Суточный круг церковного богослужения

Церковный Устав предписывает совершать в течение дня и ночи девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и длительность, но духовно они образуют единое целое, называемое дневным кругом

В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных традиций. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой дневного круга является вечерня.

На вечерне Церковь припоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: произведение мира Богом, грехопадение прародителей, Моисееве законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за проведенный день.

После вечерни полагается служить повечерье. Это собственного рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем схождение Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.

В полночь обязана совершаться третья служба суточного круга — молитва. Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором наступлении Господнем и о Страшном Суде.

Перед восходом солнца наступает утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и охватывает множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня — одно из самых долгих богослужений.

Около 7 часов утра полагается исполнять первый час. Так названа краткая служба, на которой Церковь упоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

Третий час( 10 часов утра) жалует нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен недолговечный приговор.

Шестой час( полдень) — время распятия Господа, а девятый час( три часа полудня) — время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются надлежащие службы.

Наконец, главным христианским богослужением, типичным центром суточного круга является Божественная песнопения. В отличие от прочих служб, литургия не только припоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени песнопения должна совершаться между шестым и девятым часом.

Современная богослужебная практика внесла свои конфигурации в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается лишь в Великом Посту, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Крайне изредка служится и девятый час. Остальные шесть служб дневного круга объединяются в две группы по три.

Вечером друг за ином совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и торжественных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением, то имеется бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, вправду, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения продолжаются 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.

Утром поочередно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где немало прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии — ранешняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов.

В те дни, когда литургии не положено( к примеру, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богомолье содержит некоторые песнопения литургии и как бы " изображает " ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.