Евангельское учение о любви

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Ин, 15, 13)

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «любовь есть источник Божественного огня в сердце». Любовь — это дар Божий. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем». (1 Ин. 4, 16) Жизнь в любви — это великая радость, это высшее блаженство. Бог, всегда живя в любви, захотел, чтобы и другие существа получили эту радость. Для этого Он создал мир. Людям Господь дал разум и бессмертную душу, и дал назначение — познавать Бога и становиться все лучше, все добрее, то есть совершенствоваться в любви к Богу и друг ко другу, получать от этого все большую радость в жизни.

Любовь — это жертвование собой во имя Бога, ради ближнего. Но, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов: «Естественная любовь наша повреждена падением: ее нужно умертвить — повелевает Христос — и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе». Любовь к Богу и любовь к ближнему неразрывно связаны между собою. Авва Дорофей учил: «Таково свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом. То есть: 1) чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу и чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей.» Искренне любя ближних, мы любим Бога, выполняем Его Заповеди, несем в мир добро.

Много раз люди спрашивали Иисуса Христа о том, что самое главное з Его учении, чтобы получить вечную жизнь в Царстве Божием. Он отвечал: "«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь, вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на этих двух заповедях утверждаются весь мир и пророки." (Мф. 22., 40) «Другой большей заповеди, чем эти две, нет.» (Мк. 12, 31) Это означает, что все, чему учит нас Священное Писание, о чем говорили пророки, — все это целиком содержат в себе эти две главные заповеди, то есть все заповеди закона и учение его говорят нам о любви.

В Нагорной проповеди Иисус Христос дает наставление о том, как выполнить заповедь любви, возвещая общее правило обращения с людьми: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте сними». (Лк. 6, 31) Все мы хотим, чтобы нас любили, делали нам добро, не обижали нас, так и мы не должны делать другим того, что не желаем себе.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Но когда дело идет о любви к ближнему, как к самому себе, то тут лукавая плоть наша, в которой не живет доброе, произвольно хочет ограничить круг ближних своих и любовь к ближнему, именно: хочет любить только любящих нас, только своих, только друзей и знакомых, благоприятствующих нам.»

Господь же учит нас, чтобы любили мы не только тех, кто любит нас, но и врагов наших. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф. 5, 44) Святитель Димитрий Ростовский в „Уроках благочестия“ пишет: „Едва не у каждого из нас есть враг — из друзей, из соседей, из равных, из больших нас, из дальних, из ближних всегда найдется недоброжелатель, враждующий против нас, поноситель, клеветник. Вот всех таких Господь повелевает нам любить… Прежде всего любящий врага, благотворящий ему исцеляет слепого, просвещает не телесно слепого, а ослепшего умом. Слепота ума — безумие, как слепота тела есть помрачение очей. Ничто не помрочает очи ума нашего, как гнев и ярость.“
Продолжая учить о любви, Господь говорит о прощении ближнего: „Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения из, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.“ (Мф. 6, 14 — 15) Святой Праведный Иоанн Кронштадтский поясняет: „Братия и сестры! Памятозлобие есть порок ужаснейший, и сколько мерзок перед Богом, столько пагубен и в обществе. Мы созданы по образу и подобию Божию: кротость и незлобие должны быть нашими свойствами неизменными; ибо и Бог всегда с нами поступает по своей кротости, долго терпит и прощает нам без числа. И мы должны прощать. — А памятозлобивый не имеет в себе образа и подобия Божия: он более зверь нежели человек.“

Снова и снова Господь возвращается в своем учении к теме любви и рассказывает притчу о милосердном самарянине. В этой притче говорится о человеке из народа, которого евреи не любили и общения с которым избегали. Этот самарянин, увидев на дороге раненого ограбленного иудея, мимо которого прошли священник и левит, перевязал ему раны, отвез его в гостиницу, оставил хозяину гостиницы деньги на содержание пострадавшего. Кроме главной мысли о том, что следует ближним считать каждого человека, из этой притчи можно извлечь наставления о том, что не надо дожидаться того, когда нуждающийся попросит помощи, а помогать нужде как только увидишь ее; что помогать страждущему ближнему следует с самоотвержением, невзирая на собственную опасность; что дело благотворения нельзя прекращать вначале или делать наполовину, но необходимо доводить его до конца.

