Волхвы, пришедшие с Востока.

Кто были эти волхвы, которые шли за вифлеемской звездой к Спасителю мира? На одном сайте прочитал, что они были зороастрийскими мудрецами. И вот, эти мудрецы, идут поклониться Самому Богу. Не правда ли, знаково? Итак, что известно о волхвах, и из каких источников?

Действительно, волхвы были язычниками.
Церковное Предание повествует о том, что они были астрологами и кроме того ещё Царями.
Хотя они и пребывали в языческой тьме, но искали истину и Истина Сама открылась им. По повелению Божьему Ангел Господень явился им в виде необычной движущейся звезды и указал на пришествие в мир Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь — Господа Иисуса Христа рождающегося в Вифлиеме.
По этому поводу вспоминаются слова Нагорной проповеди Спасителя: «Блаженни алчущии и жаждущии Правды, яко тии насытятся».

Вот ещё нашёл подробную информацию о волхвах на сайте Православие.ру:
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В Православной Церкви не было специального прославления волхвов, принесших дары Младенцу Иисусу, однако их благочестие и любовь к Богомладенцу вызывают самое высокое уважение. В Минологии Василия II (976-1025 гг.) на день праздника Рождества Христова упомянуто событие: поклонение волхвов. У западных христиан в праздник Богоявления (6 января по григорианскому календарю) центральным событием является воспоминание явления звезды восточным волхвам или царям (по европейскому поверью они были царями) в момент рождения Иисуса Христа. Поэтому праздник Богоявления назван также Festum magorum (праздник волхвов), или Festum regum (праздник царей). День Крещения Господня (Baptisma Christi) отмечается в первое воскресенье после праздника Богоявления и завершает рождественский цикл. Имена волхвов (Каспар, Мельхиор и Валтасар) впервые встречаются у Беды Достопочтенного (672 или 673 – 27 мая 735).

О мудрецах, пришедших поклониться Богомладенцу, достоверно известно только из святого Евангелия: войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф.2:11). Они пришли с востока (2:1). Употребленное в тексте греческое слово магой обозначает персидских или вавилонских жрецов, мудрецов и звездочетов. Из какой страны были волхвы определенно сказать невозможно: скорее всего, из Персии или Вавилонии. В этих странах были известны мессианские ожидания иудеев благодаря пророку Даниилу, книга которого хорошо была известна как персам, так и халдеям.

Постепенно на тему о волхвах сложилась большая литературная традиция. Перед исследователями стоит непреодолимая трудность: отделить исторические элементы этой традиции от легендарных. Согласно преданию, впоследствии они стали христианами. Их крестил св. апостол Фома, который благовествовал в Парфии и Индии. Они стали проповедниками Евангелия. В западных преданиях говорится даже о рукоположении их св. апостолом Фомой в епископов. Говорится также о том, что их мощи были обретены св. царицей Еленой и положены в Константинополе. Позже при миланском епископе Евсторгии в 5-м веке они бы перенесены в Медиолан. В настоящее время золотой ковчежец с их мощами находится в Кельнском соборе.

Дары, которые волхвы принесли Младенцу Иисусу, бережно сохранила Божия Матерь. Перед Своим блаженным Успением она передала их Иерусалимской Церкви. Там они находились до 400-го года. Позже византийский император Аркадий перенес их в Константинополь и поместил в храме Св. Софии. В 1453 году пал Константинополь. В 1470 году дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария (Маро), которая была вдовой турецкого султана Мурата (Мурада) II-го (1404 — 1451) передала Дары Волхвов монастырю святого Павла, который до 1744 года был сербским. Несмотря на то, что она была женой султана, не приняла ислам и осталась до конца жизни христианкой. На месте, где стояла коленопреклоненная Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь. Есть предание, что благочестивая Мария сама хотела внести Дары Волхвов в монастырь, но у стены обители, как когда-то царевну Плакидию в монастыре Ватопед, остановил небесный голос и напомнил ей, что афонский устав запрещает женщинам входить в обитель.

Дары Волхвов благоговейно хранятся в монастыре в нескольких небольших мощевиках: 28 небольших золотых пластин в форме трапеции, четырехугольника и многоугольника, украшенных изящным, филигранно выполненным, орнаментом. Это – золото, которое принесли волхвы Богомладенцу как Царю. Кроме этого хранится около 70 небольших, величиной с маслину, шариков ладана и смирны. Святыни эти сильно благоухают. Иногда происходит исцеление бесноватых.

Вот из одного исторического исследования православного автора. Тема его другая, но это там тоже встретилось:
Безусловно, Истина была открыта и некоторым другим народам. Скорее всего, ею владели и древние персы. Во всяком случае, учение Заратустры, насколько о нём можно судить, содержало в себе многие элементы, присущие учению Моисея. Не случайно многие персы впоследствии принимали иудаизм, а первыми, кто пришёл приветствовать родившегося Христа, были последователи Заратустры — огнепоклонник-волхвы, которым их учитель предсказал рождение Спасителя. Но несмотря на это, лишь древние иудеи смогли сохранить истинное учение во всех полноте.

У Льва Тихомирова есть прекрасная работа «Религиозно-философские основы истории», в которой он показывает генезис мировых религий. Безусловно многие религии древности содержали в себе крупицы истины, как прохудившийся сосуд имеет на своих стенках капли от вытекшей из него влаги. Все люди происходят от Адама и Евы, и потому в народных религиях оставались некоторые воспоминания от истинного богопознания их древних предков. Интересно, что в основе каждой религии (даже самой политеистической), если копнуть поглубже, лежит монотеизм.
Ну а зороастризм не столь далёк от монотеизма как иные религии — он дуалистичен. Какие-то крупицы истины в нём могли и оставаться.
А древние иудеи имели, отличие от всех других, не народную, а именно богооткровенную религию, оттого их религия была наиболее истинна, ведь это был не путь от человека к Богу (как в других религиях), а путь от Бога к человеку.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.