«Миром Господу помолимся»: Объяснение Мирной ектении

Мирная, или Великая ектения находится в начале всех богослужений дневного круга. Это значит, что она содержит прошения о самом нужном, о том, что нужно нам в первую очередь.

" Миром Господу помолимся "

Мир – чрезвычайно важное качество человека, верному Божьему плану о нем. " Мир! " — это древнее библейское приветствие органично вошло в жизнь Христианской Церкви с первых дней ее существования. Спаситель произнес ученикам: " Мир мой оставляю вам, мир Мой даю вам "( Ин 14, 27) – именно этот мир Христов преподает епископ или поп во время церковного богослужения, возглашая " Мир всем! ". В западной латинской богослужебной традиции возглас " Мир всем " был передан как " Господь с вами ", что выделяет библейское понимание слова " Мир ", как одного из качеств Бога.

Мир и мирное расположение и устроение духа есть одно из главных оснований всей христианской жизни, и, естественно же, первейшее условие молитвы. – В мире помолимся Господу! – призывает диакон.

Если попробовать описать это понятие " от противного ", то " немир " — это гнев, злоба, обида, раздражительность, осуждение, страстное желание чего-либо, больное возбуждение и другие разрушительные состояния души. Все это – барьер для общения с Богом, для молитвы. Не потому, что так нельзя, а поэтому что так невозможно. Душа в таком случае уже занята чем-то иным, и значит, для Бога, для общения с Ним, сейчас он не готова, она элементарно занята другим. Если у нас есть серьезный беседа к одному человеку, мы стараемся поговорить с ним наедине. Если таковых вопросов несколько, то мы решаем их по очереди – вместе суровый вопрос не решишь. Разговор с Богом – дело, которое просит исключительного внимания. Поэтому главный результат подготовки к мольбе – умиротворение, освобождение от всего, внимание и мир.

" О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся "

" Без Меня не сможете сделать ничего " — это вечный ответ на все наше уныние от собственной беспомощности. Действительно трудно в наш век придти не элементарно в храм для молитвы, но придти в мирное состояние души, готовой для общения с Богом. Пусть Господь отправит нам свыше Свой мир и спасет наши души – таково оглавление этого прошения.

" О мире всего мира, о благостоянии непорочных Божиих церквей и о соединении всех Господу помолимся "

Только когда мы сами пришли в мирное положение, мы можем молиться о мире всего мира – космоса, всей Вселенной, о том, чтоб все люди исполнились миром Христовым. Молитва о мире приносит еще больше результатов, чем " борьба за мир ".

Что такое " благостояние "? Это, выражаясь современным языком, когда " все в распорядке ". Молясь о " благостоянии святых Божиих церквей " мы милости просим у Господа, чтобы жизнь Церкви была избавлена от нестроений, расколов, разномыслий. Как мы удостоверились совсем недавно, все это – не удел прошлого, истории Церкви, а действительность, с которой приходится сталкиваться каждый день. В Церкви люди различные. Не для всех мир и созидательная атмосфера являются целью. Личные амбиции, заблуждения и, часто, греховная, а не святая простота приводят к тому, что люди, именующие себя верующими, нарушают " благостояние " Церкви, смущают умы остальных и этим совершают большой грех. Мы желаем, чтоб в Церкви " все было в порядке ", чтобы Церковь могла исполнять свою цель – свидетельствовать всему миру о Боге.

" О соединении всех ". С момента грехопадения и до нынешнего дня наше человеческое общество – это общество разделения. Все делятся и по разным причинам. Разделяются государства, прежде существовавшие одним целым, разделяются семьи, разделяются товарищи, коллеги, родственники, соседи. Главная цель Диавола – бросать разделение среди людей. Разделение – грех, погибель, безбожие. Господь заповедует Своим ученикам целостность, молится перед крестными страданиями об их единстве. Апостолы призывают 1-ые христианские общины хранить единство как большую важность. Наконец, своим единством Церковь свидетельствует миру о том, что Господь дает исцеления от греха деления и только во Христе можно принять исцеление греха и выучится жить соединением, а не разделением, научиться строить, а не рушить свою жизнь и жизнь ближних. Этим прошением мы молимся, во-1-х, о преодолении разделений в самой Церкви, среди нашей общины, и естественно, подобно прошению о " мире всего мира ", так мы милости просим и соединения всех людей в мире, кто страдает от деления и вражды.

