Что такое Соборование?

Что такое Соборование?

 
соборованиеТаинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним соединены самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать необходимо только безнадежно больных, что после Соборования человек или обязательно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле соображает Церковь под этим таинством?

Таинство Елеосвящения почаще называют Соборованием( поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то имеется соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства имеют все шансы исцелить болящего, если на то будет Божия свобода. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек приобретает прощение грехов.
Но каких грехов? Не тех, которые нужно исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пробуем преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, какие проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости эмоций. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не подмечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они обременяют душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме такого, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу собственного общего болезненного состояния они просто не могут увидеть в себе те грехи, в которых они в ином случае непременно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования приобретаем прощение таких неупомянутых( помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же дотрагивается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие волшебные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако невозможно рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую волшебную процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Апостол Яков пишет: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Молитва веры излечит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему "( Иак. 5: 14–15). Из данных слов легко заключить, что это таинство подается нездоровому. При этом речь идет о тяжело болящем, которого вестник называет страждущим. Однако ни в Священном Писании, ни у непорочных отцов не говорится о том, что речь идет только об помирающих. У людей, не имеющих правильного церковного сознания, нередко встречается серьезное заблуждение, что соборование совершается лишь над умирающими. Порой такие люди доходят даже до суеверия, размышляя, что больной умрет, если его соборовать.
Архимандрит Иоанн( Верюжский; 1821–1907) писал: " Многие, которым еще не охото расстаться с жизнью, считают таинство елеосвящения схожим обречением на смерть, неохотно обращаются к его помощи, и откладывая его со дня на день до крайнего часа жизни, нередко так и умирают. О, если бы они могли ощущать и сознавать вполне, какая это великая и невосполнимая для них утрата! О, как неблагоразумны и как много грешат против умирающих их сродники и близкие, допуская больных лишаться этого благодатного подарка! Страшное и непонятное дело! То, что милосердие и человеколюбие Божие даровало нам для здоровья и жизни, как лекарство против недугов и болезней душевных и телесных, то наиболее считается предвестником и обречением на смерть и приготовлением к ней!.. Мнение это очень одностороннее и произвольное и не имеет основания ни в заповеди апостола об елеосвящении, ни в ранге, по которому оно издревле совершается в Православной Церкви "( Таинство непорочного елея. М., 2008. С. 9–10).

По правилам Православной Церкви, нездоровой, над которым совершается елеосвящение, должен находиться в сознании. Соборование не совершается над младенцами, не достигшими 7 лет, поскольку врачевание больного находится в прямой связи с очищением его души от позабытых и неосознанных грехов. Не могут собороваться также здоровые, которым предстоит суровая опасность, а также приговоренные к смертной казни. Не имеют все шансы участвовать в этом таинстве также люди, не принадлежащие к Православной Церкви. Нераскаянным грешникам и бесноватым, обижающим веру, также таинство елеосвящения не может существовать подано. В литургической литературе ясно проводится мысль, что сам поп совершить над собой таинство святого елея не может. Это противоречит апостольскому указанию: " Пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне "( Иак. 5: 14). Согласно правилам, над погибшим совершать таинство елеосвящения нельзя( Номоканон, 164). Недействительно еще заочное соборование.

К этому таинству человек обязан приготовиться через таинство покаяния. Хотя время от времени и праведникам Господь Бог посылает болезни для духовного совершенствования, у большинства людей заболевание является результатом разрушительного действия греха. Поэтому в Священном Писании говорится, что настоящим врачом является Бог: " Я Господь, целитель твой "( Исх. 15: 26). Любой недомогающий должен, прежде всего, обратиться к Богу, чтоб очиститься от грехов и исправить жизнь. Без этого содействие медицины может оказаться недейственной. Поэтому погиб царь Аса, который " в болезни своей взыскал не Господа, а докторов "( 2 Пар. 16: 12). Спаситель наш, когда к нему принесли расслабленного для исцеления, до этого всего, прощает ему грехи: " Чадо, прощаются тебе грехи твои "( Мк. 2: 3–11). На ассоциация прощения грехов и исцеление по молитве священников показывает и апостол Иаков( см.: Иак. 5: 14–15). Святые отцы, разговаривая о таинстве елеосвящения, руководствовались библейским учением: " Кто сотворил душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может излечить и тело от временных страданий и болезней "( преподобный Макарий Великий). О помиловании грехов в таинстве соборования пишет великий старик преподобный Амвросий Оптинский: " Сила таинства елеосвящения состоит в том, что им прощаются в индивидуальности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие физическое, аще воля Божия будет на сие "( Собр. писем в 3-х долях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80). Мыслью о связи телесного исцеления с помилованием грехов проникнуты все молитвы таинства святого елея.
У неких верующих неправильное отношение к таинству святого елея имеет место быть в том, что они ожидают немедленного исцеления. Если этого не вышло, то они нередко впадают в уныние. Всеблагой Господь знает, кому отдать исцеление, а кого вести к Спасению путем заболеваний. Однако в любом случае все, кто с верою приступают к соборованию, получают духовную выгоду.
Таинство святого елея может совершаться в храме, ежели больной в состоянии передвигаться, а также дома или в клинике. Елеосвящение может быть совершено в любое время церковного года, а еще в любой час дня и ночи, если этого требует положение больного.
Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, естественно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не лишь в телесном исцелении( собороваться может и физически здравый человек), но прежде всего – в исцелении духовном,


Иеромонах Иов (Гумеров)




0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.