О посте

О посте

Церковь Христова заповедает своим чадам новости умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды неприменного воздержания — посты. Постились ветхозаветные праведники, постился и Сам Иисус( Мф. 4).

Еженедельными постными днями( за исключением " сплошных " недель) является среда и пятница. В среду пост установлен в прошлое предательства Христа Иудой, а в пятницу — ради крестных мучений и смерти Спасителя. В эти дни запрещено вкушать мясную и молочную еду, яйца, рыбу( по Уставу от Фомина воскресения до праздника Св. Троицы рыбу и постное масло отведывать можно), а в период от Недели всех Святых( первое воскресенье опосля праздника Троицы) до Рождества Христова по средам и пятницам следует остеречься от рыбы и постного масла.

Многодневных постов в году 4. Самый длительный и строгий — Великий Пост, который продолжается семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них — Первая и крайняя, Страстная. Этот пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне.

Близок по строгости к Великому Успенский пост, но он кратче — с 14 по 27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу, Которая, предстоя перед Богом, неизменно молится за нас. В эти строгие посты рыбу разрешено вкушать только три раза — в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы( 7 апреля), Входа Господня в Иерусалим( за недельку до Пасхи) и Преображения Господня( 19 августа).

Рождественский пост длится 40 дней, с 28 ноября по 6 января. В этот пост рыбу отведывать разрешается, кроме понедельника, среды и пятницы. После праздничка святителя Николая( 19 декабря) рыбу можно вкушать только по субботам и воскресеньям, а период со 2 по 6 января надо проводить по совершенной строгости.

Четвертый пост — Святых апостолов( Петра и Павла). Он наступает с Недели всех Святых и заканчивается ко дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля. Устав о кормлении в этот пост такой же, как и в первый период Рождественского.

Днями серьезного поста являются крещенский сочельник( 18 января), праздники Усекновения головы Иоанна Предтечи( 11 сентября) и Воздвижения Креста Господня( 27 сентября).

Некоторое облегчение в строгости поста допускается больным, а так же занятым тяжелым трудом, беременным и кормящим дамам. Это делается для того, чтобы пощение не привело к резкому упадку сил, и христианин имел силы на молитвенное верховодило и необходимый труд.

Но пост должен быть не только плотским, но и духовным. " Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от еды. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — имеется удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления ".

Тело постящегося, не отягощаясь едой, становится легким, укрепляется для принятия благодатных даров. Пост усмиряет желание плоти, смягчает нрав, подавляет гнев, удерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, избавляет невоздержание.

Постясь, как говорит святой Василий Великий, постом подходящим, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми чувствами, мы исполняем благочестивый долг православного христианина.


Покаяние

Что делать тому, кого истязает совесть? Как быть, когда томится душа?

Православная Церковь дает ответ: принести покаяние. Покаяние — это обличение своего греха, это смелость не повторять его в дальнейшем.

Мы грешим против Бога, против близкого и против самих себя. Грешим делами, словами и даже думами. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по личному злому произволению. " Нет человека, который поживет на земле и не согрешит ", говорится в заупокойной мольбе. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых. Святые папы сравнивают милосердие Божие с морем, погашающим самое мощное пламя людских беззаконий.

Ежедневно в православных храмах совершается исповедь. Явно ее воспринимает священник, а невидимо — Сам Господь, давший пастырям Церкви выпускать грехи. " Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся согрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и позволяю тебя от всех грехов твоих ", — свидетельствует батюшка.

На исповеди не нужно оправдываться, жаловаться на обстоятельства жизни, маскировать грехи расплывчатыми фразами вроде " грешен против шестой заповеди ", вести разговоры на чужие темы. Нужно не стыдясь( стыдно грешить, а не каяться!) поведать все, в чем обличает совесть и Евангелие. Ни в коем случае нельзя ничто скрывать: грех можно утаить от священника, но не от Всеведущего Бога.

Церковь относит к томным, " смертным " грехам: убийства; аборты; побои; супружеские измены; блуд и плотские извращения; кражи; святотатства; кощунство; ненависть к ближнему, доходящую до проклятия в его адрес; чернокнижниченство и гадание; обращение за помощью к экстрасенсам, " целителям " и астрологам; дебоширство; курение; наркоманию.

Но и менее тяжкие грехи вредят человеку, служат преградой на пути в Царство Небесное. " Безобидные " ересь или сквернословие могут отправить в ад!

Если, исповедуясь в чем-либо, мы крепко намерены повторять этот грех, — покаяние не имеет значения. Нельзя приступать к таинству в состоянии ссоры или затяжной непримиренности с близким, по слову Христа: " Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой владеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и уходи, прежде примирись с братом твоим "( Мф. 5, 24). Если этот человек уже погиб, надо горячо помолиться о упокоении его души.