" О святем храме сем и с верою, благоговением и ужасом Божиим входящих в онь, Господу помолимся "

Молитва о храме еще наиболее естественна, как молитва о жилом доме, производственном или другом здании, которые освящаются Церковью посредством особого чина. Содержание молитвы о храме лучшего только смогут изложить те, кто потратили несколько лет или десятилетий собственной жизни на то, чтобы создать храм. Как усердно молятся те из нас, кто еще не владеет храма – в спальном районе современного мегаполиса, или на руинах поруганного в грешное время древнего храма. А какой радостью заполнена наша молитва в долгожданный день освящения храма! Вспоминается отживший царь Соломон, который произнес вдохновенную мольбу по окончании строительства Иерусалимского храма: " Да будут очи Твои отверсты на церковь сей день и ночь…Услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем ".( 3 Царств, 8, 29). В Новом Завете христианский церковь – это место совершения таинства Евхаристии. Если имеется храм – есть Евхаристия. Наша молитва " о святем храме сем " — это просьбица Господу не лишить нас и в будущем живительно таинства Евхаристии и способности общения с нашим Небесным Отцом.

С верой, почтением и страхом Божиим входящие в храм.

Храм – это пространство собрания общины христиан – людей, чья жизнь подчинена Богу, Его заповедям, заполнена общением с ним. В храм нельзя зайти просто так, как в хоть какое здание. Храм – это особое место общения с Богом. И забегать сюда надо с особым настроением.

Вера – в Бога – ограничение и содержание христианской жизни.

Благоговение – осторожность и бдительность к себе, своим поступкам, к их соответствию Божиим заповедям, искание воли Божией о собственной жизни, действиях, поступках.

Страх Божий. " Начало мудрости – ужас Господень "( Притчи 9, 10). Совершенство духовной жизни – жгучая совершенная любовь к Богу, которая как пишет вестник Иоанн Богослов, " изгоняет страх "( 1 Ин. 4, 18). Но входить в церковь, надо, конечно, со страхом Божиим.

Только те, кто с таковыми чувствованиями души входит в храм в действительности являются членами христианского собрания, общины. Тот, кто войдя в церковь, разговаривает( в том числе, по мобильному телефону), неуважительно ведет себя по отношению к иным, и к идущему в храме богослужению, о таких Церковь не молится, они, в переносном значении, в храм и не пришли, присутствуют здесь лишь телом, и естественно, согрешают таким поведением.

" О Великом Господине и папе нашем Святейшем Патриархе Алексии, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся "

Епископ – предстоятель христианской общины, архипастырь, преемник апостолов. Молитва за епископа – свидетельство о принадлежности Церкви всей общины в целом и всякого из нас в отдельности. В первохристианской Церкви епископ был в каждой общине. Именно епископ был совершителем таинства Евхаристии. С умножением Церкви епископ делается управителем обширных епархий, он рукополагает и назначает священников на доход и преподает им право совершать Евхаристию. Без епископа нет Церкви и нет Евхаристии. Вознося имя епископа за богослужением, мы свидетельствуем, что наша община проживает по благословению епископа, и что Евхаристия в нашем храме совершается по его благословению.

Помощники епископа – пресвитеры – священники, диаконы, целый причт, который в древней Церкви имели немало ступеней и наименований, наконец – все люди – все члены общины. Таким образом, в этом прошении мы молимся о всех нас – членах христианской Церкви и свидетельствуем о составе Церкви.

" О богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся "

В том, что мы родились и живем в нашей стране для всякого из нас – несомненно – воля Божия. " Вы – соль земли " — произносит Спаситель нам, христианам. Можно сказать, что христиане – " суть страны ". Задача каждой Поместной Церкви, всякой общины христианской – быть солью для окружающих. Свидетельствовать об правде словом и жизнью, и конечно, молиться за свою страну – принципиальное призвание христианина.

Еще апостол Павел призывал христиан молиться " за королей( т. е. языческих императоров Римской империи) и за всех управляющих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную "( 1 Тим. 2, 2).

Молитва " о властех " в ранге богослужения Русской Православной Церкви появилась в 20-х гг. ХХ в., когда новейшие реалии жизни породили и изменения в литургическом поминовении власти. До февраля 1917 г. диакон призывал молиться " о благочестивейшем… ". Молиться о тех, кто владеет гражданской властью над нами, не значит признавать, что эти люди – христиане, какие заботятся о благе Церкви. Какими бы они не были, мы все одинаково молимся и будем молиться о том, чтобы их деятельность принесла выгоду Церкви, даже в том случае, если сейчас они приносят Церкви только вред.

