Возвращение к христианскому сознанию

Возвращение к христианскому сознанию

 
Ольга  Четверикова
20.02.2013

Рецензия на книгу В.Ю.Катасонова «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» — М.: Институт русской цивилизации, 2013. 1074 с …


Наконец-то вышла в свет книга нашего замечательного православного учёного, мыслителя, публициста Валентина Юрьевича Катасонова - «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации», изданная Институтом русской цивилизации и представляющая собой объёмный труд, включивший в себя многочисленные исследования, которые осуществлялись автором на протяжении последних лет, главное из которых уже известно нам по работе «О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации».
Писать рецензию на этот труд нелегко, поскольку он представляет собой всеобъемлющий анализ различных сфер человеческой деятельности — экономической, социальной, политической, духовной в их тесной связи друг с другом, так что невозможно вычленить какую-то одну сторону проблемы, не касаясь иных её аспектов. Но если мы выделим ключевую идею данного исследования, то сложная картина общественного развития приобретает удивительно законченный и стройный вид, показывая несостоятельность попыток объяснить исторические явления с помощью умозрительных схем, исходящих из материалистического или позитивистского подходов, которые под разными названиями доминировали и продолжают доминировать в так называемых «общественных науках» (ведь мы прекрасно понимаем, насколько условен термин «наука» применительно к гуманитарным исследованиям).
 
