Про Матильду и не только



Фильм режиссера Алексея Учителя «Матильда» — уже название говорит о многом, не успев выйти на широкие экраны нашей страны, уже наделал много скандалов и  шума.  По аоводу работы (псевдоработы высказались уже все и РПЦ и Президент, и высшие чиновники и деятели культуры, представитили семьи Романовых и простые пользователи сети.
От себя замечу:
«К сожалению, это трент и печальная тенденция последних лет, когда работы не заслуживающие широкого внимания: откровенно слабые и бессодержательные пытаются «раскрутить» помощью скандалов и провокаций. „
Но обо всем по порядку. Идем в кино, смотрим и делаем выводы.

Если уйти, а это очень немаловажно, от посредственного сюжета и достаточной слабой сюжетной ленты, сосредоточение режиссера исключительно на страсти, то справедливости ради надо сказать:

1. Фильм собрал неплохой актерский состав и игра актеров на высоте.
2. фильм роскошный с точки зрения декораций и интерьеров. Но емку далеко до эпахальности тех же работ Никиты Михалкова.
А теперь НО!
Но в центре мелодрамы ( не драмы!): император  Николай, зверски убитый вместе с несовершеннолетними детьми варварами-изуверами новой власти Советов. Однако режиссер скорее сосредоточился на оспаривании нравственных семейных устоев будущего императора, а такое чувство как любовь заменено (подменено) страсью. При чем желание возвеличить страсть в степень заставило режиссера не просто формально отнестись к историческим фактам, но и с легкостью исказить их.
Это небрежное отношение к истории, святому и почитаемому последнему императору и чувствам верующих и вылились в допремьерную истрерию и скандалы.

Вот только несколько исторических фактов, так сказать из доступных источников, которые искажены Учителем:

 В кино:
Отец Николая II император Александр III был против брака сына с принцессой Алисой Гессенской.
В жизни:
Действительно, поначалу российский император с супругой не были в восторге от этого брака. Пусть Алиса и являлась внучкой английской королевы Виктории, но на тот момент она была нищей принцессой из захолустного немецкого герцогства. Мать ее страдала нервным расстройством, но, самое страшное, являлась носителем гемофилии, которая передается по женской линии сыновьям, но сами носительницы при этом не болеют. (В итоге от гемофилии страдал сын Николая царевич Алексей). Александр рассчитывал на брак наследника с Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского. Но потом политика, а также тяжелая болезнь императора (а он хотел женить сына до своей смерти) ускорили брак Николая и Алисы, в крещении ставшей Александрой Федоровной.
В кино:
Александр III сам познакомил сына с Матильдой Кшесинской.
В жизни:
Это случилось в 1890 году сразу после выпускного спектакля в Императорском театральном училище, которое по традиции посещал монарх с семьей. Александр III неожиданно выделил среди всех танцовщиц Матильду Кшесинскую и заявил 17-летней выпускнице: «Будьте украшением и славою нашего балета!» После спектакля, не снимая театральных костюмов, все ученики собирались в большом репетиционном зале – для представления царственным особам. Действо было тщательно отрепетировано, кандидатуры лучших выпускниц заранее отобраны из числа первых воспитанниц, в числе которых Кшесинская не могла оказаться уже потому, что числилась приходящей. И тут случилась первая неожиданность – в нарушение всех правил государь поинтересовался: «А где же Кшесинская?» Пришлось ее вызвать. После представления выпускников следовал торжественный ужин, а за общим столом у Малечки тоже не было постоянного места. И государь опять распорядился по-своему – усадил Кшесинскую между собою и наследником, игриво погрозив обоим: «Смотрите только, не флиртуйте слишком!». При этом общаться плотно Николай с Кшесинской стали лишь спустя два года. А вот показывать сыну в поезде, который через какое-то время попал в аварию, фотографию юной балерины Александр не мог. Ведь крушение состава, в котором император получил ранения, из-за которых потом заболел и рано умер, случилось за два года до знакомства Николая с Кшесинской.