О воинстве молись всегда – и сейчас мы не желаем, чтобы нами управляли иностранцы. В годы Великой Отечественной борьбы, митрополит, а затем Святейший Патриарх Сергий( Страгородский), благословляя бойцов Красной Армии на брань с фашистской Германией знал, что Армия оберегала не только советскую власть, но и Церковь, храмы, какие в долгосрочной идеологической программе нацистов предполагалось убить к 1960 г.

" О граде сем( веси сей), всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся "

Город, село – это не просто населенный пункт, но совокупность живущих в нем людей, праведных и богопротивных. Вспоминая события библейской истории, мы видим, что судьбы городов зависят полностью от людей. Ради десяти праведников Господь мог сберечь Содом( Быт. 18, 32). Господь осуждает иудейские города: " Горе тебе Хоразин, несчастье тебе, Вифсаида… И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо ежели бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до этого дня… "( Мф. 11, 21-23). Люди, которые живут в городке, делают его судьбу. Казалось бы, случайно объединенные в одну общность – " москвичи ", " киевляне ", " минчане " — зависят друг от друга средством нравственных поступков. И благо для города – праведник. Поэтому, молясь о городке, не увеличения квадратных метров жилья и развития инфраструктуры мы милости просим у Бога, но чтобы Он, Своей милостью, умножил праведников в нашем городке, чтобы он еще постоял на лице земли, чтобы длилась Божия служба в городских храмах. Те же самые рассуждения относятся и к стране. Мы молимся о всех городах, странах, и верующих, живущих в них.

" О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и времених мирных Господу помолимся ".

Сегодня, в эру экологического кризиса, это прошение все больше становится понятным нам. Именно " благорастворение( т. е. когда все отлично перемешивается) воздухов " нарушается бурной деятельностью человека и приводит к тайфунам, ураганам, цунами, землетрясениям и иным " недовольствам " природы. Молитва " о изобилии плодов земных " — это мольба на благо всех тружеников аграрно-промышленного комплекса, всех производителей сельскохозяйственной продукции. Все, что дает земля – это наша еда. Хлеб – это еще и хлеб для таинства Евхаристии. Без этого не может существовать человек. " Мирные времена " — это противоположность " военному времени ". Вот тут мы уже молимся о том, чтобы не было войны.

" О плавающих, странствующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся "

В древности плавание еще более чем сегодня было весьма рискованным предприятием, в которое пускались только из-за отсутствия альтернативного способа передвижения. Опасность мореходный стихии, опасность морских разбойников, болезни и т. д. – все это ставило странствующих морем в отдельный чин для беспокойства и для молитвы о них. " Путешествующие " — это странствующие по суше, где опасностей было меньше, но они были – разбой на дорогах был обыденным делом. Кроме того, путешествия занимали существенное время: бедные люди путешествовали пешком, побогаче – на лошадях. Сегодня мы бы добавили отдельное упоминание о тех, кто странствует по воздуху – этот основной современный способ передвижения на огромные расстояния тоже является предметом беспокойства и для самих путников, и для тех, кто ждет их дома.

" Недугующие " — больные, одержимые любым недугом.

" Страждущие " — греческий оригинал этого слова означает 1) " уставших от жизни "; 2) смертельно больных.

Находившиеся во вражеском плену в эру постоянных войн древности были почти в всякой семье. К сожалению, в наше время, некоторые российские семьи вновь испытали, что это такое.

" О избавитися нам от всякия скорби, бешенства и нужды Господу помолимся "

Что мешает нам совершать дело нашего спасения?

Скорбь – наружное обстоятельство, неприятное для нас. Несмотря на то, что нередко скорби подсобляют человеку обратить свое лицо к Богу, опосля того как он забывал это делать, для нормального течения жизни мы милости просим Бога избавить нас от скорбей.

Гнев – всякое зло, исходящее от нас, в силу нашей слабенькой человеческой натуры, пораженной грехом. Мы только постараемся научиться управлять собой, но зачастую, душа значит из под управления и мы извергаем свой гнев на окружающих.

Нужда – недостаток материальных средств для существования. Нужда заставляет идти на грех, обман, разрушает семьи, предприятия. Господи, избави нас от нищеты!

" Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию "

Заступи – защити в тяжелых обстоятельствах жизни и духовного возрастания

Спаси – избавь от греха, крепкие выражения и смерти

Помилуй – уврачуй наши греховные царапины

Сохрани в Церкви и в молитве к Тебе Твоей благодатью. Даже в данный момент мы видим людей, усердно ходивших в храм и без каждых внешних гонений покинувших Церковь. Господи, сбереги нас в Церкви Твоей!

" Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, известную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми непорочными помянувшее, сами себе и друг друга и целый живот наш Христу Богу предадим ".

 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.