о хлебах

Священный хлеб

В нашей жизни хлеб занимает особенное место. Он является символом всякой пищи и тех трудов, какие необходимы для ее добывания. " В поте лица твоего будешь имеется хлеб "( Быт. 3, 19), — некогда сказал Бог Адаму.

Есть в хлебе и религиозная символика. Господь Иисус Иисус называл Себя " хлебом жизни "( Ин. 6, 35), говорил, что " ядущий хлеб сей станет жить вовек "( Ин. 6, 51). Наконец, Он благоволил хлебу, весьма недалёкому по составу к человеческой плоти, быть в таинстве Евхаристии пресуществляемым в Тело Свое: " Иисус брал хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие имеется Тело Мое "( Мф. 26, 26).

Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь — Единую при множественности ее членов. Помимо Евхаристического Хлеба, Православная Церковь охватывает несколько видов хлеба освященного.

Просфора( " приношение " — греч.) — это белоснежный пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Название проистекает от обычая первых христиан приносить для совершения Евхаристии хлеб из дома. Сейчас просфоры приготовляют в епархиальных пекарнях. Они состоят их двух круглых частей, в ознаменование 2-ух естеств Христа. На верхней части ставится печать с изображением Креста( на монастырских просфорах сталкивается изображение Божией Матери или святых).

Во время Божественной Литургии из одной просфоры( агничпой) особенным образом вырезается прямоугольная часть — Агнец, который потом будет пресуществлен в Тело Христово. Из других просфор, наименьших по размеру, извлекают частицы в память членов Земной и Небесной Церкви; эти частички в конце литургии опускаются в Кровь Христову. Малые просфоры положены тем, кто подавал в жертвенник поминальные записки.

Обрезанные части агничной просфоры именуются антидором( " вместо дара " — греч.). По Уставу, их вкушают люди, не причащавшиеся Святых Тайн. Обычно же антидор достается служителям алтаря.

Артос( " квасной хлеб " — греч.) — хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Во всю Светлую Седмицу артос знак Воскресения Христа — пребывают на аналое напротив Царских ворот алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую Субботу его с особенной молитвой раздробляют и раздают богомольцам. Народное благочестие усвоило артосу и крещенской непорочный воде значение посильной замены Святых Даров для помирающих, не могущих причаститься.

И просфоры, и артос, и антидор полагается имеется натощак, с молитвой. Хранить освященный хлеб надо в незапятанной посуде отдельно от прочих продуктов. По традиции артос разделяют на мелкие части и потребляют в течение года, от Пасхи к Пасхе..

Еще один вид освященного пища — тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне огромных праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно продолжительно, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя длительность служб сократилась, этот обычай остался.


Молитва при вкушении
просфоры и непорочный воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфорка и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в образование ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, в покорение влечений и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех непорочных Твоих. Аминь.

Агиасма

В переводе с греческого " агиасма " — " святыня ". Так именуют воду, освященную особым чином. Водоосвящение бывает маленькое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а большое — только в праздник Крещения Господя.

Странное поверье имеется в русском народе: будто бы Крещение и Богоявление — не одно и то же, и влага, которую освящают в сочельник, 18 января, — это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, — крещенская. Поверье это так сильно, что искренне верующие люди стараются набрать непорочный воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, опасаясь перепутать. Это бессмысленное суеверие. И в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан. Крещенская влага обладает особой благодатью, и это знают( или чувствуют) люди. В этот праздничек храмы переполняются народом, есть даже некий тип " прихожан ", какие приходят в церковь раз в год — " за водичкой ".

О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтоб вода сия освятилась силой и действием и наитием Святаго Духа. О том, чтоб она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтоб получила она благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых противников. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы через вкушение сей воды и явление Духа Святаго сподобились освящения. Велика мольба — велика и святыня.

Крещение Господне освятило само естество воды. Любая влага, взятая в этот день, содержит залог благодати. Поэтому тот, кто не в мощах прийти в церковь из-за собственной немощи или дальности храма, может накопить воды из любого источника, даже из-под водопроводного крана, и применять как святую.

Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особенной нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить — в единичном месте, лучше рядом с домашним иконостасом( никак не в холодильнике!) При благоговейном отношении святая влага остается свежей и приятной на вкус долгое время. Ею разрешено помазываться, добавлять понемногу в еду, окроплять жилище. Люди, отлученные от Причастия по епитимий, отведывают агиасму как духовное утешение.

Немного жаль, что чудо большого освящения бывает. только однажды в год, и так редко можно чуять трогательные тропари:

" Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вей духа мудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа… "


Суточный круг церковного богослужения

Церковный Устав предписывает исполнять в течение суток девять различных богослужений. Каждое владеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют целое целое, называемое суточным кругом.

В православном богослужении почти все заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новейших суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой дневного круга является вечерня.

На вечерне Церковь напоминает молящимся главные события Священной Истории Ветхого Завета: творение решетка Богом, грехопадение прародителей, Моисееве законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за проведенный день.

После вечерни полагается служить повечерье. Это собственного рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем схождение Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.

В полночь обязана совершаться третья служба суточного круга — полунощница. Это богомолье установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.

Перед восходом солнца наступает утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и охватывает множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня — одно из самых долгих богослужений.

Около 7 часов утра полагается совершать 1-ый час. Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает присутствие Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

Третий час( 10 часов утра) жалует нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен недолговечный приговор.

Шестой час( полдень) — время распятия Господа, а девятый час( три часа полудня) — время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются надлежащие службы.

Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром дневного круга является Божественная литургия. В отличие от прочих служб, песнопения не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально объединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени литургия должна совершаться меж шестым и девятым часом.

Современная богослужебная практика внесла свои конфигурации в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается лишь в Великом Посту, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Крайне изредка служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного кружка объединяются в две группы по три.

Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-ый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения именуется всенощным бдением, то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, вправду, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения продолжаются 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.

Утром последовательно служатся 3-ий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздничкам бывает две литургии — ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов.

В те дни, когда литургии не положено( к примеру, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богомолье содержит некоторые песнопения литургии и как бы " изображает " ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.


Церковные требы

Ситуации, в которых нам требуется Божия содействие, многообразны. Зная потребности человека, Православная Церковь составила ряд чинопоследований, просящих о поддержке свыше. Они получили название треб — так как совершаются по требованию верующих.

Основные виды треб — мольбы о живых, об усопших, освящение предметов и пищи.

Усиленное моление о живых людях именуется молебном. Молебны бывают общие и частные( заказные). Заказные молебны совершаются священником по просьбе молящихся, а общие — любой день по окончании литургии.

К заупокойным требам относятся панихиды и отпевания. Они совершаются лишь по крещеным людям. Нельзя отпевать самоубийц.

Церковь своими последованиями освящает целый уклад человеческой жизни, в том числе те предметы, которыми используем, и ту пищу, которую вкушаем. Освящение пищи бывает по определенным дням, к примеру, накануне Пасхи освящаются куличи и яйца, а в праздник Преображения — яблоки и остальные фрукты.

Существует чин освящения дома, колесницы( машины). Об данных требах надо договариваться лично со священником, чтобы он сделал их в удобное время. Военнослужащим весьма полезно освящать родное оружие.


Молебен

Каждый день в православных храмах по окончании утренних служб священники делают требы. Одна из самых распространенных — молебное пение( молебен).

Что такое молебен? Это короткая, но прилежная молитва о различных житейских нуждах. За Божественной литургией мы слышим прошения о ежедневных надобностях, но часто не воспринимаем их как должно из-за глубочайшего магического содержания литургии. Потребность помолиться " о малом " так, как учил преподобный Амвросий Оптинский — " коротенько, да горяченько ", исполняется нами на молебне.

Болеем ли мы? — Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли принципиальное дело? — На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? — Выслушем чин благословения в странствие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться собственному святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? — Совершим чин благословения на правило учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы желаем вознести хвалу? — Будем служить благодарственный молебен.

