские монахи, создававшие безмолвную молитву, используя психосоматический метод, стали объектом нападок со стороны калабрийского монаха Варлаама, который осмеивал их внимание к позам тела и их стремление на своем опыте ощутить силу божественного Света. Варлаам, уверенный номиналист и противник учения Фомы Аквинского, отрицал дееспособность человеческого разума познать всеобщее, и, следственно, божественное. Идеи Дионисия Ареопагита он истолковывал в кристально интеллектуалистском духе и поэтому заявлял, что Бог в окончательном счете мог бы быть познан лишь при том условии, что к нему были бы применимы мнения, которыми мы описываем совершенство тварного решетка.


Преподобный Григорий, в период жизни в Парории присутствовавший в уединении, не принимал личного участия в этом споре, но почти все его ученики – в особенности один из них, который в предстоящем стал патриархом константинопольским Каллистом i, — крепко поддерживали главного защитника священного молчания, святого Григория Паламу. Скончался бодрый 27 ноября 1346 года, проведя крайние годы своей жизни в отдельной келье, важной в стороне от монастыря.

Духовное учение прп. Григория вполне сконцентрировано на теме хранения ума и сердечной мольбы. Он учит, как при помощи исихастской молитвы мних может постепенно познать ту благодать, которая почивает на нем с таинства крещения и поддерживается Причащением. Опираясь, основным образом, на " Лествицу " и на " Мистагогию " святого Максима Исповедника, " бодрый изображает вершину монашеской молитвы как богослужение, совершаемое в духе и истине в святилище сердца ".
 


Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама родился в 1296 году и воспитывался при дворе правителя Андроника ii Палеолога, где царила атмосфера чистосердечного благочестия. Он получил хорошее образование. Узнав от Феолипта Филадельфийского о геройском поступке безмолвной молитвы, он в 1316 году решил выйти в монастырь.

С двумя братьями он отправился на гору Афон и в движение трех лет жил с ними в скиту неподалеку от монастыря Ватопед в повиновении у старца. Когда старец умер, бодрый отправился в Лавру, где остался на три года, а потом удалился в пустынь Глоссия, к старцу Григорию. Некоторые подразумевают, что это мог быть святой Григорий Синаит.

Из-за турецких набегов в 1325 году он покинул Святую Гору. Отказавшись от паломничества на Святую Землю, бодрый остался в Фессалониках и примкнул к духовному кружку во голове с учеником святого Григория Синаита, Исидором, куда вступали и миряне.

В 1326 году Григорий принял святой сан и основал полуобщежительный монастырь на склонах горы Олимп, неподалеку от Веррии. Однако около 1331 года набеги славян принудили его вернуться на Афон. Он поселился в скиту непорочного Саввы возле Лавры.

Как раз в это время он составил свои " Триады в охрану священнобезмолвствующих ". Опираясь на учение отцов-каппадокийцев и св. Дионисия, бодрый Палама учил, что Бог превосходит всякий тварный интеллект, но что божественная благодать наделяет человека " священным чувством ", первой формой которого является обычная вера, а полным раскрытием – мистический эксперимент. Это духовное чувство позволяет человеку прикоснуться к тому, что не могут воспринять ни его органы чувств, ни его сознание. Оно зависит не от деятельности разума, а от подвигов и от выполнения заповеди любви к ближнему. Таким образом, Бог делается зримым в зеркале души, неизреченно объединенной с ним в таинстве Евхаристии и в любви. Тайна священной сущности остается для человека недоступной, но Бога разрешено действительно воспринимать и быть причастным ему в том, что он по собственной воле желает явить и сказать о себе, то имеется в его нетварных энергиях. Опыт соединения с Богом дотрагивается не только интеллекта, но всего человека полностью, с телом и душой, призванного быть преображенным в Божественном Свете. И конкретно эта причастность тела благодати спасения выгораживает использование психофизического метода в качестве вспомогательного средства.

Учение Паламы было одобрено в 1341 году – поначалу на Афоне, а затем двумя созывавшимися в Константинополе Соборами, где было осуждено преподавание Варлаама Калабрийского. Однако спор возобновился по вине Акиндина – воспитанника свт. Григория, ставшего его противником. В 1341 году разгорелась гражданская битва, Григория Паламу в 1343 году посадили в тюрьму на два года, а потом был отлучен от Церкви патриархом-интриганом Иоанном Калекой. Когда к власти пришел правитель Иоанн Кантакузин( 1347), Григория оправдали и его преподавание подтвердили вновь на нескольких Соборах, состоявшихся с 1347 по 1351 г. г.

