Чудотворный Хабаровский список Албазинской иконы Божией Матери ч.2

Продолжение. Начало см. здесь: suzhdeno.ru/blog/86.html

Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением.

… Летом 1900 года, во время «Боксерского» восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

Надо сказать, что и в наши дни, по свидетельству захваченных хабаровскими погранцами китайских браконьеров, китайцы часто видят проходящую по русскому берегу Светлую Женщину невероятно большого роста, которая внушает им трепет. В наши дни граница оголяется. В Хабаровске почти полностью уничтожена Краснознамённая Амурская Флотилия. База КАФ, некогда бывшая целым пригородом при Хабаровске ныне стоит в руинах. Матросов и офицеров там больше нет. Большие Десантно-Штурмовые Катера «Мурены» — целые крейсеры на воздушной подушке, имевшие возможность ходить не только по воде, но и по суху, сняты с вооружения и проданы в Китай. По свидетельству нашего форумчанина Димы, чья супруга Ольга служит прапорщиком на границе, в пограничных частях больше нет рядовых. Службу несут офицеры и прапорщики. Ныне, наши границы охраняет лишь Пречистая Дева, по молитвам верных возносимым в православных храмах, в том числе и пред Её Албазинским образом.

Но вернёмся к историческому повествованию. В 1897 году в истории Албазинского образа произошло знаменательное событие. В то время в городе Хабаровске проживал благочестивый и богобоязненный купец Василий Плюснин.

История города Хабаровска начинается с освоения Дальнего Востока. Заложению города предшествовал Российско-китайский договор 1858 года, согласно которому весь левый берег Амура переходил во владение Российской империи, правый берег до реки Уссури – китайской империи Цин, а от Уссури до побережья пребывал «в общем владении» до определения границ.

После подписания договора, по приказу генерал-губернатора Восточной Сибири Графа Н.Н. Муравьева для основания поселений по Амуру был отправлен 13-й Сибирский линейный батальон под командованием капитана Я.В. Дьяченко. И в мае 1858 года солдаты высадились на берегу Амура на Среднеамурской низменности и основали военный пост, назвав его Хабаровка – в честь землепроходца 17 века Ерофея Хабарова. К августу в Хабаровке были отведены земельные участки под постройку зданий.

Благодаря очень удобному местоположению (место слияния рек Амур и Уссури) Хабаровка начала быстро развиваться. За служивыми людьми потянулись предприимчивые люди. Основными занятиями в это время были прибыльные пушные и рыбные промыслы, а также огромное количество плодородных земель, которые раздавались бесплатно. В 1859 году по поручению Графа Муравьёва-Амурского в Хабаровку прислали навербованных переселенцев и штрафованных солдат.

Первоначально в Хабаровке были построены здания военного назначения, но уже через 5 лет с момента основания было построено 167 строений, среди них – дом военачальника, казарма, склады, жилые дома и торговые лавки. В 1873 году в Хабаровске была открыта первая начальная школа, а к концу 19 века там уже был музей, библиотека, первое профессиональное техническое училище…

С 1880 года Хабаровка становится городом, административным центром Приморской области, а затем – административным центром Приамурского генерал-губернаторства. В 1893 году город переименован в Хабаровск.

Честные и замечательные люди жили в Хабаровске — солдаты и офицеры, учителя и купцы. К числу последних принадлежал Василий Фёдорович Плюснин.

Купеческая династия Плюсниных прославилась в Хабаровске не только удачной торговлей, но и меценатством и благочестием. Не даром одна из рек в центре города была названа Плюснинкой. Ныне, река Плюснинка, впадающая в Амур, забрана в тоннель и проходит под землёй, а над ней раскинулся прекрасный бульвар, в котором растут реликтовые приамурские деревья и прекрасные цветы, с любовью выращиваемые хабаровчанами.

По заказу богобоязненного и благочестивого купца Плюснина был написан список с чудотворной Албазинской иконы Пречистой Девы.

В 1897 году Василий Фёдорович по благочестивому желанию передал её в Успенский собор. С тех пор, Хабаровский список Албазинской иконы стал доступен для поклонения всем верующим.