В кино:
Николай II никак не может забыть свою возлюбленную, собираясь отказаться от престола ради Кшесинской и бежать с ней.
В жизни:
Многие критики фильма утверждают, что отношения Николая и Матильды были лишь платонческими. Это вряд ли. Но вот что после решения родителей женить его на Алисе Гессенской он решает завершить роман с Кшесинской – точно. И никуда бежать Ники не собирался. Вот как в своих мемуарах об этом вспоминает сама балерина: «7 апреля 1894 года было объявлено о помолвке наследника престола с Алисой, принцессой Гессен-Дармштадтской. Я давно знала, что рано или поздно это должно произойти, но все же горе мое было беспредельным…После возвращения из Кобурга и помолвки наследник престола попросил меня о прощальном свидании. Мы условились встретиться на Волконском шоссе, у стоявшего на обочине сарая с сеном.Я приехала из города в своем экипаже, а он – верхом, прямо с полигона. И, как всегда бывает в таких случаях, когда нужно очень многое сказать друг другу, к горлу подступил комок, и мы говорили совсем не то, что хотели. Очень многое так и осталось невысказанным. Да и о чем можно вести речь на прощание, если знаешь, что уже ничего нельзя изменить…
Когда Ники уехал на полигон, я еще долго стояла у сарая и смотрела ему вслед, пока он не скрылся из виду. А он все оглядывался и оглядывался… Я не плакала, но сердце мое разрывалось от горя, и по мере того, как он удалялся, на душе у меня становилось все тяжелее. Я вернулась в город, в свой пустой и осиротевший дом. Мне казалось, что жизнь кончилась и впереди не будет ничего, кроме боли и горечи».
По слухам, Кшесинская получила 100 тысяч рублей и дом в качестве окончательного расчета за отношения с августейшим любовником. В дальнейшем они, скорее всего, больше никогда не встречались. Но Николай периодически заочно помогал экс-подруге в ее театральных делах. Не известно ничего и о хотя бы одной личной встрече императрицы Александры Федоровны и Кшесинской.

В кино:
У Николая был конкурент – поручик Воронцов (его играет Данила Козловский). Он влюблен в Матильду Кшесинскую так сильно, что пытается помешать своему главному сопернику. Например, хочет избить того короной. Будущий император Николай II проявляет милость к незадачливому преступнику – заменяет смертную казнь принудительным лечением.
В жизни:
Ни о каком поклоннике Кшесинской по фамилии Воронцов не известно. Балерина больше предпочитала членов императорской фамилии: после расставания с Ники она была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича Романовых. Да и поднять руку на цесаревича из-за балерины русский офицер вряд ли бы смог – не вписывается это в кодекс дворянской чести. Так что в данном случае это исключительно художественный вымысел.
В кино:
Кшесинская присутствует на коронации Николая I в Успенском соборе Кремля, во время которой император падает в обморок, а с его головы падает корона.
В жизни:
Балерина не присутствовала на коронации императора и, конечно, ни по каким лестницам в соборе бегать не могла. В своих воспоминаниях она пишет, что хотела посмотреть на электрическую иллюминацию Большого Кремлевского дворца во время праздничных торжеств, но «мне пришлось отказаться от своей затеи из-за людских толп, переполнявших улицы. И все же мне удалось увидеть самые красивые узоры на фасаде Кремлевского дворца». Нет также документальных подтверждений того, что Николаю стало плохо во время церемонии коронации. По слухам, с груди императора лишь упала цепь ордена Андрея Первозванного.

Российские историки нашли огромное количество исторических нестыковок и домыслов, чтобы с уверенностью сказать ни какие тайны Романовых фильм не раскрыл. Так как художественный вымысел преобладает во всем.
Фильм не получился ни историческим ни меладрамотическим. Фильм не ставит перед зрителем ни каких вопросов и уходя после показа, я не раз слышал от зрителя: “Что тут такова. Фильм ни о чем».


Заканчивая статью, я хотел бы сказать, что та истерия с показом фильма только подогрела интерес и зритель шел скорее из любопытства, нежели из желания стать чуть посвященнее в историческое прошлое страны и императора.
Фильм не получился но получился скандал, подогревший критиков с обоих сторон.
Идти или не идти дело каждого. Я лишь рассказал, что увидел я, согласившись с Учителем, что сначала фильм надо смотреть, а потом критиковать. Я не критик, даже не историк, но в душе обидно: неужеле НАШЕ РОССИЙСКОЕ КИНО ТЕПЕРЬ ТАКОЕ. И ЕСЛИ СО ВРЕМЕН ЛОМАНОСОВА ИСТОРИИ РОССИИ ПИСАЛИ (ПЕРЕПИСЫВАЛИ) НЕМЦЫ, ТЕПЕРЬ ОНИ ЕЕ ИГРАЮТ.



 


P.S. Забытые русские традиции и мастерство строительство русских бань, деревянных домов. Русь православная.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.