Святитель бодрый, посвященный в архиепископы Фессалоник в 1347 году, продолжал учиться богословием, что не мешало ему отдавать все силы пастырскому служению. Во время недолгого присутствия в плену у турок ему представился случай ближе познакомиться с исламом. Умер он в Фессалониках 27 ноября 1359 года, а в 1368 году был прославлен в лике непорочных своим учеником, патриархом Филофеем.
 


Преподобный Каллист Ангеликуд

Преподобного Каллиста Ангеликуда можно полагать одним из наиболее значительных авторов-исихастов крайней трети xiv века. К сожалению, его творения опубликованы только частично, и то, что мы встречаем в " Добротолюбии ", из-за неурядицы, связанной с ошибками переписчиков, надписано то именованием " Каллиста Патриарха ", то " Каллиста Катафигиота ", то " Каллиста Тиликуды ".

С точностью известно, что Каллист родился около 1325 года, но о его происхождении и о годах молодости нам ничего не известно. Он жил в скиту неподалеку от македонского городка, носившего название Мелинкон, к северу от Серрской области. К нему стали собираться ученики, и около 1371 года патриарх Константинопольский Филофей благословил, чтоб его монастырь получил статус ставропигиального, то имеется находящегося в непосредственном подчинении патриарху, а не местному архиерею – может быть, по той причине, что местный епископ выступал супротив исихастского движения.

О деятельности Каллиста нам понятно только то, что он окормлял монахов и был духовным беллетристом. Умер он приблизительно в 1395 году.

Преподобный Каллист был сразу и подвижником, и богословом; в этом последнем собственном качестве он проявил себя, написав трактат " Против Фомы Аквинского ", который является единым византийским памятником, посвященным именно опровержению схоластических способов и принципов, — в нем Каллист обвиняет схоластическое теология в злоупотреблении рационализмом.

К его творениям по аскетике относятся два принципиальных сочинения, озаглавленных " Наставление о безмолвии " и " Утешение молчанием ", которые, как мы уже отметили, по большей части остались неизданными. В них Каллист объясняет исихастское учение, уже сложившееся к тому времени, но в его изложении оно звучит чрезвычайно по-новому и при этом абсолютно традиционно. Кажется, как будто его наставления наполнены еле сдерживаемым порывом; свой опыт, постоянно сверяемый со святоотеческим преданием( в индивидуальности с сочинениями святого Василия Великого и непорочного Кирилла Александрийского) ощущается в них как живое пульсирование пульса.

Развивая идеи, высказанные у непорочного Иринея Лионского и у автора " Бесед Макария Египетского ", прп. Каллист упорно говорит о том, что нынешнее человеческое состояние неполноценно и что человек может выполнить то, к чему призван от рождения, лишь в приобщении к Святому Духу или, быстрее, к божественным " энергиям ", которые подаются Святым Духом. Повторяя, вдогон за Григорием Паламой, мысль о том, что божественная суть нетождественна нетварным энергиям, он подчеркивает, что священная Личность как таковая недоступна пониманию и соединению с ней; она не может существовать " дана ". То, что в действительности " дано " и чему человек может существовать причастен, — это энергии, нетварное сияние священной сущности. Человеческий разум, преображенный ими, вполне становится воплощением своей " добротолюбивой " природы и приобретает возможность созерцать божественную Красоту.
 


Каллист I; святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы

Каллист i, ученик святого Григория Синаита и создатель его жития, был Константинопольским патриархом с 1350 по 1363 г. г. Возможно, ему принадлежит один из тех текстов, какие в " Добротолюбии " надписаны именем Каллиста Тиликуды.
Еще один Каллист был монахом в обители Ксанфопулы в Константинополе; там же подвизался и неведомый, его соавтор, составивший вместе с ним очень объемное творение, которое частично является компилятивным и написано на базе трактатов Каллиста Ангеликуда, но при этом является неоценимым сжатым изложением всей сути " Добротолюбия ". Этот Каллист дробь своей жизни провел на Афоне, потом в 1397 году стал Константинопольским патриархом( Каллист ii), но скончался, пробыв на кафедре только три месяца.

