о крещении

О подготовке ко Крещению

К принятию таинства Крещения следует снаряжаться заранее. Прежде всего необходимо узнать, проводятся ли при храме особые беседы для " оглашенных "( готовящихся принять Крещение и изучающих базы православной веры). Если беседы проводятся, то следует их часто посещать.

В дни перед принятием Таинства нужно читать Евангелие и книжки, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Знайте, что эти дни — особенные, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже чрезвычайно важные проблемы. Посвятите это время духовно-нравственным размышлениям, сконцентрируйтесь на внутренней жизни своей души. Избегайте суеты, порожних разговоров, смотрения телевизора, не участвуйте в различных увеселениях, ибо то, что вы будете воспринимать, велико и свято, а все святое Божие принимается с величайшим трепетом и почтением.

Если есть возможность, можно соблюдать пост в движение 2-3 дней. В сам день крещения нужно с утра не есть, не глотать и не курить, живущим в браке накануне ночью воздержаться от брачного общения.

Святыня Божия требует от человека особой чистоты. Являться ко Крещению необходимо предельно чистыми и опрятными. Женщины в месячной нечистоте не приступают к купели Крещения до окончания данных дней. Кроме того, женщины приходят креститься без косметики и украшений.

К истоку таинства надо приходить вовремя. Необязательно креститься в воскресный день, ежели в храме и в будние дни совершают это великое таинство.


Восприемники

Как-то раз мне довелось помогать батюшке во время Крещения. Когда таинство кончилось и мы уже собрались уходить, в крестильный домик вошла женщина с малюсеньким мальчиком, сопровождаемая мужчиной с восточными чертами лица.

Женщина стала умолять окрестить ее сына, говоря, что сегодня они уезжают из города. Мужчина же отрекомендовался крестным папой.

" Есть ли на вас нательный крестик? " — спросил у него священник. " А для чего? " — ответил тот вопросом. " Как это — зачем? Ведь вы православный человек? " — " Нет, я магометанин ", — последовал неожиданный ответ.

Этот анекдотический эпизод убедительно показывает, как несерьезно люди подходят к избранию крестных родителей. Огромное большая часть " кумов " не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной мольбы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста на груди. Иные крестные папы считают своим долгом перед приходом в храм " взять для храбрости "; крестные матери порой бывают нескромно одеты, с обильной косметикой. И фактически никто не знает, кто-такие крестные, для чего они нужны и в чем их повинности.

По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте спрашивать от него веры и покаяния — двух главных условий соединения с Богом, невозможно. Поэтому с древних времен появились " крестные " — люди, за веру которых крестят младенцев( попутно следует увидеть, что при крещении взрослых старше 18 лет крестные не нужны).

Крестным может существовать только по-православному верующий человек, способный дать доклад в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девченке — только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и такого, и другого. Родители не могут быть крестными своего малыша; муж и жена крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры полностью годятся в крестные родители.

После погружения младенца в купель крещения крестный воспринимает его из рук священника. Отсюда славянское название — восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязательство воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание станет давать на Страшном Суде.

Крестные родители всегда, до конца собственных дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь меж восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От кропотливого исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.


Поведение в храме

Православный церковь — это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме необходимо благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя ярость Божий.

Приходить к службе надо заблаговременно, за 5-10 минут. Входя, пересечься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины вступают в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу, стерев губную помаду. Одежда обязана быть пристойной и опрятной.

В храме нельзя говорить звучным голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нищеты не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам необходимо так, чтобы не помешать другим молящимся.

Разговоры в храме необходимо ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив разговоры на потом.

Придя в храм с детьми, нельзя позволять им носиться, шалить и смеяться. Плачущего ребенка нужно постараться унять, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

Подпевать хору разрешено только очень тихо. При общенародном пении не допускать " бесчинных воплей ".

Сидеть в храме дозволяется лишь по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

Если все молящиеся встают на колени, необходимо присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя заходить в храм с животными или птицами. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения " Херувимской " и Евхаристического канона на литургии( от Символа Веры до " Отче наш "). В это время еще нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.

Сделать примечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно тихо и деликатно. Лучше вообще воздержаться от замечаний, если, естественно, не имеет места наглое, хулиганское действие.

Наконец, необходимо оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить ранее времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.


Свеча

Что делает поначалу человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из 10 — подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки наступает наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно доставить себе православный храм, в котором не зажигают свечей...