Книгу В.Ю.Катасонова по праву можно назвать событием. В ней впервые дан целостный взгляд на историю человеческого общества, исходящий из понимания её как духовного творчества людей, которое в зависимости от определяющих его нравственных ценностей воплощается в соответствующие материальные формы. В этом плане её можно рассматривать как органичное продолжение фундаментального исследования Л.М.Тихомирова «Религиозно-философские основы истории». Но если последнее концентрируется исключительно на религиозно-мировоззренческой сфере деятельности, то в книге В.Ю.Катасонова духовная культура рассматривается как ключ к пониманию смысла нашей нынешней цивилизации в её всеобъемлющих проявлениях, и в первую очередь в её наиболее заземлённой форме — хозяйственного развития. В итоге такие сугубо экономические явления, как финансы и деньги рассматриваются не как завязанные на собственную логику развития, а с метафизической, и даже вернее, с богословской точки зрения, в основе которой лежит православное понимание мироустройства.
Основы же духовной культуры были сформулированы Христом в крайне лаконичной, но наполненной законченным смыслом формуле: «Никакой слуга не может служить двум господам… Не можете служить Богу и мамоне» (Лк. 16: 13). Это известное всем положение, обычно понимаемое как нравственная установка, применённое автором в качестве главного метода исследования, позволило сделать такое простое и, вместе с тем, фундаментальное открытие — эта формула Христа определяет два пути развития человечества, выраженные в двух разных цивилизациях: одна основана на заповедях Божьих, другая — на служении богатству или дьяволу. Именно по второму пути и пошло человечество, и в этом смысле современный капитализм — это не явление нового времени, а лишь одна из форм или частичный случай той самой «денежной цивилизации», которая может развиваться только на основе отрицания христианства, а значит, абсолютно с ним несовместима.
Современный капитализм означает, что основной принцип «денежной цивилизации» — накопление денег — проник уже во все поры нашего общества и распространился на все виды человеческой деятельности, когда и сама духовность превращается в «религиозный товар». Но зачатки этой цивилизации существовали уже в древнем мире, и автор даёт прекрасный анализ деструктивной деятельности «вируса капитализма» в Вавилоне, Ассирии, Римской империи, куда он был внедрён не некими внеземными пришельцами (как это можно было бы объяснить, исходя из некоторых популярных конспирологических теорий), а последователями так называемой каинитской цивилизации, которую автор рассматривает уже в другом, не вошедшем в данный труд исследовании.
Быстрое и успешное продвижение этой «денежной цивилизации» стало возможным после того, как её идейно-мировоззренческое обоснование было закреплено в Торе и Талмуде, в которых впервые были чётко сформулированы основные принципы религии денег, исповедовавшейся служителями мамоне. А дальше необходимо было совершить всеобщую мировоззренческую революцию, чтобы заставить исповедовать эту религию всех остальных, и в первую очередь христиан путём трансформации христианства, а вернее его иудаизации, вылившейся в итоге в полный отказ от христианских норм жизни.
Наиболее ценным в исследовании автора является анализ самого процесса трансформации, которая происходила постепенно в результате целых серий «денежных революций» (и в этом плане представляет собой «перманентную революцию»), осуществляемых наиболее верными служителями мамоне — банкирами-ростовщиками (автор выделяет их как главных носителей денежной цивилизации, подчеркивая, что из трёх форм капитала — денежной, товарной и производительной — первый является главной, подчиняющей себе все остальные). Исследованию идеалов и религии автор уделяет особое внимание, поскольку это и есть те «избранные» в элите капиталистического общества, духовное помрачение которых, выражающееся в стремлении быть как Бог, толкает их к иррациональному стремлению к мировой власти — власти не только над вещами, но над людьми и, главное, над душами людей.Это и есть высшая цель ростовщиков, в то время, как богатство и деньги — только средство, с помощью которых они подчиняют других. Без понимания этой глубинной устремленности к власти невозможно понять духовно-политический смысл ни прошлой, ни современной истории.
Другой, и самый острый вопрос — как совершаются эти революции, каковы их методы и технология. Поскольку практика процента рассматривалась христианством всегда как неприемлемая, ростовщики поставили себе амбициозную цель — не только добиться легализации и легитимизации процента, но, заставить всё общество относиться к деньгам не как к «средству», а как к «цели», достижению которой должны быть посвящены все творческие силы человека. Для этого и была предпринята «денежная революция», продолжающаяся на протяжении целого ряда веков, прошедшая ряд этапов и, похоже, приближающаяся к своей последней, завершающей стадии.
Автор выделяет здесь следующие этапы:
— поначалу достижение «полулегального» состояния ростовщичества (попустительства со стороны церкви практике процента при формальном его запрете);
легализация ростовщичества путём отмены запретов на взимание процентов при установлении ограничений на максимальную величину;
— создание банков с частичным резервированием обязательств ростовщиков перед своими клиентами (то есть осуществление ссудных операций, не имеющих надёжного обеспечения) и переход ростовщиков к созданию новых денег «из воздуха»;
— изобретение ценных бумаг, то есть фиктивного капитала и создание фондовой биржи, представляющей собой фактически игорный дом, в котором выигрывают обладатели инсайдерской информацией;
— учреждение «центральных банков», представляющих собой те «генеральные штабы» ростовщиков, с помощью которых им удалось установить полный контроль над государственной казной и денежным обращением, и центральную роль среди которых играет ФРС США;
— введение так называемого «золотого стандарта» во внутреннем и внешнем денежном обороте, утвердившего ведущие позиции тех ростовщиков, которые контролировали добычу золота и сконцентрировали в своих руках его наибольшие запасы (в первую очередь речь идёт о Ротшильдах);