Святой Марк Эфесский

В числе текстов, находящихся в последнем томе греческого " Добротолюбия ", имеется объяснение слов " Господи, Иисусе Христе, помилуй мя " или, наиболее кратко – " Господи, помилуй ". Этот контент, автор которого не указан, в действительности принадлежит непорочному Марку Эфесскому( 1392-1444), и это подтверждает вся рукописная традиция.

молоток родился в Константинополе, получил блестящее образование и обучался философии у Плифона. Затем некоторое время он преподавал Священное Писание.

В 1481 году, в возрасте 26 лет, он ушел в обитель на острове Антигон, напротив Никомидии. Из-за турецких набегов он был обязан переехать в Константинополь, в Манганский монастырь.

Его благочестие и богословская образованность снискали ему поклонение со стороны императора Иоанна viii Палеолога, по просьбе которого молоток составил множество сочинений по догматике. В данных творениях Марк предстает как верный належатель исихастского и паламитского учения. Ему были знакомы направленности западной мысли, и он воспринял некоторые их составляющие, совместимые с православным преданием. Получив в 1437 год предназначение на митрополичью кафедру в Эфесе и приказ тронуться на Ферраро-Флорентийский Собор( 1438-1439) в качестве доверенного личика Антиохийского Патриарха, он стал с радостью ждать объединения греческой и латинской Церквей. Однако он был разочарован тем, как разворачивалась дискуссия на храме, и начал упорно сопротивляться соглашению меж двумя Церквами, которое подразумевало принятие церковных догматов и ставило под вопрос догматическую защищенность православной веры.
В эти последние годы его жизни его считали совестью православной Церкви и основным противником императорской униатской политики. По данной причине он был на два года сослан на остров Лемнос и в 1444 году скончался.

Краткое творение свт. Марка Эфесского о смысле молитвы " Господи, помилуй " преломило в себе всю теорию " Добротолюбия ", поскольку в нем эта молитва рассмотрена чрез призму всего Домостроительств спасения. По идеи святого Иоанна Лествичника, тот, кто подвизается в мольбе, должен " заключить мысль в словах мольбы ", глубоко осознать собственную греховность и дерзостно уповать на сострадание Божие. Человек, исповедующий собственную бедность, привлекает к себе божественную благодать, которая имеется ни что иное, как обоживающий дар Духа Святого.

Исихазм на Балканах и в России

Благодаря тому, что святой Григорий Синаит с воспитанниками поселился в Болгарии, благодаря деятельности Константинопольского Патриарха Филофея, былого игумена Лавры на Афоне, и благодаря контактам непорочного Григория Паламы с сербским королем Стефаном Душаном, исихазм распространился на Балканах, в Румынии и на Руси. В данных странах он глубоко повлиял на все, что происходило не лишь в духовной жизни, но и в богослужении и даже в соц отношениях. Этим влиянием были обусловлены и подъем иконографии и сочинения богослужебной музыки, и забота власть имущих о бедных, и отказ почти всех монахов от владения церковным имуществом. Исихастское перемещение, далеко не ограниченное кругом отшельников, часто пробуждало к жизни и традиции общежительного монашества. Так, по благословению патриарха Филофея, преподобный Сергий Радонежский( ок. 1321-1391) дал основанному им Свято-Троицкому монастырю, находившемуся в лесах, в семидесяти километрах от Москвы, сообщительный устав. Движение затронуло и мирян, как свидетельствует об этом удивительное сочинение Николая Кавасилы " Жизнь во Христе ".

Начиная с xiv века, стали собираться первые рукописные сборники, тогда еще не носившие наименования " Добротолюбие ". В них входили творения древних подвижников – таковых, как Макарий, блаженный Диадох, Марк Подвижник, Исихий и т. д., и наиболее поздние тексты – Никифора, Каллиста и Игнатия Ксанфопулов и т. д. Именно эти рукописи послужат в предстоящем основой для печатного издания " Добротолюбия ", предпринятого несколькими веками позже, после периода забвения, когда эллинистический язык Византийской империи, на котором они были написаны, будет уже с трудом понятен большинству монахов, оказавшихся под турецким главенством.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.