Дорога к Храму: ошибки новокрещенных

Ежедневно множество людей принимает православное крещение или крестит своих детей. Другой вопрос, по каким мотивам новокрещенные православные решают принять это таинство, чего от него ожидают и во что при этом верят. Быть может, прежде чем погружаться в купель, следует разобраться, во что ты окажешься вовлечен и какие это налагает на тебя обязательства?

На этой неделе в православной блогосфере бурно обсуждали постинг жителя Санкт-Петербурга, в котором он рассказывал о своем опыте общения с людьми, только что вышедшими из купели крещения. В своем сообщении он собрал высказывания новокрещенных, которые людям, знакомым с православным учением, кажутся абсурдными и смешными. Примерно такие же истории могут рассказать практически все, кому приходилось иметь дело с желающими принять крещение в тех храмах, где это таинство не предваряет катехизация или хотя бы несколько огласительных бесед. Какие заблуждения относительно Церкви и ее учения чаще всего разделяют приходящие креститься люди и как помочь им преодолеть эти ложные стереотипы?


 

Пожалуй, самые расплывчатые представления многие имеют о Церкви как иерархической структуре и богочеловеческом организме. Большинство жителей России смотрят телевизор, ежедневно читают новости и на вопрос о том, кто сейчас глава Церкви, легко могут ответить: «Ну, этот, как его… Кирилл. Митрополит… патриарх Московский и всея Руси». И тут вспоминается строгая девушка-редактор из одного православного издательства, которая решительно вычеркивала в лежащем у нее на столе тексте словосочетание «глава Русской Православной Церкви» по отношению к патриарху и при этом громко восклицала: «Глава Церкви — Христос! Как вы можете этого не знать?»


Вспоминается и еще один случай: хорошо одетый мужчина средних лет, оказавшись в компании, где большинство составляли люди православные, начал с гордостью рассказывать о том, что тоже «вхож». И с митрополитом таким-то встречался на таком-то мероприятии, и с таким-то архиепископом, и еще с архимандритом, наместником такого-то монастыря. «Да, митрополит Иларион пишет хорошую музыку. Но ведь это все так просто, антураж, историческая традиция. Ведь в наши дни никто не верит во всякое там воскресение мертвых, правда? Ну разве что какие-нибудь бабушки» — задавал он вопрос окружающим, явно надеясь услышать одобрение своего высказывания. И был просто шокирован, когда узнал, что большинство присутствующих, то есть все, называющие себя православными, верят и в воскресение мертвых, и в воскресение Христово, и в жизнь будущего века, и еще во множество других непонятных мистических вещей.


 

 


Некоторые приходящие креститься воспринимают Церковь как некий элитный патриотический клуб с престижным членством, а крещение — как способ вхождения в него. Духовный же аспект вообще не принимается во внимание. В то же время в Новом Завете Церковь называется Телом Христовым. «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем», — сказано в послании апостола Павла к Ефесянам.


Другое распространенное мнение — считать Церковь «комбинатом ритуального обслуживания», который предоставляет населению уникальные услуги — крещение, венчание, отпевание, молебны, которые, конечно, призваны обеспечить заказчикам душевный мир и благополучие. На самом же деле, Церковь Христова никогда не обещала совершать какие-либо обряды над внешними по отношению к ней людьми, тем более за деньги. Условие для крещения или венчания — это личная вера и вхождение в общину, но отнюдь не толстый кошелек.


В последние два года священноначалие Русской православной церкви выступало против крещения и совершения всех остальных церковных таинств над людьми без подготовки. Необходимым минимумом для подготовки к крещению признали две огласительных беседы, но многие напоминают, что в древности подготовка к крещению занимала как минимум сорок дней, а иногда и полгода и даже несколько лет. Но это отнюдь не значит, что людям, которые выразили желание принять крещение, но при этом совсем не знакомым с церковным учением, дадут от ворот поворот. Напротив, в Церкви должны уделять им больше внимания. А если в каком-то конкретном приходе это внимание уделять вам не хотят, то вы вправе его требовать и даже жаловаться.


Не у всех людей сразу получается войти во всю полноту церковной жизни с ее таинствами, постами и кругом богослужений, а для кого-то резкое и полное «погружение» может оказаться даже опасным. Некоторые опытные священники считают, что таким людям бывает полезно какое-то время сперва начать принимать регулярное участие во внебогослужебной церковной жизни — прийти на лекции, беседы, принять участие в делах милосердия — и лишь потом начать участвовать в таинствах.


С чего следует начать, если в храме, где вы решили креститься сами или крестить ребенка, система катехизации пока не развита? Сегодня в Русской Церкви сложилась такая общепринятая практика: вновь пришедшему советуют, во-первых, прочитать Евангелие. Дальше можно перейти к апостольским посланиям и Ветхому Завету.


 


Полезно выучить и основные церковные молитвы: «Символ Веры», «Отче наш», «Богородице Дево». Заодно можно выяснить и их значения. Обязательно нужно познакомиться с догматами Церкви, к которой вы собираетесь присоединиться, а также выяснить некоторые канонические и нравственные вопросы — например, можно ли после крещения прибегать к услугам экстрасенсов или пользоваться гормональной контрацепцией. Но главное — это желание изучать веру и дальше, потому что каждая изученная тема не становится точкой в мировоззрении, а поднимает все новые и новые вопросы.


 


Ольга Гуманова


0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.