О соборе, приютившем великую святыню следует сказать несколько отдельных слов, тем более, что его история так же связана с купеческой династией Плюсниных.

Г.-Х.С.У.Б.М. до октябрьского путча

История Успенского собора начинается с 1876 г., когда на имя иркутского архиепископа поступили 15 тыс. рублей от безымянного благотворителя на постройку каменной церкви во имя Успения Божией Матери. Причем жертвователь поставил условие начать строительство храма лишь тогда, когда общая сумма вместе с процентами и другими пожертвованиями составит не менее 40 тыс. рублей. Сборщиком средств выбрали купца 1-й гильдии Андрея Федоровича Плюснина.

Летом 1880 года был выделен «участок в квартале 2» на постройку храма, уже был заложен фундамент, закуплен кирпич, но неожиданно заболел и 21 июня 1880 года умер А.Ф. Плюснин. С его смертью строительство храма приостановилось, кирпич продали, а фундамент разобрали. Детей у Андрея Федоровича Плюснина не было, и его капитал перешел в наследство младшему брату Василию Федоровичу, который и возобновил строительство храма в 1884 году.

Закладка храма произошла 23 мая 1884 года. Храм строили по проекту инженера С.О. Бера. Он не только разработал проект Успенского собора, но и руководил его строительством в 1883-1889 гг. К 24 декабря 1886 года основные работы были закончены, и после малого освящения храма в нем была совершена первая рождественская служба. Полным чином собор освящен 16 декабря 1890 года Преосвященнейшим Гурием епископом Камчатским.

В последующие годы благоустройство храма продолжалось. Так, в конце 1891 года был пристроен придел с иконостасом, освященный во имя Святителя Николая Чудотворца в память посещения нашего края цесаревичем Николаем (впоследствии Император Николай II, прославленный Церковью в лике страстотерпцев, небесный покровитель нашего форума православной молодёжи).

26 ноября 1895 года при соборе была открыта церковно-приходская школа, которая содержалась на деньги, выручаемые от продажи свеч и на частные пожертвования.

Уже после пожертвования Василием Фёдоровичем в собор, в котором он, кстати, был церковным старостой, Хабаровского списка Албазинского образа Пресвятой Богородицы, январе 1902 г. по благословению правящего архиерея Благовещенской епархии было начато возведение каменной колокольни, затем к храму пристроили еще два боковых придела, а придел Святителя Николая был расширен пристройкой «полуциркуля», и в этом виде собор запечатлен на многочисленных старинных фотографиях и открытках.

Журнал «Благовещенские епархиальные ведомости» сообщал в конце 1905 года: «В новом своем виде Хабаровский собор сделался величественным и прекрасным и без преувеличения можно сказать, стал лучшей церковью не только в Благовещенской епархии, но и в Амурском крае, не исключая, по свидетельству очевидцев, и Владивостокского кафедрального собора».

Многие люди не только из Хабаровска, но и из окрестных земель прибегали к молитвенному заступничеству Матери Божией молясь пред чудным списком. Неизвестно, видел ли безвестный создатель прославленного списка первообраз Албазинской Божией Матери. Быть может видел давно и писал по памяти, а быть может, он писал его по чьему-то неполному описанию, но доподлинно ясно одно — Хабаровский список сильно отличается от первообраза. Так, на первообразе, Пречистая Дева держит Свой Покров. На Хабаровском же списке Покрова нет. Вместо этого, одной Своей дланью Пресвятая благословляет молящихся. Далее, на первообразе Пречистую окружают два серафима — один чёрный и другой красный. На Хабаровском же списке оба серафима красные. Эти особенности делают Хабаровский список Албазинской иконы пречистой Девы особым образом выделяющим его из всех других списков. С полной уверенностью можно утверждать, что Хабаровский Чудотворный список Албазинской иконы Пресвятой Богородицы — самостоятельный и уникальный образ.

Окончание см. здесь: suzhdeno.ru/blog/88.html

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.