И на Тайной Вечери, до ее окончания, как только вышел Куда, Господь говорит опять говорит о любви, возвещая апостолам: „Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою.“ (Ин. 13, 34-35) Говоря эти слова, Господь знал, что Ему уже не долго осталось пребывать на земле, и в Своих последних наставлениях Он снова напоминает о любви.
Любовь — это подвиг, подвиг самоотречения, самопожертвования, подвиг духовного совершенствования. Обратимся к трудам святых отцев, чтобы понять как можно обрести это прекрасное чувство — истинную, духовную любовь к ближнему.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: „Делай, что можешь полезнаго и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало по малу в духовную, разумную, святую… Святая любовь — чиста, свободна, вся в Боге. Она действие Святаго Духа, действующего в сердце по мере его очищения. В христианине воздай почтение Христу, Который сказал в наставление нам и еще скажет при решении нашей участи вечной: “Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне.» ( Мф. 25, 40) В обращении твоем с ближними содержи в памяти это изречение Евангелия, и соделаешься наперсником любви к ближнему… Совершенство христианина в совершенной любви к ближнему. Совершенная любовь к ближнему — в любви к Богу, для которой нет совершенства, для которой нет окончания в преуспеянии."

Преподобный Иоанн Лествичник в «Лествице» говорит нам: «По моему разумению, вера подобно лучу, надежда — свету, а любовь — кругу солнца. Все они составляют одно сияние и одну светлость.» (слово 30, глава 3)
Преподобный Ефрем Сирин говорит о том, как мы можем исполнить закон Христов: «Когда соединяемся друг с другом независтливостью, простотою, любовью, миром и радостью, преуспеяние ближнего почитая собственным своим приобретением, а равно немощи, и недостатки, и скорби познавая собственным ущербом, тогда в состоянии будем исполнить закон Христов. Вот подлинно ангельская жизнь!»
Преподобный Максим Исповедник указывает на то, как рождается любовь: «Любовь рождается от бесстрастия, бесстрастие от упования на Бога, упование от терпения и великодушия, сии последние от воздержания во всем, воздержание — от страха Божия, а страх — от веры в Бога.»

Апостол Павел возвещает нам: «Весь закон в одном слове заключается; „люби ближнего твоего, как самого себя.“ Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.» (Гал. 5, 14-15)
Как прост и одновременно сложен этот главный закон Господа нашего Иисуса Христа! Как часто раздражение, нетерпимость и агрессия побеждают в душе человека любовь, сострадание и милосердие.

В завершении этой маленькой работы хочется привести слова нашего современного священника Артемия Владимирова: «Хотим мы этого или нет, дни земной жизни очень скоро иссякнут, словно вода, пробежавшая меж пальцев. Как исчезает воспоминание о стаявшем снеге и как не задерживается, в ушах шум опавших листьев, унесенных осенним ветром, так душа, приближающаяся к исходу, не найдет ни опоры, ни утешенья в том, что было и прошло. Страшно, други мои, предстать пред лицем Вечности с пустотой в сердце, когда все земные приманки и удовольствия окажутся зияющей темной ямой, влекущей в свои бездонные недра душу… Дела любви, совершаемые во имя Господа Иисуса Христа, и составляют подлинную пишу души, уже здесь, прежде кончины, даруя ей благодать Божию. Когда мы будем умирать, единственно о чем пожалеем, так это о том, что мало любили, не были столь щедры на милость, как подсказывала нам совесть… Не будем мечтать о том, чего нет, но возблагодарим Господа за то, что есть у нас. А имеется не мало: нам даровано Богом умножать в этом мире любовь, черпая силы у Источника любви — Христа Спасителя.»

1 комментарий

avatar
Вспомнил:
Елена ТУРККА
СТИХОТВОРЕНИЕ

ВЕСТЬ

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга,
как Я возлюбил вас.
Нет больше той любви, как если кто положит
душу свою за друзей своих».
Евангелие от Иоанна 15:12,13

… по всей Земле сердец огни — как вехи к СЕРДЦУ Моему…

на всех путях ко Мне они

пылают, сожигая тьму!..

пусть вспыхнет множество огней,

ведь — Искрой — всякий наделён!..

путь Жертвы — путь Моих детей,

через сердца проходит он…

сердца — в ЛЮБВИ — объединим!..

пред СЕРДЦЕМ — тьме — не устоять…

МЫ СЕРДЦЕМ ЛЮБЯЩИМ СВОИМ

за други — ЖЕРТВУЕМ — Своя…

22.05.2011
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.