Толкователь литургии счастливый Симеон Солунский( xv век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в символ нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска произносит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи значит обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме такого, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя становить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие обязано быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возжженная свечка присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди большого колличества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечи от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и насколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая крупная свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают церковь, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое среди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих недалёких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник( канун) — о упокоении усопших. Если хочет сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда приключается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты пылающими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи тушить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не нужно смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — потерпевшая сторона уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует становить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нательный конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т. д. Околоцерковных суеверий немало, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он оценивает больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не высвободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического смысла, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.


Церковная записка

Если вы желаете, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана пристально и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не наиболее 10 имен.

2. Озаглавьте ее — " о здравии " или " о упокоении ".

3. Имена пишите в родительном падеже( вопросец " кого "?).

4. Ставьте полную форму имени, даже ежели поминаете детей( например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное начертание светских имен( например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, вполне или в понятном сокращении( например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет именуется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком( отроковицей).

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их ступени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов " бойца ", " монаха ", " монахини ", " болящего ", " путешествующего ", " заключенного ".

10. Наоборот, не нужно писать " заблудшего ", " страждущего ", " озлобленного ", " учащегося ", " скорбящего ", " девицы ", " вдовицы ", " беременной ".

11. В заупокойных записках отметьте " новопреставленного "( усопшего в движение 40 дней по кончине), " приснопамятных "( усопших, имеющих в этот день памятные даты), " убиенных ".

12. За тех, кого Церковь прославила в лике непорочных( например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — лишь крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую дробь литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частички, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о помиловании грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообщем, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его традиционно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются повторно, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.


Как правильно креститься

" Перекрестись, сынок ", — негромко сказала женщина средних лет стоявшему вблизи с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот совместно с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. " Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа ", — еле слышно шептали губки, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение.

Как радостна такая картина! Но как же часто, к сожалению, приходится видеть другое — верующие люди, по многу лет посещающие богослужения, крестятся совсем неправильно...

Один машет рукой вокруг себя, как будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не креститься, а осыпает себя солью; 3-ий — со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж произносить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то около шеи.

Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случае. Еще святитель Василий Великий писал: " В Церкви все благовидно и по чину да бывает ". Крестное знамение — видимое свидетельство нашей веры. Чтобы выяснить, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его пересечься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: " Верный в маленьком и во многом верен "( Лк. 16, 10).

Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались опосля однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, беспокойно и невнимательно крестится, попросту радуют бесов.

Какое же крестное знамение станет правильным? Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы. Два остальных пальца — плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым сошествие Сына Божия с Неба на землю( два пальца — образ 2-ух природ Иисуса Христа).

Вначале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; потом на чрево, в область солнечного сплетения — для освящения чувств; опосля этого — на правое, а затем левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем поясной книксен. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему. Кстати, еще одна известная ошибка — поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.

Во почти всех старых учебниках Закона Божия при описании крестного знамения нательный конец Креста предлагается делать на груди. В таком случае Крест выходит перевернутым и невольно превращается в символ сатанистов.

Крестное знамение сопровождает верующего всюду. Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в церковь; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением еду. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.


Колокольный трезвон

Церковный звон в колокола бывает двух видов: благовест( им прихожане созываются на службу) и фактически звон.

Благовест — это мерные удары в один большой колокол. Он совершается так: поначалу производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередность, делится на два вида: обыкновенный( частный), производимый самым огромным колоколом; постный( редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого Поста.

Собственно звоном именуется такой звон, когда звонят сразу во все колокола. Он разделяется на последующие виды:

Трезвон — звон во все колокола, повторяющийся трижды опосля небольшого перерыва( звон в три приема). Он звучит на всенощном бдении, литургии;

Двузвон — трезвон во все колокола дважды( в два приема). Совершается на всенощном бдении;

Перезвон — трезвон поочередно в каждый колокол( по одному или несколько ударов), начиная с огромного и до самого малого, повторяющийся несколько раз. Совершается на литургии и в особенных случаях: в Неделю Крестопоклонную, на вечерне Великой Пятницы перед выносом Плащаницы, на утрени Великий Субботы и в день Воздвижения Креста. Перезвон случается и во время таинства Рукоположения;

Перебор — медленный звон в любой колокол поочередно, от малого до самого большого; после удара в большущий колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор по другому называется похоронным( погребальным) звоном, он выражает грусть и печаль об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как символом христианской удовлетворенной вести о воскресении мертвых.

Также существует всполошный( тревожный) звон очень частый, который бывает во время волнения.

 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.