— затем отмена золотого стандарта, позволившая перейти к эмиссии необеспеченных денег — долларов (занявших место золота) и включить полную мощь «печатного станка» ФРС;
— наконец, всеобщая глобальная либерализация по рецептам «Вашингтонского консенсуса» как способ формирования постоянного спроса на кредитные деньги.
Кредитные деньги, делаемые ростовщиками «из воздуха» стали их главным величайшим изобретением, позволяющим превращать в своих должников всё человечество и постепенно прибирать к рукам созданные им национальные богатства. Красноречива в этом отношении приводимая автором цитата директора Банка Англии лорда Дж. Стэмпа: «Современная банковская система производит деньги из ничего. Данный процесс, вероятно, является наиболее удивительным фокусом когда-либо изобретённым. Банковское дело было задумано незаконно и рождено во грехе… Если вы хотите быть рабами банкиров, при этом оплачивать своё собственное рабство, то тогда позвольте банкирам создавать деньги».
Изобретя кредитные деньги (этот «вирус разрушения») ростовщики создали такую «долговую экономику», при которой все нации находятся в состоянии хронических должников. Чтобы рассчитаться, производятся новые деньги, то есть очередные долги, и, в итоге, чем больше денежная масса, тем больше сумма долгов. Должниками являются все современные государства, во главе с крупнейшим из них — США. Так, в начале 2009 г. чисто финансовые обязательства всех субъектов хозяйственной жизни Америки в виде чисто финансовых и социальных обязательств составили 115 трлн. долл. Суммарные обязательства Америки в виде чистых финансовых, социальных обязательств и обязательств по деривативам банков США составили 315 трлн. долл., что превысило активы страны в 7 раз! Рост долгов и есть реальная причина современного финансового кризиса, однако замалчивая этот факт, ростовщики продолжают закачивать в экономику всё новые кредиты, увеличивая долги, что в итоге может привести к распаду финансовой и политической системы и США, и самой западной цивилизации.
Безусловно, это можно оценивать как безумие, если не понимать главной цели мировых ростовщиков. Сегодня все их силы брошены на то, чтобы обеспечить спрос на долларовые бумажки, на которые они скупают реальны богатства мира. Для этого пока что и нужны доллары, от которых избавятся, когда все реальные богатства будут сконцентрированы в руках мировых хозяев. В этих целях осуществляется глобальная либерализация, затрагивающая все сферы. Речь идёт о либерализации цен и международного движения капитала, при которой начался бурный расцвет офшоров, о модернизации «традиционных» финансовых рынков, при которой резко расширяются возможности проведения на них различного рода спекуляций и манипуляций, о вовлечении в сферу товарно-денежных отношений в широких масштабах новых классов «объектов» — земли, недр, природных ресурсов, всегда рассматривавшихся раньше как «национальное достояние» и никогда не менявших своего государственного статуса. В дешевый товар, как на заре капитализма, превращается детская и женская рабочая сила, скупаются бюджетные средства государств, приватизируются государственные активы, и, наконец, конструируются новые «нематериальные активы», создающие новую чисто виртуальную экономику фирменных и торговых знаков, требующую формирования религии брэнда, разрабатывающей специальные технологии управления сознанием людей.
Последним же событием «денежной революции» стали производные финансовые инструменты (ПФИ) или деривативы — этот новейший класс виртуальных активов, представляющий собой самый мощный и объёмный уровень перевернутой финансовой долговой пирамиды, с появлением которых, как пишет автор, есть все основания сказать, что «долги — это деньги». С ними произошёл окончательный отрыв финансового сектора от реального и окончательное превращение капитализма в «денежный капитализм» или «экономику казино», при котором реальный сектор обречён на окончательную «смерть». Пугающий лавинообразный рост ПФИ вызвал моду на критику деривативов, причём среди самих спекулянтов, но сути дела это не меняет. Виртуальный мир развивается по своим собственным законам, ввергая людей в плен «денежных галлюцинаций».
В тех же целях (обеспечить спрос на «продукцию» ФРС) ростовщиками сознательно усиливается неустойчивость финансовых рынков, позволяющая им делать большие деньги на колебаниях валютных курсов и процентных ставок. Ради этого постоянно провоцируются и кризисы. Как пишет автор, «после возникновения кризисов иностранные инвесторы по дешёвке скупают «осколки» разрушенной экономики (обесценившиеся активы реального и банковского секторов). Деньги делают разрушения, деньги делаются на разрушениях».
По всем признакам, тот общемировой хаос или та всеобщая гражданская война, в которую пытаются сегодня ввергнуть человечество современные хозяева мира, призвана статьзавершающей стадией мировой революции, в результате которой они надеются утвердить политическую и духовую власть антихриста. Это, как пишет автор, будет история нового рабовладельческого строя, где рабовладельцами будут бывшие ростовщики («золотой миллион»), а рабами — все остальные. А бывшими они станут постольку, поскольку деньги, которые являются лишь инструментом для установления их власти, будут им больше не нужны.
Но тут они сталкиваются с главной проблемой — успеть создать свой мировой порядок до того, как человечество прозреет и избавится от иллюзий «изумрудного города». И на то, чтобы люди не сняли зеленые очки, как раз и работает вся пропагандистская машина финансовой элиты, использующая всевозможные формы информационного, интеллектуального, психологического и морального контроля над человечеством.
Данные обстоятельства делают все более неотложным и крайне актуальным формирование нашего собственного видения и понимания происходящих в мире процессов с неискаженных православных позиций. И ценность исследования Валентина Юрьевича Катасонова именно в том, что осуществив глубокий и всеобъемлющий анализ истории и функционирования современной «денежной цивилизации», а также раскрыв цели, задачи и методы действия мировой финансовой верхушки, автор тем самым раскрыл и пути противодействия этим силам, дав контуры программы выхода из цивилизационного тупика.
Ольга Николаевна Четверикова, кандидат исторических наук, доцент МГИМО(У) МИД РФ

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.