Кроме личных молебнов, существуют и общенародные молебные пения. Церковь охватывает множество таковых — водосвятный и новогодний; во время безведрия( при непогода) и бездождия( при засухе); молебны о страждующих от нечистых духов и от недуга пьянства; праздничные чины в первое воскресенье Великого Поста( Торжество Православия) и в Рождество Христово( в память победы 1812 года)...

На молебнах мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, святым. Благодарственные молебные пения адресуются Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого( или от кого) он станет совершаться.

Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя лишь записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее вознести моления вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Порой к молебнам прибавляют акафисты, каноны. Часто священники, завершая требу, помазуют молящихся освященным елеем, окропляют непорочный водой.

По вере нашей Господь подает Свою содействие весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять сиим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз( изъятие — молитва о болящих и служение молебнов по обету).


" Брат ", " Отец ", " Владыка "

Человеку, переступившему духовный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к близкому. Действительно, как назвать свечницу — " женщина ", " дама ", " гражданка "? Как устремиться к священнику — " сударь ", " господин ", " товарищ "?

А ведь никаких проблем нет. Христиане — это одна семья, где все друг Другу родные. Родным не необходимы условности.

" Брат ", " сестра " — наилучшее обращение к мирянам. Мы все — детки Единого Бога и потомки Адама и Евы. " Батюшка " или " отец " — так именуют священников как совершителей таинств, чрез которые люди появляются к жизни духовной. Обычно после слов " отец " прибавляют имя, например, " отец Петр ". К диакону можно обращаться " отец диакон ", к настоятелю храма( монастыря) " отец настоятель ".

В дискуссиях православных людей часто слышится слово " отче ". Нужно держать в голове, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к образцу, сказать " меня благословил отче Владимир ", это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям " непорочный отец ", как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его погибели.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем нежным словом " матушка ".

К архиереям — епископам, митрополитам, Патриарху — необходимо обращаться " Владыка ", как к облеченным церковной властью.

Иногда появляется потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует называть " Ваше преподобие ", протоиереев ~ " Ваше Высокопреподобие ", епископов — " Ваше Преосвященство ", архиепископов и митрополитов — " Ваше Высокопреосвященство ", Патриарха — " Ваше Святейшество ".

Сектанты, не имеющие священства, корят православных в мнимом нарушении слов Христа: " И отцом себе не именуйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах "( Мф, 23, 9). Но светло, что " не называйте " имеет смысл " не поклоняйтесь ", иначе слова Господни разрешено превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в собственных Соборных Посланиях обращался к христианам " дети ". Ответное воззвание, очевидно, было соответствующим. Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. 06 этом отлично пишет диакон Андрей Кураев:

" Даже самый уверенный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка произносит ему " папа ". Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить разрешено одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы приобретаем дар жизни ".


" Благословите, батюшка!

Привычная картина наших дней — встреча архиерея( митрополита, Патриарха) с высокопоставленным личиком. Приветствия, улыбки и… президент( премьер-министр, спикер парламента) празднично протягивает святителю свою десницу для рукопожатия...

А вот другая головка. Утреня. Священник, стоя на солее, возглашает: " Благословение Господне на вас " и осеняет прихожан крестным знамением. Бабушки-богомолки благоговейно складывают ладони и зачем-то прижимают их к груди, совершая неизвестный ритуал.

И в первом, и во втором случае налицо явное недопонимание того, как нужно относиться к священнослужителю и что такое священническое благотворение. Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой вымолить у него пастырское благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросцу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой трезвый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение владеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку владеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благотворение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтоб принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для что более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не владеет, благодать в них не " опускается ", как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника разрешено не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не лишь в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подступать за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же любой мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят вблизи, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй значение священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед истоком всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в всех затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и целовать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: " Мир всем ", " Благословение Господне на вас… ", " Благодать Господа нашего… ", осеняет молящихся крестным знамением. В протест мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу нереально.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы поначалу крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благотворение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но разрешено сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же священнике несколько раз в день, не стоит. Слова " благословите, батюшка " постоянно должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо переменять их в поговорку.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.