В некоторых вариантах священник назначает кающемуся епитимию — своего рода духовное лекарственное средство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, интенсивный пост, паломничество ко святому месту — в зависимости от сил и возможностей раскаивающегося. Епитимию надлежит выполнять неукоснительно, и отменить ее может лишь тот священник, который ее наложил.

Реальностью наших дней стала так именуемая " общая исповедь ". Она заключается в том, что священник сам называет наиболее известные грехи, а потом прочитывает над кающимися разрешительную молитву. К таковой форме исповеди допустимо прибегать только тем, кто не имеет на совести смертных грехов. Но и порядочным христианам необходимо время от времени проверять свою душу на доскональной( индивидуальной) исповеди — по крайней мере, не реже одного раза в месяц.

Ответственноеть за свои грехи человек несет с семилетнего возраста. Тот, кто крестился зрелым, не имеет нужды в покаянии за период жизни до Крещения.


Молитвенное верховодило

Основой жизни православного христианина является пост и мольба. Молитва, говорил святитель Московский Филарет, " есть беседа души с Богом ". И как в разговоре невозможно все время слушать одну сторону, так и в мольбе полезно иногда остановиться и прислушаться к ответу Господа на нашу мольбу.

Церковь, раз в день молясь " за всех и за вся ", установила для каждого личное, индивидуальное молитвенное верховодило. Состав этого правила зависит от духовного возраста, критерий жизни, возможностей человека. Молитвослов предлагает нам утренние и вечерние мольбы, доступные каждому. Они обращены ко Господу, Божией Матери, Ангелу хранителю. По благословению духовника в келейное верховодило можно включить молитвы избранным святым. Если нет способности прочесть утренние молитвы перед иконами в спокойной обстановке, то лучше прочитать их по дороге, чем опускать совсем. Во всяком случае, не следует есть до того, как прочитана молитва " Отче наш ".

Если человек нездоров или очень устал, то вечернее правило можно совершить не перед сном, а недавно до этого. А перед тем, как ложиться спать, следует прочитать только молитву преподобного Иоанна Дамаскина " Владыко Человеколюбче, неуж-то мне одр сей гроб будет… " и следующие за ней.

Очень важной составляющей утренних молитв является чтение поминания. Обязательно следует молиться о мире и здравии Святейшего Патриарха, верховодящего архиерея, духовного отца, родителей, родственников, крестных и крестников, и всех людей, какие тем или иным способом связаны с нами. Если кто-то не может примириться к другим, пусть даже не по своей вине, он обязан припоминать " ненавидящего " и искренне желать ему добра.

В личное( " келейное ") верховодило многих православных входит чтение Евангелия и Псалтири. Так, оптинские монахи благословили почти всех читать в течение дня одну главу из Евангелия, по порядку, и по две головы из Апостольских посланий. При этом последние семь глав Апокалипсиса читались по одной в день. Тогда чтение Евангелия и Апостола кончалось одновременно, и начинался новый круг чтений.

Молитвенное верховодило человеку устанавливает его духовный отец, в его же ведении изменить его — убавить или увеличить. Однажды установленное правило должно стать законодательством жизни, и каждое нарушение следует рассматривать как исключительный вариант, рассказать об этом духовнику и принять от него вразумление.

Главное оглавление молитвенного правила — настроить душу христианина на частное общение с Богом, вызвать в нем покаянные мысли, очистить сердце от греховной скверны. Поэтому мы, кропотливо исполняя положенное, научаемся, по словам апостола, " молиться во каждое время духом… со всяким постоянством и молением о всех непорочных "( Еф. 6, 18).


Как молиться при недостатке времени

Какими словами молиться? Как существовать тому, у кого или памяти нет, или кто по безграмотности не изучил многих молитв, кому, в конце концов, — а бывает и такая жизненная обстановка, — прямо нет времени начинать перед образами и прочесть подряд утренние и вечерние мольбы? Этот вопрос разрешен указаниями великого старца Серафима Саровского.

Многие из гостей старца винились ему в том, что мало молятся, не вычитывают даже положенные утренние и вечерние мольбы.

Св. Серафим установил для таких людей следующее легко выполнимое верховодило:

" Поднявшись от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочтет молитву " Отче наш " трижды, в честь Пресвятой Троицы. Потом песнь Богородице " Богородица Дево, довольствуйся " также трижды. В завершение же Символ Веры " Верую во одного Бога " — один раз. Совершив такое правило, всякий православный занимается собственным делом, на какое поставлен или призван. Во время же работы дома или на пути куда-нибудь бесшумно читает " Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго( или богопротивную) ", а если окружают его другие, то, занимаясь своим делом, пусть произносит умом только " Господи, помилуй " — и так до обеда. Пред самым же обедом пусть снова совершает утреннее правило.

После обеда, исполняя родное дело, всякий христианин пусть читает так же тихо: " Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго ".

Отходя же ко сну, любой христианин пусть опять прочитает утреннее правило, то имеется трижды " Отче наш ", трижды " Богородице " и один раз " Символ Веры ".

Св. Серафим разъяснял, что, держась того малого " правила ", можно достигнуть меры христианского достоинства, ибо эти три молитвы — основание христианства. Первая, как молитва, данная Самим Господом, имеется образец всех молитв. Вторая принесена с неба Архангелом в целование Богоматери. Символ Веры же содержит в себе все спасительные догматы христианской веры.

Также Иисусову мольбу старец советовал читать во время занятий, при ходьбе, даже в кровати, и при этом приводил слова из послания к Римлянам: " всякий, кто призовет имя Господа, спасется ".

У кого же имеется время, старец советовал читать из Евангелия, каноны, акафисты, псалмы.


Что следует уяснить христианину

Есть слова Священного Писания и молитвы, какие желательно знать наизусть.

1. Молитва Господня " Отче наш "( Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4).

2. Основные заповеди Ветхого Завета( Втор. 6, 5; Лев. 19, 18).

3. Основные евангельские заповеди( Мф. 5, 3-12; Мф. 5, 21-48; Мф. 6, 1; Мф. 6, 3; Мф. 6, 6; Мф. 6, 14-21; Мф. 6, 24-25; Мф. 7, 1-5; Мф. 23, 8-12; Ин. 13, 34).

4. Символ Веры.

5. Утренние и вечерние мольбы по краткому молитвослову.

6. Число и значение таинств.

Таинства невозможно смешивать с обрядами. Обряд есть любой внешний символ благоговения, выражающий нашу веру. Таинство — это такое богослужение, во время которого Церковь призывает Духа Святаго, и Его благодать нисходит на верующих. Таковых таинств 7: Крещение, Миропомазание, Причащение( Евхаристия), Покаяние( Исповедь), Брак( Венчание), Елеосвящение( Соборование), Священство( Рукоположение).


" Не убоишися от ужаса нощнаго… "

Человеческая жизнь стоит все меньше… Стало ужасно жить — опасность со всех сторон. Любой из нас может существовать ограблен, унижен, убит. Понимая это, люди пытаются защититься; некто заводит собаку, кто-то покупает оружие, кто-то превращает жилье в крепость.

Страх нашего времени не миновал и православных. Как отстоять себя и близких? — часто спрашивают верующие люди. Наша основная защита — Сам Господь, без Его Святой Воли, как сказано в Писании, и волос с головы нашей не свалится( Лк. 21, 18). Это не значит, что мы в безрассудном уповании на Бога можем вести себя вызывающе по отношению к беззаконному миру. Слова " не искушай Господа Бога твоего "( Мф. 4, 7) нам необходимо запомнить крепко.

Бог дал нам величайшие святыни для защиты от видимых противников. Это, в первую очередь, щит христианский — нательный крестик, который невозможно снимать ни при каких обстоятельствах. Во-вторых, святая вода и артос, отведываемые каждым утром.

Еще христианин храним молитвой. Во многих церквах продаются пояса, на который написан контент 90-го псалма " Живый в помощи Вышняго… " и молитва Честному Кресту " Да воскреснет Бог ". Его носят на теле, под одеждой.

Девяностый псалом владеет великую силу. Духовно опытные люди рекомендуют декламировать его перед каждым выходом на улицу, сколько бы раз мы ни покидали дом. Святитель неведомый Брянчанинов дает совет при выходе из дома осенить себя крестным знамением и прочесть молитву: " Отрицаюся тебе, сатано, гордыни твоея и служению тебе, и сочетаюся Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь ". Православные предки непременно должны перекрестить своего ребенка, если он идет на улицу один.

Оказавшись в опасной ситуации, нужно молиться: " Да воскреснет Бог ", или " Взбранной Воеводе победительная "( первый кондак из акафиста Богородице), или элементарно " Господи, помилуй ", многократно. Прибегать к молитве надо и тогда, когда на наших глазах угрожают другому человеку, а сил и мужества ринуться ему на помощь не достает.

Очень сильна молитва к угодникам Божиим, прославившимся ратным художеством при жизни: святым Георгию Победоносцу, Феодору Стратилату, Димитрию Донскому. Не Забудем об Архистратиге Михаиле, о нашем Ангеле хранителе. Все они имеют у Бога необыкновенную власть подавать немощным силу к одолению врагов.

" Если Господь не охранит городка, напрасно бодрствует страж "( Пс. 126, 1). Дом христианина непременно должен существовать освящен. Благодать сохранит жилище от всякого зла. Если нет способности пригласить в дом священника, нужно самим окропить все стены, окна и двери непорочный водой, читая " Да воскреснет Бог " или " Спаси, Господи, люди Твоя "( тропарь Кресту). От угрозы поджогов, пожара принято молиться Божией Матери перед иконой Ее " Неопалимая Купина ".

Конечно, никакие средства не посодействуют, если мы будем вести жизнь греховную, долгое время не приводить покаяния. Часто Господь попускает чрезвычайные обстоятельства для вразумления нераскаянных грешников.

 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.